|
Немецкие колонии в Крыму |
Тема в современной исторической литературе до настоящего времени разработана недостаточно. По имеющимся в нашем распоряжении источникам и современным публикациям попытаемся воссоздать в общих чертах историю заселения Крыма выходцами из Германии и жизнь колонистов с начала XIX в. до выселения их в 1941 г. Выходцы из германских княжеств в России начали поселяться с XVI века: вначале в окрестностях Москвы (Немецкая слобода), а с начала XVIII в. - в Петербурге по Манифесту от 16 апреля 1702 г. (1, с. 192-195). Мысль основать в России целые поселения выходцев из Европы принадлежала Екатерине II. Манифестами 1762-1763 гг. в Россию приглашались все иностранцы, кроме евреев; им предоставлялись значительные льготы. Немецкие поселения возникли в Поволжье, на юге Украины, Молдавии и Волыни (2, с. 18). Главной целью колонизации со стороны России являлось заселение пустующих земель от Урала (Яика) до Дуная. Крепостное право сдерживало заселение окраин российским крестьянством. Главным фактором, обусловившим эмиграцию из Германии, было бедственное социально-экономическое положение населения германских государств. В. М. Кабузан приводит слова 3. Эугенхайма. который так характеризовал положение немецкого крестьянства в XVIII в.: "Иной бедный крестьянин находился в худшем положении, чем римский раб... Дворянство и духовенство забирали у крестьянина не только десятину, а часто половину урожая" (2, с. 22). С. Клаус отмечал "избыток населения Германии, лишенного на родине возможности основать себе кров и очаг". Он писал: "Если из Германии и выходили к нам не одни батраки и бездомные, то это почти исключительно может относиться только к меннонитам... Колонистов... гнала с родины одна лишь материальная нужда" (3, с. 387-388). Обустройством немцев в России занималась Канцелярия опекунства иностранных колонистов, возглавлял ее небезызвестный Г. Г. Орлов. Канцелярия опекунства сопровождала переселенцев от границы до места поселения. Их снабжали всем необходимым для устройства, вплоть до инвентаря и семян. Колонисты освобождались от уплаты податей и несения повинностей сроком на 10 лет; получали на хозяйственное обзаведение "с возвратом по прошествии. 10 лет" по 300 руб., а также земельные наделы по 60-70 десятин на семью. Первый этап колонизации не дал тех результатов, на которые рассчитывало российское правительство. После Манифеста 1763 г. в Россию приехали разные люди, среди которых были и бежавшие от уголовного наказания, и бездельники, и пьяницы, не желавшие заниматься сельским хозяйством. Если верить статскому советнику Контениусу, ревизовавшему колонии в 90-х гг. XVIII в., первые колонисты в Крыму появились в 1787-1788 гг. Это были так называемые данцигские поселенцы, которые частью погибли или самовольно разошлись, а частью оказались в Крыму в крайне бедственном положении. Их насчитывалось 10 душ. Пропитание себе они добывали ремеслом или поденной работой (3, с. 141-142). В 1804 г. были изданы дополнительные правила, устанавливающие цензы, влияющие на качественно-профессиональный уровень переселенцев:
Ежегодный выход из Германии устанавливался не более 200 семейств; для расселения их предложено было избирать места, приближенные в портам для облегчения сбыта продукции. Центрами поселений назначены Одесса и Феодосия (4, с. 145). В 1804-1805 гг. переселенцы из Цюрихского кантона Швейцарии, Вюртемберга и Бадена образовали колонии в Судаке, Отузах (ныне пгт Щебетовка Феодосийского горсовета), Цюрихталь (ныне Золотое поле Кировского района), Гейльбрун (ныне Приветное Кировского района), Герценберг (Пионерское Феодосийского горсовета), Фриденталь. Нейзац, Розенталь (соответственно Курортное, Красногорское, Ароматное Белогорского района) (5, с. 13). Селились немцы и в городах Крыма, где занимались ремесленным производством и торговлей (6, с. 3). В 1841 г. 11 немецких и болгарских колоний в Крыму владели 12728 десятинами, 137 семей было безземельных, 483 семьи имели по 26 десятин каждая (3, Приложение VII). Это значительно меньше, чем в материковых округах Таврической губернии, где семейные наделы достигали 69-75 десятин (Молочанский, Бердянский). Отдельные колонисты в Крымском округе владели: Бизлер - 340, Миллер - 353 десятинами, Фаут - виноградным садом в Судакской долине (3, Приложение VII). Но в то же время в материковых округах Таврической губернии частные землевладения достигали 33000 десятин. Низкие цены на землю привлекали в Крым богатых крестьян и колонистов материковых уездов, они покупали здесь товариществами участки и селились на них отдельными поселками. В Перекопском уезде безземельным колонистам- меннонитам земля сдавалась в оброчное пользование на 10 лет с правом постепенного выкупа. Протестантская секта меннонитов, образованная в 30-40 гг. XVI века буржуазно-реформистской частью анабаптистов, в результате преследований переселилась из Нидерландов в Германию, а затем в Северную Америку и Россию (7, с. 353). Большая часть земли в Перекопском уезде меннонитами была выкуплена. Меннониты колонии Аннефельд Перекопского уезда (возможно, Анновка Красногвардейского района, ныне Коммунары Калининского сельсовета) купили землю у частных лиц. Но меннониты в уезде не удержались: в 1874-1875 гг., после утверждения нового устава о воинской повинности, они распродали свои земли лютеранам и католикам немцам, а сами переселились в Америку (5, с. 16). А. А. Велицын сообщает такую деталь: меннонитская община Апенфельд (вероятно, Анненфельд) в Крыму послала церковного старшину в колонию Александерволь Бердянского уезда для обсуждения вопроса о воинской повинности и выселении в Америку с генерал-адъютантом Тотлебеном (есть основания предполагать, Эдуардом Ивановичем, русским военным деятелем, инженером, участником Севастопольских событий 1854-1855 гг.), на которого была возложена миссия убедить меннонитов остаться. Убедить не удалось, и представители Александровского общества и Апенфельдский (Анненфельдский) церковный старшина (Крым) явились с прошением, повторяя, что исповедуемая ими религия воспрещает им всякое, даже косвенное, подчинение военному закону, просит дозволить выселиться из России и ускорить выдачу паспортов (8, с. 169). Завершив поездки по южным губерниям, генерал Тотлебен делает любопытный вывод. Принято считать, что меннониты отказываются служить в армии, т. к. это противоречит религиозным установкам. Тотлебен отмечает, что встречался с меннонитами, которые не отказывались служить в армии и даже желали бы; также он отмечает, что намерение выселиться из России обнаруживается и у немцев неменнонитов, т.к. доверие к правительству было у них сильно поколеблено слухами о предстоящей русификации колоний, введении в школах обязательного преподавания всех предметов на русском языке, о соединении русских и немецких селений в одну волость. Такое постановление было принято в 1897 г., но в 1907 г. восстановлено преподавание на немецком языке. Севастопольская кампания приостановила переселение в Крым иностранцев и вызвала эмиграцию татар в Турцию. Опустело более 600 сел. Чтобы заселить опустевший край, правительство назначило под поселения все земли, освободившиеся после выхода татар, и значительную долю казеннооброчных участков. В "Памятной книжке" 1869 г. Ханацкий пишет: "Какой степени богатства достигли немецкие колонисты и меннониты в Таврической губернии, в том числе и колонии Феодосийского уезда, достаточно указать и на то, что в последние (до 1865 г.) годы они приобрели в одном Феодосийском уезде 30840 дес. земли, притом лучшей, при бывших татарских деревнях: Окречь, Ички, Япунжа, Аблеш, Ислям-Терек, Киянлы, Ак-Кобек, Болганак, Каробай, Мингермен, Акчора, в урочище Айсава и Токлук, в долине Отуз..." (9, с. 194). У немцев-колонистов в основе собствености на землю лежал принцип неделимости первоначального владения (30-65 дес.). Изначальный надел нельзя было ни продать, ни заложить, что являлось важным в создании системы материального благополучия колоний. Немаловажную роль в повышении производительности колоний играли комиссии сельского хозяйства, создаваемые в округах; их деятельность представляет особый интерес. Комиссии имели главную цель: общественное благо. Учреждались комиссии в каждом округе для улучшения сельского хозяйства. В кандидаты избирались только хорошие хозяева, могущие служить примером для других. Лица сомнительной нравственности избранными быть не могли. Комиссии изыскивали способы увеличения производительности сельхозтруда, улучшения хлебопашества за счет орудий труда, хороших семян, правильного севооборота, времени посева и т. д. Члены комиссии должны были собственным примером убеждать колонистов о том, что "не значительность посевов, а тщательность обхождения с полями обогащает земледельцев". Комиссии давали полезные советы по содержанию и разведению скота; шелководов обеспечивали шелковичными семенами и "червяковыми яичками", распоряжались, чтобы каждый хозяин разводил некоторое число тутовых деревьев и чтобы живые изгороди состояли из тутовых кустарников. В виноделии заботились об улучшении качества вин, обеспечивали поселян сельскохозяйственными библиотечками. Отличившиеся колонисты премировались от 10 до 30 руб. серебром из общественной суммы. Решение комиссии почти всегда было законом (10) Любопытна характеристика нравственности колонистов Крыма, данная в монографии Клауса за 10 лет (1831-1841): преступления: против веры - нет; неповиновения и дерзости против начальства - 4; нарушение прав личности: ослушение против родителей -2; противозаконное удовлетворение страстей - 8; нарушение прав на имущество, воровство и мошенничество -4; проступки: нарушение правил о благоустройстве в колониях: неисполнение обязанностей при тушении пожара -2; за нерадение по хозяйствам вообще -15; междоусобная вражда и ссора -3; нарушение уставов благочиния, пьянство - 15; бродяжничество -3; кормчество -1; невыполнение предписаний начальства -9 (3, Приложение VII). Среди колонистов почти не было неграмотных. Практически каждый поселок, как бы мал он ни был, заводил собственную школу. Все они относились к типу общественных школ - особенность немецких поселений. Содержались на средства сельского общества, иногда с пособием от земства. Имели церковно- религиозный характер и часто совмещались с молитвенными домами. Срок обучения составлял 5-8 лет. Известный статистик К. А. Вернер отмечал, что наибольший процент учащихся приходится на волости с немецким поселением, а именно. Эйгенфельдскую Перекопского уезда - 23 проц., Кронентальскую - 27,1 проц., Нейзацкую Симферопольского уезда - 21,8 проц., Цюрихтальскую Феодосийского уезда - 23,2 проц. (5, с 66-67). В волостях с болгарским населением этот процент составлял 6,7 проц., с русско-татарским - 3,8 проц. В русских школах в старших классах процент учащихся понижается вдвое, т. к. "они оставляют школу преждевременно и не проходят 3-летнего курса обучения. В школах иностранных поселенцев благодаря обязательности обучения такой неравномерности не наблюдается". Посещали школу как мальчики, так и девочки. Но библиотеки при начальных школах иностранных поселенцев в большинстве случаев отсутствовали, а существующие библиотеки отличались бедностью. В Крыму имелось центральное училище по подготовке учителей начальных классов для немецких колоний и сельских писарей, знающих русский язык, - Нейзацкое Симферопольского уезда (открылось в 1877 году). Учащихся - 19 человек, преподавателей - 3. Жалованье: законоучителю -100 руб., зав. училищем - 1000 руб., учителю немецкого языка- 800 руб. Стоимость содержания училища - 2195 руб., из них от земства - 1100 руб. (5, с. 82). Недостаточно изучена и вызывает интерес тема отношения колонистов к своей второй родине, особенно в трудные военные дни. А. И. Маркович отмечает участие всего населения Крыма, и немцев-колонистов в том числе, в оказании помощи русским войскам в период Крымской войны 1853-1856 гг. (11). Клаус указывает на рассказ Алабина, офицера Камчатского пехотного полка, о большой помощи немцев-колонистов, предоставлявших транспорт, провиант, ухаживавших за ранеными (3, с. 153). Этой же теме посвящены работы современных историков (12). Началась первая мировая война. 26 июня 1914 г. на экстренном заседании Государственной Думы прозвучало заявление, что русскоподданные немцы, на которых некоторые германцы смотрят как на свои форпосты, в действительности верноподданные русского государства, и необходимо снять то оскорбление, которое наносится одним предположением, что немцы могут изменить своему отечеству. Будущее покажет, как немцы по зову монарха на поле брани постоят за доверие, оказанное им (13). Газеты за 1914 год пестрят сообщениями об оказании помощи русской армии людьми разных национальностей, среди которых - немцы. Меннонитские общины изготовляли белье и необходимые предметы для раненых, жертвовали крупные суммы денег, продовольствие, помогали семьям призванных в армию (14). Тем не менее в Думе готовился Указ о ликвидации немецкого землевладения в России. В ноябре 1914 г. Таврический губернатор Н. Н. Лавриновский выехал по вызову в Петроград для участия в обсуждении законопроекта о ликвидации немецкого землевладения (15, 1.Х1.). Ряд статей в "Южных ведомостях" в ноябре 1914 г., отражая, вероятно, общественное мнение, называет немцев-меннонитов трудолюбивыми, нравственными и трезвыми крестьянами, которые не могут быть пособниками врага (15, 5.XI), факт лишения немцев землевладения оценивался как большое потрясение для всего делового Крыма; пострадают банки, промышленные предприятия, крупные землевладельцы, частные лица, т. к. немцы связаны со всеми деловыми предприятиями Крыма, и их крах будет крахом для всего края; говорилось о том, что масса сыновей крымских немцев ушла на войну, а в проекте закона такие семьи должны исключаться из списка репрессируемых. 25 октября на заседании при губернской управе представители дворянства, председатели управ и земские гласные постановили отправить депутацию в Петроград для ходатайства о смягчении и изменении меры против немцев (15, 6.XI). Иная картина наблюдалась на заседаниях Государственной Думы 27-28 января 1915 г. Ораторы призывали покончить с "экономическим гнетом внутренних и внешних немцев" (16). 3 февраля 1915 г. был опубликован закон о землевладении и землепользовании в государстве Российском, по которому иностранные выходцы немецкого происхождения либо их потомки должны были в течение двух лет продать свое недвижимое имущество. Действие закона не распространялось на лиц, доказавших свою принадлежность к православному вероисповеданию от рождения или переход в православие до 1 01 1914 г , свою родословную от участников и героев бывших на Руси войн Этот закон был объявлен "краеугольным камнем в борьбе с немецким засилием в России" (16). До 1 февраля 1917 г. в Таврической губернии было продано 156 имений русскоподданных колонистов (63081 дес. 988 саж.), 90 проц. проданных немцами земель перешло к Крестьянскому банку. Множество газетных объявлений в 1917 г сообщало о продаже немцами земли. Так, например, 21 февраля были проданы владения сельского общества при дер. Шибань Сакской волости (ныне с. Победное Сакского района) - 810 дес. со строениями и инвентарем за 125400 руб., имение И. С. Боша при дер. Бахчи-Эли (ныне северная часть Симферополя), Аджи-Эли Симферопольского уезда (ныне не существует) - 51 дес. со строениями и инвентарем за 7700 руб., имение X. П. Вейса при дер. Тау-Чуюнча Симферопольского уезда (ныне с. Урожайное Симферопольского района) - 75 дес. за 4900 руб., имение А. И. Пфейфер при дер. Аргин (ныне с. Балки Белогорского района) - 85 дес. за 8300 руб. Эти земли приобрел Крестьянский банк. Участок И. Ф Эбиндера при дер. Мамашай (ныне с. Орловка Севастопольского горсовета) - 600 кв. саж. со строениями за 7060 руб. куплен Сервуленко; участок Ф М. Вейтмана при дер. Сарчи-Кият (ныне территория Симферополя) - 468 кв. саж. со строениями за 3200 руб. куплен судебным приставом Рихтером; усадьба А. Ф. Динцера при дер. Бахчи-Эли (северная часть Симферополя) и Богдановке (с. Мирное Симферопольского района)-574 кв. саж. со строениями за 30000 руб продана Г Л Спендиарову (17). 26 сентября - 16 октября 1918 г., во время переговоров между Крымским Краевым правительством генерала Сулькевича и правительством гетмана Украинской Державы П. П. Скоропадского относительно судьбы Крымского полуострова, представители земских и городских самоуправлений Крыма направили Председателю Совета Министров Украинского правительства свое мнение по указанному вопросу, в котором были следующие строки: "Население Крыма, исключительно разнообразное по своему национальному составу, до последнего времени не знало национальной вражды. Мирно уживались между собою русские, татары, немцы, украинцы, греки, болгары, караимы, евреи, армяне. Национальная вражда возникла в Крыму, когда во время войны был издан закон о ликвидации немецкого землевладения. Меры по ликвидации производились неукоснительно прежним (царским - Авт.) русским правительством, несмотря на протесты со стороны русской общественности и, в частности, со стороны земских учреждений Таврической губернии. И вполне понятно, что в немецких колонистах росли враждебные чувства к родине, которая, отнимая у них возделанную их отцами и дедами землю, посылала сыновей на поля сражений" (18). После Февральской революции представители немецкого населения стали участвовать в работе органов власти. Образовали губернский комитет крымских немцев. Октябрьскую революцию 1917 г. немцы встретили неоднозначно; враждебно или сочувственно, что зависело в основном от социально-экономического положения. Местные колонисты сражались против германских войск в составе Первого Екатеринославского коммунистического кавалерийского полка в 1918 г, в армии Буденного - против Врангеля, Махно и белополяков в 1919 г. Воевали и против большевиков в армиях генералов Деникина и Врангеля, снабжали немецкое командование сведениями разведывательного характера (19, с. 4). Во время оккупации Крыма с мая по ноябрь 1918 г. германскими войсками среди части немцев - крупных землевладельцев - возникла идея отделения Крыма и от России, и от Украины. Они были в этом солидарны с татарами, ведущими сепаратные переговоры с Турцией. Поддержку для обеспечения независимости предлагалось искать у Германии (19, с. 4). В мае 1918 г. в Крыму состоялось совещание немцев-колонистов с участием германского министра земледелия Линдеквиста. Обсуждался вопрос о создании на территории Крыма, Северного Причерноморья и Приазовья Черноморской области, управляемой Германией, которая предназначалась для немецкой колонизации. "Через 20 лет, - пишет крымский историк И.С. Чирва, - этот план вошел в план Геринга, известный под названием "Зеленая папка" (20, с. 53). Газета "Крестьянский путь", выходившая в Крыму во время правления Врангеля, публиковала информацию о положении сельских жителей Крыма, их заботах, отношении к происходящему. 9 октября 1920 г. великолепно прошла мобилизация в немецких колониях Мелитопольского уезда. Много непризнанных ушло добровольцами в Русскую армию (Врангеля) (21, N 28, с. 4). А вот информация о состоянии немецкой колонии Булганак (Кроненталь) Булганакской волости Симферопольского уезда. Здесь размещалось волостное правление, отсюда избирался старшина. Жители - в основном крупные крестьяне - собственники. Деревня имеет аккуратный вид, чистые домики, внутри - чистота и порядок, есть мощеные улицы Две церкви - католический костел и лютеранская кирха. При церквах - две школы, имеется ссудо- сберегательное товарищество, кооператив с 6-ю лавками, земская больница и земский ветеринарный пункт. Не хуже живут эстонцы. А русские деревни той же волости представляют собой совершенную противоположность, поражают своей бедностью Николаевка, Васильевка, Русский Бодрак и др. Крестьяне здесь в основном малоземельные. Землю снимали за скопщину у частных владельцев. Земская школа ютилась в двух холодных крестьянских избах. Нет помещения для учителей, которые меняются каждый год. Такое же отношение к церкви и священнику. В церковь ходят лишь для крестин и венчания. Николаевцев так и называют - "безбожниками, безобразниками". Но нужды у всех общие: урожай плохой во всей волости; тяжелое бремя подводной повинности заставило многих продеть имущество и уйти в город; недостаток кузнечного угля затруднял ремонт сельскохозяйственной техники; из- за недостатка нефти стояли двигатели. Некоторые крестьяне с недоверием относились к мероприятиям новой власти (ген. Врангеля). У всех крестьян наблюдалось желание законности, твердого порядка и сильного правительства. "Дайте землю в наши руки, заведите порядок и законность, и мы сами изгоним большевиков" - говорили некоторые крестьяне (21, N 36, с. 2). Советскую власть немцы встретили настороженно. Статья В.А.Семенова рассказывает о положении немецкого населения в Крыму в первой половине 20-х годов. 80% немецких колонистов составляли середняки и зажиточные крестьяне- собственники. Процент крупных землевладельцев и малоимущих был низок. Немцы были причислены к классу эксплуататоров, несмотря на то, что трудились на равных вместе с наемными рабочими. Исходя из "революционных" интересов, земли немецких колонистов сократили в два раза, тогда как наделы всех других народов были значительно расширены. К 1925 г. немцы обрабатывали 94 тысяч дес. земли вместо 180 тысяч, выделенных в начале XIX в.; 6 % немецкого населения производили 20 % валового дохода от всей сельскохозяйственной продукции КАССР. Отрицательное отношение немцев к коллективизации заставило многих из них эмигрировать. Тяжелый период переживали немцы и в культурной жизни. Здесь шел процесс интернационализации. Из библиотек, собиравшихся много десятилетий, была изъята литература художественная, сельскохозяйственная, религиозная на немецком языке, уничтожалась письменная память народа. В 1937 г. немецкие школы в Крыму были закрыты. Борьба с религией привела к тому, что приходы Нейзацкий, Цюрихтальский, Нейманский, Бютенский и Джемелский были национализированы. В них разместились ревкомы, избы-читальни и клубы. Оставшиеся передавались немецким общинам в аренду, хотя были выстроены на средства колонистов. Молитвенные дома закрывались, запрещалось проводить богослужения. Значительная часть колонистов лишались права участвовать в голосовании (22). В партию большевиков в течение первых 10 лет вступило не более 10 немцев. Одним из активных работников, вошедших в немецкую секцию ОК РКП(б) в 1920 г., был Бернгард Бартельс (19, N 32, с. 4). В низовых советских органах к 1930 г. работало 3.7 % немцев, на руководящей работе - 4.6 % немцев (23, с. 8). Были созданы национальные сельсоветы из 426-37 немецкие (23, с. 7). С апреля 1921 г. начала издаваться газета немецкой секции (тираж 250 экз) "Молот и плуг" (24, с. 170). На немецком языке Крымиздатом в 1929-1930 гг. издано 4 наименования книг, на татарском - 168 наименований, на крымчакском -4, греческом -1, на других языках никакой литературы издано не было (24, с. 171-172). Статистические данные дают представление о местах поселения и количестве немецкого населения в Крыму в 1865-1926 гг. В 1865 г. немцев в Крыму насчитывалось:
По Первой Всероссийской переписи 1897 г. в Крыму немцев было:
В 1915 г. в процентном отношении:
По Всесоюзной переписи населения 1926 г. немцев в Крыму проживало: всего 43 631 чел. (из 493 866 чел. общего населения), из них мужчин 20886, женщин 22 745. С родным языком - 41 802 обоего пола, грамотные - 31 319, в т. ч, на языке своей народности - 29 175. Основная часть проживала в сельской местности - 39 333 чел. обоего пола (27, с. 5, табл. VI). В 1930 г. вместо 10 районов в Крыму образовано 16, 8 из которых были национальными, в т. ч. и немецкий - Биюк-Онларский, к 1934 г. был образован еще один - Тельмановский. На 1 сентября 1930 г. в районах существовало 36 немецких сельсоветов: В Симферопольском - 9; Керченском - 1; Феодосийском - 3; Евпаторийском - 4; Джанкойском - 8; Карасубазарском - 1; Судакском - 1 (24, с. 22). По данным Всесоюзной переписи 1939 г. население Крыма составляло 1 126 429 чел. Из них немцев - 51 299 чел. (4,6 %). Проживали немцы во всех районах и городах Крыма. Национальными были два района: Биюк-Онларский (Октябрьский, ныне Красногвардейский) и Тельмановский (Красногвардейский). В Биюк-Онларском проживало 18 542, немцев из них - 4 010 чел. В Тельмановском - 23 535 чел, из них -7 897 чел. немцы (28 с. 70-72). 18 августа 1941 г. была открыта еще одна драматическая страница в истории немецкого народа - началось переселение из Крыма в Ставропольский край, а затем в Новосибирскую, Омскую, Кемеровскую области, Алтайский край, Казахстан. Эта акция входила в комплекс мероприятий по организации обороны Крымского полуострова. Сейчас перед крымскими немцами еще стоит нелегкая проблема возвращения. К сожалению, не все вернутся на землю. где выросло и похоронено несколько поколений их отцов, которые некогда с другими народами осваивали наш край. Л. И. Дайнеко ЛИТЕРАТУРА
|
©1999 Таврический Национальный Университет им. Вернадского |