|
Крымские немцы: история, культура, проблемы |
Культура имеет такую же древность, как и само человечество. Существуют, как известно, три основных части культуры: первая из них находится в общественном сознании людей, вторая проявляется в их поведении и действиях, третья - в материальных результатах их деятельности. Вот почему культура играет большую роль в историческом развитии каждого народа, в формировании его этнического самосознания. Но есть и еще одна величайшая роль культуры: влияние и на окружающий мир, ее величайшая ценность как составляющей единую мировую культуру народов. В этом непрекращающемся процессе мирового развития определено место каждому народу, каждой этнической группе. Есть в этой структуре и место, которое по праву принадлежит крымским немцам. Несмотря на историческую локализацию, огромные испытания, поставившие под угрозу их выживание, они не только сохранили приверженность к своим историческим истокам, но и спасли, насколько это было возможно, тот особый и неповторимый менталитет российско-крымского оттенка, который, может быть, и представляет особую, не только этнографическую, но и культурно-историческую ценность в наши дни, когда перед нами стоит труднейшая задача возрождения немецкой культуры в Крыму. Сегодня эту задачу решают не только сами немцы. Она постоянно учитывается в любой политической и экономической ситуации как в Украине, так и в Крыму, к ней приковано внимание иностранных благотворительных организаций. В Республике Крым с 1991 года активно действует общество немцев Крыма "Видергебурт", которое имеет 20 региональных и городских организаций, насчитывающих более тысячи членов общества. Это почти треть всех немцев, проживающих согласно статистическим данным, на нашем полуострове. Значительно оживилась культурная жизнь нашего народа. Работают три культурных центра "Дойч-клубы", пять немецких лютеранских евангелических общин, в их распоряжении три кирхи, переданные государством, согласно Указу Президента Украины. У нас теперь 4 воскресных школы, есть немецкая группа на факультете романо-германской филологии СГУ (сейчас Таврический национальный университет), есть немецкий отдел в Республиканском центре гуманитарных исследований. Еженедельно вещает свою программу немецкая национальная редакция на радио и телевидении Крыма. На немецком и русском языках издается газета "Хоффнунг" ("Надежда"). И поэтому, вполне закономерно, что программа возрождения строится не только на возвращении и обустройстве депортированных немцев из Крыма в августе 1941 года, их потомков и семей, что стоит сейчас в центре всех наших работ, но и на тех же исчезнувших корнях, которые связывают наш народ с его 50-летним прошлым и с его почти двухсотлетним пребыванием в основной массе на территории России и Крыма. Нам необходимо восстановить историческую цепь событий, связать ее недостающими, почти забытыми звеньями. Сделать это оказывается не так-то просто. Многое из истории российских и крымских немцев специально предавалось забвению, осторожно обходилось в средствах массовой информации. Конечно, это в большей мере результат тех военно-экономических отношений, которые складывались у России с Германией и теми государствами, выходцы из которых составили немецкое население Крыма. Предупреждая исторический экскурс в те годы, когда в Крыму начали формироваться наряду с другими немецкие сельские колонии, я хотел бы обратить ваше внимание на одну особенность. Мы знаем, что многие немцы, приехав в Россию как специалисты в той или иной области знаний, оставались в ней навсегда, обретали новую родину. Эти люди отдали весь свой талант, энергию становлению областей науки, производства, внесли величайший вклад в общую культуру россиян. В связи с этим нельзя не назвать хотя бы наиболее известных личностей, в числе которых писатель Денис Фонвизин, декабристы Вильгельм Кюхельбекер и Павел Пестель, мореплаватели Иоганн Крузенштерн, Федор Литке, Фаддей Беллинсгаузен, художник Карл Брюлов, академик Отто Шмидт, пианисты Генрих Нейгауз и Святослав Рихтер. С историей Крыма связана биография руководителя восстания на крейсере "Очаков" Петра Шмитта. Но больше всего повезло Крыму на немцев ученых. В этой яркой плеяде естествоиспытатель и путешественник Петер - Симон Паллас, исследователь истории Крыма Петр Иванович Кеппен, геологи академик А. Е. Ферсман, К. К. Фохт, Э. А. Штебер, А. А. Штунненберг. Такими людьми может гордиться любая нация. Но те люди, которые в начале прошлого века основали в Крыму немецкие колонии, известностью не блистали. Потом уже из их среды выросло немало известных людей, что естественно происходит в среде каждого народа, не утратившего своего интеллектуального потенциала. Первые большие переселения немцев в Россию связаны со второй половиной XVIII века. Царское правительство безоговорочно открыло путь к пустующим землям империи. Однако вскоре был предпринят иной подход к этой акции. Было решено приглашать лишь те семейства, которые уже зарекомендовали себя прилежанием. Именно такие немцы, начиная с 1802 года, начали прибывать в Крым. В формировании поселений играла роль религиозная принадлежность. Среди прибывших был большой процент меннонитов, лютеран, меньше католиков. Как видим, преобладал протестантизм. Это в какой-то мере влияло на обособленность колоний. Прибывшие из Вюртемберга, Бадена, Цюрхского кантона Швейцарии основали колонию в Судаке, а также в Отузах (ныне Щебетовка Феодосийского горсовета). Выходцы из Эльзац-Лотарингии сформировали Цюрихтальскую волость в 16 км от Феодосии. К юго-востоку от станции Джанкой хорошие земли в Эйгенфельдской волости были отведены для меннонитов. Нейзацкая волость была сформирована в Симферопольском уезде. Таким образом, до 1805 года уже сформировалось население многих колоний, давших начало будущим большим поселкам. В их числе Цюрихталь (ныне - Золотое Поле Кировского р-на) и Гейльбрун (Приветное) - в Феодосийском уезде; Фриденталь, Нейзац, Розенталь (Курортное, Красногорское, Ароматное Белогорского р-на); Кроненталь (Кольчугино Симферопольского р-на); Герценберг (Пионерское Феодосийского горсовета). Колонисты наделялись землей и имели довольно большие льготы: гражданские свободы, свободу вероисповедания, освобождение от рекрутской повинности и обязанности принимать войска на постой, от уплаты податей и налогов на 10 лет; имели право торговать, заводить фабрики с припиской к ним крепостных людей, получали по 60-65 десятин земли на семью. Кроме того, можно было приобретать дополнительно землю. Это привело к тому, что часть колонистов бы ли безземельными, а другие приобрели огромные наделы. Особый общинный порядок был в среде мекнонитов, - последователей протестанской идеологии анабантизма Менно Симонса. Они не признавали церкви, имели молитвенные дома и придерживались трех основных правил: а) при браке - общность имущества, б) при наследстве - равенство между всеми членами семьи без учета пола, в) отказ от воинской повинности. После окончания Крымской войны многие татары эмигрировали в Турцию, и опустевшие земли можно было приобрести. Кроме того, в 60-е годы начался второй приток немецкого населения в Крым и количество немцев к концу XIX века возросло до 30 тысяч. До 1865 года только в Феодосийском уезде немцы приобрели 30840 десятин земли. Эти наделы были при деревнях Окрец и Ички (ныне пгт. Советский), Якунджа-Аблеш (Пруды Советского р-на), Ислям-Терек (Кировское), Киянлы (Ильичеве Советского р-на), Булганак (Курское), Карабай (Дятловка), Акчора (Кировский р-н). Каждый поселок сразу обустраивался. Кроме церкви или молитвенного дома создавались школы. На них выделялись средства общины, а частью из казны. Школы имели религиозно-церковный характер, срок обучения был от 5 до 8 лет. Особенно был высок процент учащихся в Эйгенфельдской волости Перекопского уезда, в колониях Краниентальской, Нейзацкой, Цюрихтальской. В 1877 году открылось Неизацкое училище по подготовке учителей для национальных школ. Когда в 1874-75 гг. была для всех введена воинская повинность, меннониты в своем большинстве вынуждены были покинуть нажитые места и частью переехать в Америку. Однако позже наблюдается процесс возвращения многих в Крым. В период Крымской кампании 1853-56 гг. немцы-колонисты не только участвовали в создании госпиталей и уходе за ранеными, но и подготовили к отправкам для русской армии 2000 подвод с продовольствием. Первая мировая война поставила крымских немцев в трудное положение. В правительстве России звучали голоса ущемления их прав. 3 февраля 1915 года был опубликован закон о землевладении и землепользовании в государстве Российском, по которому иностранные выходцы немецкого происхождения, либо их потомки, в течение 2-х лет должны были продать свое недвижимое имущество. Правда, это условие не распространилось на лиц православного вероисповедания и имевших особые заслуги перед Российским государством. До 1 февраля 1917 года в Таврической губернии было продано 156 имений (63082 десятин). Как считает ряд исследователей, оценивающих значение немецких колоний в России, назначение их не сводилось лишь к заселению пустующих земель. Царское правительство втайне надеялось привить культуру земледелия, которая была присуща сельскохозяйственной деятельности колонистов, другим крестьянским и помещичьим хозяйствам. Такая возможность, естественно, появилась только после отмены крепостного права. Но тогда слишком контрастны были условия и форма землепользования, когда земля закреплялась за хозяином, а хозяин - за землей. Высокий духовный уровень культуры колонистов проявлялся не только в их деятельности, но и общем поведении. Так, за 10 лет (с 1831 по 1841 гг.) среди немецких и болгарских колонистов было совершено лишь 25 преступлений и нарушений порядка и ни одного злостного. Достаточно их перечислить: Несмотря на экономические трудности, прожиточный уровень был высок. Большинство немцев относилось к населению сельской местности. В 1917 году они составляли 1,4% городского и 3,6 % сельского населения Крыма. Годы гражданской войны произвели раскол в политической жизни. Часть немцев не только восприняла революцию, но и приняла участие в боевых действиях на стороне Красной Армии. В основном же население придерживалось нейтралитета. Это позволило сохранить ареал проживания и уровень сельскохозяйственного производства. В период гражданской войны продолжали работать школы. Сразу же после установления советской власти на полуострове правительство Крыма расследовало национальные нужды населения с учетом традиционных этнополитических особенностей Крыма. В числе национальных секций при обкоме партии была и немецкая секция. Если первый опыт выпуска газеты в 1920 году был не очень удачен - начала выходить "Ди роте фане" ("Красное знамя"), то в апреле 1921 года у секции был постоянный печатный орган "Молот и плуг" - 1000 экз. в неделю. Очень высока была политическая активность населения, полного надежд на новую светлую жизнь. Только в 1921 году с участием немцев было проведено 300 митингов. Заработали библиотеки, школы по ликвидации безграмотности. Немецких библиотек насчитывалось 80, школ ликбеза - 10. В 1921 году немцы составляли 5,88 % к населению Крыма. Тяжелый удар нанес голод 1921 - 22 годов. Его последствия сказались не только на количественном составе населения, но и на упадке культуры. Многие библиотеки и школы были закрыты. И лишь с введением НЭПа жизнь начала восстанавливаться. В 1921 году в Крыму проживало 423500 жителей, из них немцы составляли 39121. Более всего из городов их проживало в Симферополе - 13390. Крымские немцы входили в число пяти самых многочисленных этнических групп - русские, украинцы, татары, немцы и евреи составляли около 90% населения полуострова. Основная масса немцев ориентировалась на сельскохозяйственные виды труда, поэтому в городах их проживало лишь 7,6%. Более 90% немцев в 20-е - 30-е годы проживало в 4-х районах: Симферопольском, Джанкойском, Евпаторийском, Феодосийском; 3/4 населения было грамотным. В результате миграции 1923-26 гг. немного возросла численность, хотя в период голода погибла 1/5 населения. На селе была самая низкая безработица. Интеллигенция составляла 3% от всех немцев. Но высок ее процент был на селе - 10,9%, что объясняется не только количеством школ, но традиционно хорошим уровнем земледелия. Большинство интеллигенции - это учителя. Только в 1921 году их было 400 человек. В 1926 году в Крыму было 94285 сельских дворов, в том числе 8237 немецких. Возникло большое количество национальных сельсоветов, а позже целых районов. Так, до 1925 года было 26 немецких сельсоветов, затем их стало 29, а к 1930 г. - 37. Выделились и два немецких района: Биюк-Онларский и Тельманский. Наличие в определенной степени самоуправления помогло сохранять традиционный уровень культуры в национальных районах. Правда, к 30-м годам определенные сложности возникли у меннонитов, традиции которых вступили в противоречие с законодательством Советов. Это уже привело к попытке эмиграции. Только из семи сельсоветов Симферопольского района выехало 123 хозяина, в их числе 29 бедняков. 46 середняков и 38 зажиточных крестьян. Из 13 сельсоветов Джанкойского района свои дома оставили 196 семей или 713 человек. Одной из причин, как установили проверки, было "обращение недостаточного внимания на культурное обслуживание", подготовку кадров из среды меннонитов, были допущены ошибки и репрессии при проведении коллективизации. Это послужило толчком для проведения ряда мер, направленных к недопущению эмиграции. 14 августа 1930 года ЦИК и Совнарком СССР приняли постановление об обязательном начальном обучении. Это позволило и немцам еще выше поднять уровень образования. Однако в основном обучение шло в школах I и II ступени. Получить более высокое образование было сложно. В 1930 году в Крыму проживало 46 тыс. немцев, из них 4,5 тысячи в городе. В 5-7 классах обучалось около 1,5 тыс. детей, а в 8-10-х только 26. В 1929-30 гг. Крымгосиздат выпустил всего 4 книги на немецком языке. К 1939 году немецкое население составляло более 50 тысяч человек. В ВУЗах обучалось (1935 год): в Сельхозинституте - 7, Высшей коммунальной сельскохозяйственной школе - 13, в Крымпединституте -15, учительском институте - 1, медицинском институте - 23 немца. Это говорит о том. что интеллектуал народа еще не находил своего яркого применения. Сказывалась и политика в области коренизации и перевод части делопроизводства на крымскотатарский язык. 30-е годы стали годами сталинских репрессий, от которых пострадали представители всех национальностей. Сказывалась и международная обстановка. Все это привело к закрытию национальных школ, прежде всего немецкого профиля, прекратилось преподавание на родном языке. Эту трагедию переживали и представители других национальностей. Считанные годы отделяли немцев Крыма от трагедии 1941 года. В предвоенный период фашистская разведка пыталась проводить вербовочную работу среди проживающих в различных районах страны граждан немецкого происхождения. Эта работа не принесла желаемого успеха. Однако, в условиях шпиономании и насаждаемой сталинским режимом взаимной подозрительности, к сожалению, изменилось и отношение к немецкому населению страны в целом. По этой причине в 1938 году были закрыты немецкие национальные школы, ликвидированы немецкие национальные районы и сельсоветы, значительное число советской немецкой творческой и технической интеллигенции, деятелей науки, военоначальников подверглись репрессиям. Все это накануне войны пережили и крымские немцы. Но вот, когда грянула война, десятки тысяч советских немцев оказались на службе в Красной Армии и воевали на многих фронтах. Тяжелейшая участь ожидала основную массу немецкого населения страны. 4 июля 1941 года была издана директива НКВД и НКГБ СССР "О мероприятиях по выселению социально опасных элементов с территорий объявленных на военном положении". Эта директива подразумевала и выселение немцев из Крыма. Когда в августе началось формирование 51-й армии, в директиве 00931 Ставки Верховного Главнокомандования от 14 августа 1941 г. давалось предписание: "Очистить немедленно территорию полуострова от местных жителей немцев и других антисоветских элементов". Операция по выселению немцев из Крыма началась 18 августа 1941 г., а через десять дней появился Указ Президиума Верховного Совета СССР о выселении немцев, проживающих в районах Поволжья. Трагедия коснулась полуторамиллионного народа, составляющего около одного процента всего населения страны. Для спецпоселения были определены Новосибирская и Омская области, Алтайский край, Казахстан. Крымские немцы сначала попали в Ставропольский край, где приняли участие в уборке урожая. Прибывшие в районы расселения немцы частично были расквартированы в домах местного населения, освободившихся домах, но пришлось строить дома или временные бараки своими силами. К зиме 1941 г. на спецпоселении находилось 1 млн.120 тысяч человек. Это говорит о том, что 20% немцев не были высланы. В период оккупации Германия проводила политику переселения выявленных немцев в Пруссию. Уже после завершения войны на основании Ялтинских соглашений 1945 года свыше 200 тысяч немцев - уроженцев СССР было репатриировано из восточных зон оккупации и направлено на спецпоселение. Не успели депортированные в августе 1941 года обустроиться в местах расселения, как их ожидала новая беда. В лютую зиму 1942 года, особенно тяжело переносимую выходцами из Крыма, а точнее 10 января и 14 февраля ГКО издал постановление, согласно которому значительно число выселенных немцев, в том числе женщин, было мобилизовано в трудармию. Мобилизованные направлялись главным образом на добычу угля и нефти, а также в распоряжение наркоматов, производящих вооружение, боеприпасы, цветные и черные металлы. В некоторых местах расселения при лагерях НКВД - Индельлаг, Богославлаг, Севураллаг, Актюбинлаг - формировались строительные батальоны, реорганизованные в дальнейшем в рабочие колонны. Продолжительность рабочего дня для рабочих колонн и оплата выполненных работ устанавливались, как и для вольнонаемных лагеря, немцы не являлись лагерным контингентом. Питание и вещевое довольствие отпускалось из лагерных фондов за плату. Однако ГКО обязал НКВД СССР создагь не просто рабочие колонны и отряды, но и добиться в них высокой производительности труда и дисциплины. Специальным постановлением НКВД было поручено привлекать к ответственности за нарушение дисциплины, отказ от работы, дизертирство с рассмотрением дел в Особом совещании и применением к наиболее злостным нарушителям высшей меры наказания. Размещение трудовых колонн и отрядов было произведено в отдельных лагерных пунктах, обнесенных проволочным заграждением и обеспеченных охраной. Устанавливался строгий воинский порядок, вывод людей на работу и возвращение осуществлялось строем. Тысячи немцев подверглись строгим наказаниям, за годы войны было осуждено около 7 тысяч человек. Тяжелейшие условия труда, плохое питание, моральная подавленность - все это уносило из жизни тысячи невинных людей. Все это привело к тому, что численность немцев спецпереселенцев в октябре 1945 года составила 687300 человек. Только в этом году по данным статистики умерло в числе спецпоселенцев 7 тысяч человек. Можно себе представить, какой была эта цифра в рабочих колониях, на предприятиях черной металлургии, угольной промышленности. В других случаях людей поражали болезни и голод. В 1948 году был плохой урожай зерновых в северо-восточных районах Казахстана. Люди, у которых хлеб был главным питанием, пухли от голода. По официальным данным МВД, в Акмолинской области наблюдались массовые заболевания дистрофией, отмечены случаи смертности от недоедания. После окончания войны прошло 10 лет, прежде чем пришло долгожданное освобождение. Многие так и не дожили до этого дня. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 декабря 1955 года были сняты ограничения в правовом положении с немцев и их семей, что, однако, не давало им права возвращения к прежним местам жительства. В 1957 году Государственным комитетом Совмина СССР по вопросам труда и заработной платы было издано секретное разъяснение об исчислении трудового стажа бывшим спецпереселенцам, мобилизованным в годы Великой Отечественной войны в рабочие колонны, в котором говорилось, что этот период включается в трудовой стаж и учитывается при назначении пособий и пенсий, при установлении надбавок и вознаграждений за выслугу лет. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 3 ноября 1972 года отменил действие Указа от 13 декабря 1955 года в части ограничения права на выбор места жительства. А ранее, своим Указом от 29 августа 1964 года внес изменения в части огульных обвинений всего немецкого народа. Однако, получив правовую свободу, народ остался неудовлетворенным. Рассеянные по городам и селам стран СНГ те, кто пережил страшные годы, их потомки, хорошо знают и помнят, что в прошлом у них была зажиточная усадьба, была национальная школа, звучали родные песни и танцы, по праздникам люди красиво одевались, водили хороводы. 14 ноября 1989 года Верховный Совет СССР обнародовал Декларацию "О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав". 22 ноября 1991 года Верховный Совет Крымской АССР принял постановление (© 214) "О практических мерах по организованному возвращению депортированных армян, болгар, греков и немцев в Крымскую АССР". В июне 1992 г. Совет Министров Крыма создает Управление по делам депортированных армян, болгар, греков и немцев, которое совместно с национальными обществами разрабатывает программу возвращения. На эти цели из государственного бюджета Украины выделяется 109,6 млн.рублей. По принятому положению в Крым могут вернуться, по желанию, не только те, кто был депортирован, но и их прямые наследники, родившиеся в ссылке. Расселение предполагается компактньми поселками в сельских районах по 2-3 тысячи человек. Цель - возродить и сохранить этническую общность с присущим языком, культурой, национальными традициями, религиозными верованиями. Программа возвращения рассчитана до 2001 года. Предполагается возвращение 14280 семей или 45700 человек.
В. Ренпенинг
Источник: Брошеван В., Ренпенинг В. Крымские немцы. Краткий иторический очерк. - Симферополь, 1996. |
©1999 Таврический Национальный Университет им. Вернадского |