|
К проблеме этнической истории крымских болгар. |
В последние годы существования СССР, произошел ряд процессов,
приведших к изменениям в национальной политике государства. Одним из результатов
этого стало возвращение в Крым депортированных в 1944 году крымских татар,
греков, немцев, армян, болгар, что в свою очередь привело к возрождению
национально-культурного движения народов крымского полуострова.
Идея многонационального государства стала определяющей при создании Крымской АССР, в законотворческой деятельности Верховного Совета Крымской АССР. Однако, учитывая историческую несправедливость по отношению к репрессированным в 1944 г. крымским народам Верховный Совет Автономной Республики Крым и правительство республики постоянно делало поправку с учетом нужд депортированных народов, для чего в самом Верховном Совете была предоставлена отдельная квота представителям этих народов, а в структуре Совета Министров Крымской АССР был создан Государственный комитет по делам национальностей. Тем не менее, на наш взгляд, ряд вопросов касающихся сохранения культурного наследия крымских народов, и в первую очередь, вернувшихся из депортации, до настоящего времени не решены в полной мере. Прежде всего это может быть объяснено отсутствием концепции необходимой для создания единого плана по сохранению памятников национальной культуры народов Крыма, как населявших полуостров до его колонизации Российской империей, так в составе Российской империи и СССР. Необходимость подобной концепции пригодной именно для Крыма, вытекает из ряда исторических моментов последних двух столетий, характерных для судеб народов Крымского полуострова. Прежде всего, политикой переселений христианского населения из Крыма (конец XVIII в.), колонизаторской политикой Российской империи в связи с заселением полуострова, эмиграцией крымско-татарского населения в XVIII - XХ вв., этническими процессами первых десятилетий советской власти в Крыму и, наконец, "венцом" сталинской национальной политики - депортацией из Крыма неугодных народов. Результатом этой цепочки событий явилось затухание жизни во многих населенных пунктах Крыма, часть из которых более никогда не восстанавливалась, превращаясь в руины и холмы. Сегодня эти памятники подобны археологическим объектам, их руины перекрыты напластованиями земли, сопровождающие их старые кладбища почти не прослеживаются на ее поверхности, за исключением тех, где еще сохранились отдельные надгробные камни. Каждый из подобных объектов содержит в себе ценную научно-историческую, культурную и этнографическую информации об истории и культуре, видах хозяйственной деятельности, организации производства, бытовых особенностях оставившего их населения. Учитывая то обстоятельство, что разрушенные населенные пункты находятся на территории землепользования различных хозяйств, им постоянно угрожает опасность повреждения в ходе хозяйственной деятельности пользователя, расхищение строительных материалов из сохранившихся фундаментов, физическое уничтожение культурного слоя и всего памятника. В июне 1993 г. Верховным Советом Республики Крым был принят Закон "Об охране и использовании памятников истории и культуры", однако статьи 1,2 "Общих положений", хотя и могут предполагать наличие объектов, подобных указанных нами, но из-за неконкретности формулировок могут быть и не определены в качестве памятника. С целью сохранения этого вида исторических источников необходимо ввести в утвержденную классификацию новую категорию для обозначения подобных памятников - "историко-этнографический объект" или "памятник", осуществить их паспортизацию, установить режим охранных зон, подготовить научную документацию для постановки их на государственный учет в целях дальнейшего сохранения. При разработке темы "Памятники болгарской культуры в Крыму", которая выполнялась Крымским отделением института востоковедения НАН Украины им. А.Е.Крымского нами было обращено внимание на то обстоятельство, что до последнего времени вопросы истории крымских болгар не находили отражения на страницах исторических исследований, а этническая история этой части болгарского этноса, совершенно обойдена вниманием этнологов. Поэтому разработка включала в себя три части: историографию вопроса истории и этнографии крымских болгар; набросок очерка этнической истории; постановку проблемы памятников национальной культуры и в связи с этим предложения по дальнейшему исследованию и подготовке к постановке на государственный учет памятников крымских болгар. Настоящая статья является попыткой рассмотрения ряда этнологических аспектов проблемы этнической истории крымских болгар. Проблема памятников болгарской культуры в Крыму не может получить полного освещения, если не сказать о появлении на полуострове представителей народа, оставившего эти памятники. Необходимо отметить и тот факт, что часть предков современного болгарского народа в период раннего средневековья проживала на территории Крымского полуострова (протоболгарская культура). Первые болгарские переселенцы появились в Крыму в 1802 г. Существует небольшая библиография посвященная истории болгарских колонистов Крыма, содержащая данные статистики о болгарском населении полуострова, о вопросах возникновения колоний и их устройстве, ведении хозяйства колонистами и др. Первые публикации о болгарских колонистах Крыма появились 60-е г.г. XIX в. Внимание либеральной российской прессы привлекли события, произошедшие в деревне Джадре. Болгары, прибывшие из Турции благодаря усилиям российской дипломатии (Максименко, Губенко, 1978, с.71), неудовлетворенные местом, определенным для их поселения, потребовали у властей возвращения на родину в Турцию (ЦГААРК, Ф.26, Оп.1, Д.24501). В 1867 г. в Симферополе была издана под редакцией К.В.Ханацкого "Памятная книга Таврической губернии", сведения которой хотя и отрывочны, но все же освещают ряд моментов, связанных с основанием болгарских колоний в Крыму (Памятная книга..., с.193,198,199,295), основные занятия колонистов (Памятная книга..., с.199,245-246), краткую характеристику быта и нравов (Памятная книга..., с.199), образование (Памятная книга..., с.246). В 1869 г. в российской статистике появились данные А.Скальковского о болгарских колониях в Крыму, включавшие сведения по первому этапу болгарской колонизации Крыма начала XIX в., в том числе о количестве семей, мужского населения, о размерах земельных наделов на душу населения (Наши колонии.., 1869, Приложение II). В "Сборнике статистических сведений по Таврической губернии" изданном К.А.Вернером в 1889 г. данные о крымских болгарах весьма скудны и поверхностны, тем не менее, они дополняют ранее опубликованные сведения о колонизации (Вернер, 1889, с.13,30-31,66-67). Материалы "Первой Всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года" являются важным источником по проблеме болгар Крыма (Первая Всеобщая...,1904). Следует отметить проявление интереса к этнографическим особенностям крымских болгар. В 1887 г. небольшие этнографические наблюдения о быте крымских болгар опубликованы епископом Гермогеном (Гермоген, 1887, с.121-125). В 1899 г. в "Этнографическом обозрении" был опубликован очерк А.Музыченко "Быт болгар-поселенцев Феодосийского уезда", содержащий этнографические материалы (Музыченко, 1899, с.36-72). Этот очерк и до настоящего времени является важным источником по этнографии крымских болгар, что отмечалось еще В.И.Филоненко в 1930 г.(Филоненко,1930). Некоторые моменты этнографии крымских болгар освещены на страницах "Полного географического описания нашего отечества" в томе, посвященном Новороссии и Крыму изданном в 1910 г., в котором, в частности, использовались и сведения из публикации А.Музыченко (Полное географическое..,1910). В справочной литературе начала XX в. сведения о болгарах Крыма весьма поверхностны в силу специфики этих изданий, заключающих в себе обобщенные сведения (Справочник...,1911, с.21). Следует особо отметить путеводитель 1914 г, в котором представлены некоторые данные о колониях, занятиях и быте крымских болгар (Крым...,1914, с.295, 298-299). Немногословен относительно болгар Крыма и последний статистический справочник Таврической губернии Ф.Н.Андриевского (Андриевский, 1915). Первым специальным исследованием о болгарских колониях в российской историографии стала изданная в 1915 г. в Петрограде книга Н.С.Державина "Болгарские колонии в России". Еще в 1901 г. он опубликовал этнографическую заметку "У болгар в Таврической губернии", в которой очень коротко коснулся и темы крымских болгар (Державин, 1901, с.2-3). В переработанном и дополненном издании 1915 г. (Державин, 1915.) этой проблеме отводится несколько больше места; здесь наряду со сведениями о начале болгарской колонизации Крыма появились любопытные наблюдения автора об отличительных чертах именно крымских болгарских колоний и причинах, обусловивших эти отличия (Державин,1915, с.5-6, 12-13). В первое десятилетие после установления Советской власти в Крыму вопрос о крымских болгарах в крымском краеведении был поставлен лишь однажды в связи с "Экономико-этнографической экспедицией" Общества по изучению Крыма, Крымского общества истории, археологии и этнографии и Центрального музея Тавриды. По данным В.И.Филоненко эта экспедиция "изучала болгар, но результаты работы ее до сих пор не опубликованы"(Филоненко, 1931, с.8). Однако, резкое изменение национальной политики в 30-е г.г., практически уничтожило краеведческое движение, вытоптало ростки новых знаний об истории и культуре многих крымских народов. Насильственная депортация болгар Крыма в 1944 г. поставила любые исследования по истории этой этнографической группы вне закона. Книгой, определившей на долгие годы стратегию и тактику Крымской исторической науки стал первый том "Очерков по истории Крыма" П.Н.Надинского, в котором болгарам, как и другим переселенцам XIX в. было определено свое место в числе "привилегированных групп", объявленных автором "...опорой реакции в Крыму." (Надинский, 1951, с.148). Поэтому в крымских публикациях 50-х - сер.70-х г.г. сведения о крымских болгарах отсутствуют. В 1970 г. сведения о крымских болгарах XIX - нач. XX вв. были коротко обобщены на страницах книги Е.И.Дружининой (Дружинина,1970, с. 110,115-117, 240, 253). Выход этой книги стал приглашением и для крымских историков возвратиться к ранее запретной теме. Профессор Симферопольского государственного университета М.М.Максименко в соавторстве с Г.Н.Губенко опубликовали статью, посвященную вопросам землепользования и социального расслоения среди болгарских переселенцев Таврической губернии (Максименко, Губенко, 1978) в которой приведен ряд новых данных по вопросу о болгарских переселенцах в Крыму (Максименко, Губенко, 1978, с.70-74). Однако, эта публикация долго оставалась единственной. Положение изменилось в самом конце 80-х гг. в связи с подготовкой к массовому возвращению в Крым ранее репрессированных народов. Идеологическая подготовка этого события проводилась Крымским обкомом КПУ. В 1988 г. был осуществлен ряд мероприятий, направленных на "усиление интернационального воспитания, повышения, культуры межнационального общения" (Крымская Правда,1988.28.07). В срочном порядке готовился к печати ряд изданий, содержащих данные о различных народах Крыма - серия "Вопросы и ответы" - (Крым многонациональный, 1988). В 1989 г. начинают издаваться "Вестники" - информационно- методические бюллетени Крымского обкома КПУ, создаются культурно- просветительские общества. 14 ноября 1989 г. Верховный Совет СССР выступил с Декларацией о признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению. В 1990 г. накануне развала СССР, в Крыму в серии "Вопросы и ответы" издается "Крымская АССР (1921-1945), сборник, содержащий ряд материалов и о болгарском населении Крыма. 1995 г. принес две публикации о болгарах Крыма - фольклорный сборник А.К.Шапошникова, снабженный кратким экскурсом в историю болгар Крыма (Шапошников, 1995) и исторический очерк профессора Симферопольского университета С.Г.Кащенко "Из истории крымских болгар" (Кащенко, 1995). Хотя выводы авторов и противоположны в оценках проблем исторического пути болгар Крыма, их исследования содержат в себе ряд новых материалов по колонизации Крымского полуострова представителями этого народа в XIX - XX вв. Для постановки проблемы памятников болгарской культуры Крыма наибольшее значение имеет другая проблема - этническая история болгар Крыма - этнической группы, оставившей эти памятники. Однако, если в изучении истории болгарской колонизации полуострова наметился ряд положительных моментов в связи с обращением к этой теме, то тема этнической истории крымских болгар до настоящего времени не была даже обозначена. Даже самому этническому определителю - "крымские болгары" - большинством авторов прошлого и современности придавалось значение - "болгары, живущие в Крыму", что, на наш взгляд, уже и для начала XX в. не совсем верно. Следует отметить, что среди разнообразных сведений о болгарах Крыма, имеющимся в историографии есть данные и по этнической истории этой группы. Большинство авторов, занимавшихся проблемой истории крымских болгар, или уделявших внимание этому вопросу, отмечали несколько этапов переселения болгар в Крым в XIX в. и этнокультурную неоднородность переселенцев. Не обращаясь детально к вопросу о причинах переселения представителей болгарского этноса, отметим, что по заключению ряда исследователей это были те представители, народа, которые не желали оставаться на территории Оттоманской империи по целому ряду причин (Державин, 1915, с.6; Максименко, Губенко,1978, с.70; Дружинина,1981, с.36; Шапошников, 1995, с.7; Кащенко, 1995, с.73, 75). По данным А.К.Шапошникова в первом этапе колонизации - 1802 - 1806 гг. приняли участие "большие патриархальные семьи" - 19 таких семей в 1802 г. основали старокрымскую колонию; 28 - в 1803 г. - с. Кишлав, а 13 - в 1806 г. были поселены в с. Балта-Чокрак (Шапошников, 1995, с.7). С.Г.Кащенко обратил внимание на факт основания колоний болгарами, прибывшими из трех регионов Османской Порты: 63 семьи из г.Тырново и его окрестностей - Старокрымское болгарское поселение; 220 болгар из Адрианопольского вилаета - колонию Кишлав (1804 г.); 13 болгарских семей из Анатолии отправились на поселение в с.Балта-Чокрак (1806), где уже проживали греки, прибывшие из Турции (Кащенко, 1995, с.72-73). Заметим, что два селения Старокрымское и Кишлав были устроены как собственно болгарские колонии, без участия представителей иных этносов. Известный советский этнограф Ю.В.Иванова, рассматривая проблемы этнографии болгар в трудах советских ученых, обратила внимание на следующий момент в изучении болгар переселенных в Южную Россию в XIX в: "Изучая этническую группу, расселенную вне основного ареала этноса, этнографы рассматривают прежде всего вопросы устойчивости этнических традиций, проблемы проявления их в процессе адаптации мигрантов в новой экологической и социальной обстановке. При этом оказалось, что среди болгар-переселенцев на новых землях возникла сельская община (в отличие от Болгарии здесь практиковались земельные переделы). Очевидно, такая форма общественной организации была наиболее рациональной для вновь возникающих сообществ: сел, основанных выходцами из разных районов Болгарии. Этот факт служит одним из доказательств существования общинных традиций на родине эмигрантов" (Иванова, 1982.С.24). Нам представляется, что тезис о доказательстве "общинных традиций на родине эмигрантов" в связи с организацией соседской общины колонистов на территории Южной России не совсем корректен - так как именно эта социальная организация насаждалась российским правительством в возникавших колониях. Если две первые колонии болгар укоренились на крымской земле, и этническая история населявших их колонистов прослеживается и далее вплоть до 40-х г.г. XX в., то данные 1820-х гг. о Балта-Чокраке, как о греческой колонии (Дружинина,1970, с.117), подтвержденные в 1865 г. (Таврическая губерния. Список...,1865, с.16) породили мнение о слиянии болгар с греками (Памятная книга..., 1867, с.198) и о так называемых греко- болгарах (Крым. Путеводитель. 1914, с.298). Причем термин "греко- болгары", вероятно, появившись в статье М.Раевского, для определения болгар переселенных из Анатолии (т.е. не с территории собственно занимаемой болгарским этносом) в начале 60-х г.г. XIX в. и судя по всему, перешедший на страницы указанных изданий, вряд ли свидетельствует о быстрых ассимиляционных процессах в Балта-Чокраке. Согласно архивным данным за 1821 г., приведенным С.Г.Кащенко "...в трех болгарских поселениях (Старый Крым, Кишлав, Балта-Чокрак) проживало 462 семьи из 2717 человек: 1449 мужчин и 1268 женщин", при этом уровень смертности был самым низким среди других национальных групп Крыма (Кащенко, 1995, с.74). Второй этап появления болгарских беженцев в Крыму по данным историков приходится на конец 20-х - начало 30-х гг. XIX в. Известный крымский историк А.Маркевич, со ссылкой на академика П.И.Кеппена приводит сведения о поселенных в 1831 г. в Старом Крыму болгарах "которые, однако, за исключением 15 беднейших семейств, возвратились в свое отечество" (Маркевич,1888, с.6). С.Г.Кащенко сообщает о вербовке в Румелии по заданию М.С.Воронцова болгар, знакомых с мореходным делом и о прибытии около 1000 человек в 1829 г. на полуостров - при этом лишь "21 из них оказался моряками и кораблестроителями (почти все они были приписаны к мещанам Керчи. Большая часть их была поселена на полуострове. М.С.Воронцов хотел разместить их только на казенных землях, но по ходатайству местных помещиков предгорной и горной части полуострова, стремившихся к развитию на своих землях садоводства и виноградорства, Николай I распорядился селить их и на помещичьих землях" (Кащенко, 1995, с.75). Очевидно сведения об этих болгарах приводятся на страницах очерка Г.Левицкого, написанного в начале 60-х гг. XIX в. Он сообщает о том, что "76 семейств болгар-греков, приехавших из Турции в Крым по билету, выданному им еще в 1829 году покойным фельдмаршалом Дибичем Забалканским, и с того времени ищущих водворения на правах колонистов. Все просьбы, поданные этими колонистами - болгарами по этому предмету, оставались до сих пор тщетными. Нужно сознаться, что подобная перспектива не может служить заманкой для новых переселенцев." (Левицкий,1992, с.156). Судя по всему, второй этап переселения болгар в Крым провалился, более того: администрацией переселенцам уже не уделялось того внимания, которое присутствовало по отношению к колонистам первого этапа переселения (ЦГААРК.Ф.26.оп.1.Д.5070). Отметим лишь одно - второй этап переселения привлек в Крым еще небольшое количество анатолийских болгар (болгар-греков) - особую этнографическую группу болгарского этноса, отличную своей этнической историей от балканских болгар, поселенных в двух колониях Феодосийского уезда. Если учесть замечание П.И.Кеппена, о части этой группы в 15 семейств, подселенных к колонистам Старого Крыма, можно поставить вопрос о начале интеграционных процессов между этими двумя этнографическими группами в 30-х гг. XIX в. При этом необходимо отметить и то обстоятельство, что к этому времени появилось первое поколение крымских болгар, родившихся на полуострове, вступивших здесь в семейно-брачные отношения, и давших потомство, которое к середине 30-х гг. должно было завести свои семьи /по данным конца XIX в приведенным А.Музыченко "жениху обыкновенно бывает 18-20 лет, невесте 16-18 лет" (Музыченко,1899, с.56)/. Впрочем сведения о численности болгар, проживавших на территории полуострова в 1846 г., приведенные в конце 1970 - х годов крымскими учеными - 1800 человек (Максименко, Губенко,1978, с. 70)/, т.е. количество болгарских переселенцев уменьшилось почти на 1000 человек по сравнению с 1821 г./ требуют уточнения. Третий этап переселения болгар на территорию Российской империи начался после неудачной для России Крымской войны, закончившейся подписанием Парижского мирного договора в 1856 г. Драматизм этого этапа переселения нашел отражение в ряде работ, как прошлого, так и настоящего столетия. Отметим, что в результате этого переселения /нач.60-х г.г. XIX в./, совпавшего с отменой крепостного права в России /1861 г./ на территории Крымского полуострова появляются новые представители болгарского этноса - переселенные как с их этнической территории, так и из потерянной Россией территории Бессарабии (Раевский, 1865, с.XLV и сл.; Максименко, Губенко,1978, с.72-73; Кащенко. 1995, с.75-77). По данным 1865 г. на территории Крымского полуострова проживало 3200 болгар, из них 100 в Симферопольском уезде, 100 в Перекопском, 3000 в Феодосийском (Список...,1865, с.LIII). Список 1865 г. содержит сведения о населенных пунктах, в которых проживали болгары, водоснабжении, количестве жителей, и храмах. Отметим, что собственно болгарскими поселениями были: Кишлавская колония, Старокрымская, с. Даут-Эли /Марфовка/, хутора Эндика и Бараколь; в других населенных пунктах болгары соседствовали с представителями других этносов: в с.Османчике - с татарами, в с.Карабае болгаро-греки с русскими, с. Антае - болгаро-греки с татарами, в Николаевке /Джанларе/ с греками переселенными из Анатолии. М.М.Максименко и Г.Н.Губенко отметили, что поселения "Ново-Царицино, Николаевка, Сарабуз, Коробай - Симферопольского уезда основаны переселенцами - болгарами Бердянского уезда. Поселения Коктебель, Колпак, Андреевка, Кабурчак, Османчик, Алач - Феодосийского уезда - основаны выселенцами из двух первых болгарских колоний этого уезда - Старого Крыма и Кишлав." (Максименко, Губенко,1978, с.73). Однако, причины основания кишлавцами и старокрымцами новых болгарских колоний эти авторы видели лишь в демографических проблемах: "В Феодосийском уезде все 10 колоний основали Кишлавскую волость, население которой со времени основания двух первых колоний возросло в 16 раз" (Максименко, Губенко,1978, с.73), и не учитывали того фактора, что с отменой крепостного права, и переходом к новым экономическим отношениям в России, права иностранных колонистов, выделявшие их из числа других жителей полуострова, и пользование особыми привилегиями ушли в прошлое. Складывание новых экономических отношений, позволило уже укоренившимся на полуострове болгарам, накопившим за более чем полстолетия капитал начать новый этап жизни этой крымской общности на полуострове. В это же время бессмысленность переселения болгар из Турции стала понятна и российскому правительству: "переселение болгар из Турции было несколько приостановлено царским указом, по которому их стали приписывать только к уже существующим болгарским поселениям" (Кащенко, 1995, с.76-77). Победа России в Русско-Турецкой войне 1877-1878 гг. и появление независимой Болгарии подвели итог, российской политике переселений болгар на свои территории - из Таврической губернии выехало в Болгарию всего 2500 болгар (Максименко, Губенко,1978, с.72), остальные, не возвратившиеся, судя по всему укоренились на территории Южной России, что на наш взгляд свидетельствует о появлении к этому времени южнороссийского болгарского субэтноса. В Крыму, к этому времени проживало несколько этнографических групп болгар, одна из которых - потомки Кишлавцев и Старокрымцев, стали к концу XIX в., проживая на территории Феодосийского уезда, "крупнейшей этнической компонентой после русских и татар" (Шапошников, 1995, с.8), другая - потомки болгаро- греков, прибывших с Анатолийского побережья Турции, третья - оставшиеся в Крыму болгары - беженцы из Видинского пашалыка, часть из которых проживала перед переселением в Крым на территории Бессарабии, потерянной Россией после Крымской войны. Две последние группы, были более подвержены ассимиляционным процессам. Подворной переписью 1884 -1887 г.г. на территории Симферопольского уезда в поселениях Ново- Царицыно, Николаевка, Сарабуз, Коробай проживало 1686 болгар в большей части, переселившихся из Бердянского уезда, а на территории Феодосийского уезда - 6968, в основном, потомков первопоселенцев (Максименко, Губенко,1978, с.73). Переписью 1897 г. отмечено, что на территории Крымского полуострова проживало более 7 тыс. болгар. Наибольшее их количество было в Феодосийском уезде - 5840 человек. В конце прошлого века А.Музыченко обратил внимание на некоторые причины этнических процессов, протекавших неравномерно у различных групп болгарского населения, в связи с описанием брачных обычаев кишлавцев: " Здешняя природа напоминала им родину, а окрестные горы ревниво оберегали их нравы, обычаи и обряды от соседних культур, чем и объясняется в их костюме, характере и особенно в языке таких национальных черт, которых уже не найти у болгар, осевших на равнинной части Тавр. губ. (Бердянский уезд); последние больше ассимилировались с русским населением, хотя и пришли на полвека позже. В Кишлаве сохранились такие черты быта, которые потемнели в самой Болгарии..." (Музыченко,1899, с.37). В начале века небольшое количество болгар появляется и в городах Крымского полуострова. К 1917 г. крымские болгары "...составили 0,5% городского и 2,6% сельского населения Крыма" (Крым многонациональный,1988, с.31). Подводя итоги первого периода, проживания болгар на территории Крыма /1802 - 1920/ в связи с этнической историей этой части крымского населения в период существования Российской империи отметим следующие основные этапы и этнические процессы:
Большую роль в протекании этнических процессов этого периода сыграли несколько факторов. К первому из них необходимо отнести искусственное создание социальной организации болгарских колоний - соседской сельской общины и регламентацию ряда жизненно важных положений, что не соответствовало привычной общественной организации сельских поселений на территории их прежней родины. Организация сельхозработ была иной, также на первом этапе колонизации регламентировавшейся российской администрацией. Иными были и орудия сельского труда, которыми администрация наделяла поселян (ЦГААРК, Ф.26, оп.1. Д.5070. Л.14). В сфере духовной жизни, лишь болгары Феодосийского уезда сохраняли своеобразие болгарской духовной культуры. Однако, проживание на территории Российской империи должно было привести часть представителей этой группы к двуязычию уже на первом этапе колонизации в силу необходимости общения с представителями как российской администрации Крыма, так и других народностей, живших на полуострове. В конце 60-х гг. XIX в. в Кишлаве существовало волостное училище (Памятная книга..., 1867, с.266), а в конце 80-х г.г. "в Кишлавской школе обучались 126 учеников: 103 мальчика и 23 девочки" (Вернер, 1889, с.66), что позволяет говорить об активизации культурной ассимиляции этой ветви крымских болгар уже в конце XIX века. Расселение крымских болгар из бывших Старокрымской и Кишлавской колоний по территории Феодосийского уезда укрепляли сознание общности группы, способствуя закреплению комплекса этнических черт, характерных для нее. Бытовые особенности жизни крымских болгар в литературе XIX - нач. XX вв. описаны слабо. Последним таким описанием стало, приведенное в 1910 г. (Полное географическое описание...,1910, с. 361-372). Следующий период в этнической истории крымских болгар может быть разделен на несколько этапов. Первый из них (1920-1944) связан с советизацией - приобретением в результате национальной политики СССР, новых черт в культуре и быте, быстрыми ассимиляционными процессами, а следовательно, потерей ряда этнических черт, сохраненных от первого периода. Внешне, это было завуалировано фразами о сохранении национальной культуры, строительством национальных колхозов и сельских советов, переходом на русский язык преподавания в школах и др. Характерной чертой этого периода стали межнациональные браки. Представители различных народов, включая и болгар, овладевали новыми профессиями и формами ведения хозяйства. В связи с этим представители крымских болгар становились в один ряд с представителями других крымских этносов, так же как и они, терявших свою этничность. Любопытный тезис о понятии национальной культуры приведен на страницах книги "Крымская АССР. Материалы для агитаторов", изданной в 1939 г.: "Советская власть в Крыму подняла на небывалую высоту культуру трудящихся различных национальностей, населяющих Крым. Культура каждой народности у нас тщательно выращивается и оберегается. Танцы, музыка, изобразительное искусство, художественная литература, массовое самодеятельное искусство растут, развиваются, пользуются исключительным вниманием советской общественности." (Щербаков, Рагацкин, 1939, с.69). К сожалению, этнографических данных о крымских болгарах этого периода в литературе не сохранилось. Однако есть слабая надежда, что материалы Экономико-этнографической экспедиции 1930 г., исследовавшей и болгар еще будут обнаружены. Выселение крымских болгар с территории Крымского полуострова в 1944 г., изгнание, длившееся почти 50 лет, положило начало новым процессам в их этнической истории, следствия которых в связи с деятельностью культурно-просветительского общества и государственной программой по возвращению депортированных народов станут заметны в ближайшие годы. ЛИТЕРАТУРА
|
©1999 Таврический Национальный Университет им. Вернадского |