|
Система образования и религиозные верования немецкого населения Крыма (конец XIX - начало XX в.). |
Немецкие колонисты отличались более высоким культурным уровнем по сравнению с другими национальными группами. Это проявлялось не только в материальном производстве, но и в духовной сфере. В каждом немецком поселении был дом, выделенный под школу. Учились не только мальчики, но и девочки, которые в 1889 г. составляли 42,2% всех учащихся. Система образования имела целью обучить детей чтению, письму и счету, а также привитьим религиозное мировоззрение. В школах изучались немецкий язык, элементарная математика, церковная история, основы вероисповеданий. Давались представления о климате и географии, о немецком культурном наследии. Проводились ознакомительные экскурсии в различные районы полуострова. Преобразования, произведенные в конце XIX - начале XX в. в школах немецких поселений, не изменили их религиозной направленности. Много внимания по-прежнему уделялось изучению церковной истории, библии, катехизиса. В школьной книжке для чтения естественные, географические и исторические знания излагались с теологической точки зрения. Сама жизнь человека рассматривалась как постоянное стремление к Богу. В немецких поселениях преобладали начальные школы, в которых дети получали элементарное образование. Были также училища, где готовились преподаватели для начальных школ и писари. Немецкие поселенцы считали подготовку учителей и писарей важным делом, поэтому после 1907 г. ими был создан специальный фонд в 50 тыс. рублей для финансирования деятельности училищ. Все училища имели просторные классы, библиотеки - учительскую и ученическую, необходимые наглядные и учебные пособия. При училищах имелись общежития и интернаты, на содержание которых в начале ХХ в. ежегодно расходовалось до 22 тыс. рублей (по 85 рублей на каждого учащегося). Преподавателями были только немцы, получавшие высокую зарплату - не менее 1000 рублей в год и бесплатную квартиру. Способным молодым людям предоставлялись специальные стипендии для обучения в высших учебных заведениях Германии. После получения дипломов они возвращались в Крым и работали преподавателями в местных немецких училищах. В школах и училищах немецких поселений обучались только немцы. Представители других национальных групп Крыма в них не допускались. У немецких колонистов были и специальные училища, готовившие служителей культа. Содержались они за счет немецкой общины и на средства прихода. Показательно, что крымские немцы в начале ХХ века были грамотнее по- русски, чем сами русские, проживавшие на полуострове: 51% мужчин и 32% женщин умели писать и читать по-русски. Среди русских эти показатели соответственно составляли 37% и 16%. Общий высокий уровень грамотности способствовал тому, что немецкое население выписывало немало различных газет и журналов, преимущественно из Германии. Религиозные верования Изолированность немцев от остального населения Крыма объяснялась в значительной степени особенностями их религиозных верований. В первую очередь это было характерно для меннонитов, которые считали всех других "некрещенными" и не поддерживали с ними никаких отношений, в том числе и брачных. Католиков среди крымских немцев было немного, и они не оказывали заметного влияния на религиозное мировоззрение колонистов. Больше было лютеран, живших в основном в Симферополе. Крымские лютеранские общины (конгрегации) управлялись советами, во главе которых стояли пасторы, приглашаемые общиной. Лютеранство - одна из главных форм протестантизма, возникшая в XVI в. в Германии. У истоков его стоял Мартин Лютер, монах, резко выступавший против католического духовенства и католитической обрядности. Лютеране не признают непогрешимость папы, убеждены во всеобщей греховности людей. Сами люди, по их понятиям, способны творить лишь зло, а всем хорошим в себе они обязаны только богу. Из христианских таинств лютеране признают только крещение и причащение. Брак не считают таинством, поэтому в их среде допускается развод. Лютеране не имели осложнений с местными властями, поскольку выполняли их распоряжения, полагая, что власти нужно терпеть, поскольку их терпит сам господь. Среди немецкого населения Крыма преобладали меннониты. Эта секта возникла в Нидерландах. У истоков ее стоял Менно Симон. Меннониты отрицали необходимость государства. Обряд крещения они совершали только над взрослыми, истинно, с их точки зрения, верующими. Меннонитское вероучение руководствовалось тем, что каждый человек проходит через три мира: доземный, вещественный, небесный. По представлению меннонитов, доземный мир населен душами, дожидающимися воплощения в человеческом облике. Вещественный мир - это земля, на которой проходит жизнь человека. В небесный (загробный) мир души людей переселяются после их смерти. Культовые обряды меннонитов носили упрощенный характер. Храмы у них заменяли молитвенные дома с обширными помещениями без всякого убранства. Во время церковных церемоний меннониты, сидя на скамьях, внимали слову проповедника. Духовные старшины и проповедники исполняли свои обязанности безвозмездно. Вскоре после своего возникновения секта меннонитов разделилась на два толка - фрисландский и фламандский. Отличия между ними были незначительными. После переселения в Крым среди меннонитов возникло еще несколько толков. Наиболее значительными из них были вюстизм и гюпферство. Основателем первого был бывший лютеранский пастор Эдуард Вюст, который создал сепаратистскую общину. На основе вюстизма возникло гюпферство. Его представители считали проповедь своего учения святым душеспасительным делом. Гюпферы отвергали духовное общение не только с неверующими, но и с теми, кого считали согрешившими и нераскаявшимися. В отличие от других течений гюпферы проводили ночные моления, заканчивавшиеся шумным весельем, плясками, пением. Они также пропагандировали свое учение среди окрестного населения, старались приобщить к нему православных. Иногда гюпферов безосновательно обвиняли в крайнем фанатизме, доходящем до наказания смертью за малейшие прегрешения. Приписывали, им и стремление к общественной собственности на имущество и к многоженству. Сами гюпферы против подобных обвинений возражали. Важной чертой их учения была обязательная помощь бедным и неимущим. От секты меннонитов в Крыму в 1882 г. отделились лица, которые называли себя последователями истинной христианской веры - апостольские христиане. Основоположником этого толка был Герман Петерс. Последователи этой секты, по утверждению ее основателя, подчинялись только "святой воле спасителя". Однако было это не совсем так: Герман Петерс предписал им также повиноваться начальству, якобы установленному самим богом, и всем его распоряжениям. Тем не менее, крымские апостольские христиане в 1894 г. отказались присягнуть новому царю - Николаю II, нарушив тем самым заповедь Германа Петерса. В связи с этим местными властями было проведено следствие. Апостольским христианам запрещалось занимать любые административные должности, предписывалось вести безукоризненный в нравственном отношении образ жизни. Последователи Германа Петерса безропотно, как наказание от бога, воспринимали и прощали все нанесенные им обиды. Доходило до того, что они даже не защищали свою жизнь от разбойников, а свое имущество от грабителей. Апостольских христиан среди крымских немцев было сравнительно немного. В 1894 г. в Перекопском уезде в селении Темир-Булат их насчитывалось всего 17 семей. 12 последователей Германа Петерса жили в Евпаторийском уезде. Они гордились тем, что им удалось приобщить к своему учению крестьянку-украинку. В августе 1911 г. состоялся съезд меннонитов Таврической губернии, в работе которого участвовало 147 делегатов от 41 крымской общины. На съезде были рассмотрены вопросы о меннонитских общинах, о немецких училищах, о препятствиях к вступлению в брак, о направлении меннонитов за границу для получения церковного образования, о содействии британскому обществу меннонитов.
С. Г. Кащенко.
Система образования и религиозные верования немецкого населения Крыма (конец XIX - начало XX в.). // Известия Крымского республиканского краеведческого музея. - N 5 - 1994. ЛИТЕРАТУРА
|
©1999 Таврический Национальный Университет им. Вернадского. |