Главная страница сайта Сервер Таврического Национального университета

Белорусы

История формирования белорусского населения Крыма

Литературные источники и архивные материалы дают сведения о том, что белорусы появились в Крыму ещё в конце XVIII века. Епископ Гермоген в "Таврической епархии:" упоминает, что среди первых русских военных поселенцев в Крыму (после присоединения его к России, 1783 г.), "были частью белорусы". Отдельных поселений белорусов не зафиксировано, так как по всем спискам они проходили как "русские", а вероятность обособления данной категории поселян была ничтожно мала, равно как и численность их, по сравнению с русскими отставными солдатами.

По архивным данным в деревню Азамат Феодосийского уезда, принадлежащую генерал-аншефу М.Каховскому, в октябре 1788 г. были переселены его крепостные из Могилёвского наместничества, уроженцы деревень Павловичи, Лозовицы, Ракиты Климовичского уезда. Поселение получило название Васильевка, которое сохранилось и в настоящее время (в Белогорском районе). По результатам полевых исследований сотрудников Крымского этнографического музея, а так же на основании статистических сборников, сделан вывод, что следы белорусской культуры в этом селении затерялись ещё в середине XIX века. В 1853 г. проживавшие в нём 169 человек уже числились как русские.

Есть также скудные сведения о поселении в Крыму, так называемых, белорусских "панцирных бояр". Это была привилегированная часть белорусского населения Речи Посполитой, проживавшая в землях Витебской губернии, считавшаяся "вольным военным народом, не шляхетского рода и не крестьянского состояния, состоявшим на конной службе:". После присоединения Белороссии к Российской империи (1772 г.) панцирные бояре были причислены в дворцовое ведомство и "во всём поверстаны" с дворцовыми крестьянами. А по Указу Екатерины II от 1788 г. права панцирных бояр были уравнены с правами малоросских казаков. На протяжении XIX столетия в Крыму появились белорусские переселенцы из числа отпущенных на волю крестьян после отмены крепостного права, а также отставные солдаты, оставшиеся по окончанию Крымской войны.

По переписи 1897 г. в графе "белорусы" числилось 2058 человек, что составляло 0,4% от общего населения Крыма (реально количество этнических белорусов было больше, что объясняется причислением части их к "русским", как впрочем, и в последующих переписях 1921, 1926 гг.). В первой половине ХХ века число белорусских жителей на Крымском полуострове увеличилось за счёт переселенцев 20-30-х гг.,1944 г. и последующих. В 20-е годы это были сельскохозяйственные общины и артели Минской, Гомельской, Витебской губерний; позднее - прибывшие по программе переселения почти изо всех областей Белоруссии. Перепись 1989 г. даёт нам цифру 50054 белорусов, проживавших в Крыму, что составляло около 2% всего населения полуострова. Очевидно, что основная масса крымского белорусского населения сформировалась за счёт переселенцев 50-х годов (для сравнения, по состоянию на 1939 г. в Крыму проживало 4900 белорусов или 0,55%).

Как показали полевые исследования КЭМ, совершенно растворился (или исчез) целый пласт крымской белорусской культуры, характеризующий период конца XVIII-XIX вв. Известно, что ассимиляционные процессы в данный период были характерны для всех миграционных групп восточнославянского населения, перемещённых на территорию Крыма. Контакты с другими народами, в зависимости от конкретной ситуации, складывались по-разному и приводили к различным видам культурных взаимоотношений. В ходе сложных процессов адаптации, аккультурации и ассимиляции в культуре и быте белорусских переселенцев первоначально сохранялись традиции, принесённые "из родных мест". Об этом свидетельствует описание традиционных особенностей в одежде, убранстве жилища, обрядности белорусов Таврической губернии.

Практика этнографических исследований подтверждает, что материальная культура в новой природной нише трансформируется быстрее, чем духовная. Это вызвано новым набором орудий труда (лишь временно сохранявших название на родном языке) в связи с новыми видами хозяйственной деятельности; применением новых материалов и приёмов в строительстве жилища; приспособлением к изготовлению одежды и обуви из нетрадиционного сырья. Так, в Крыму белорусы стали заниматься садоводством, табаководством, отхожими промыслами (рубкой дров, ломкой камня, выжиганием древесного угля). Привычную одежду из растительного сырья (преимущественно льна) вытеснили изделия из домотканной шерсти, покупного материала; лыковые лапти были заменены кожаными постолами и т.п.

Изменения в материальной культуре неизбежно повели к нарушению традиционности в духовной культуре. Календарные обряды и праздники, сохраняя общеславянскую основу и названия на родном языке, со временем приобрели местные мотивы, что проявилось в новом наборе продуктов для приготовления пищи, в новом наборе музыкальных инструментов. Сельскохозяйственная обрядность передвигалась по срокам проведения, применительно к южной местности. Большинство обрядов, связанных с севом и уборкой льна (почти не выращиваемого в Крыму), были подвергнуты забвению.

Религия не имела глубоких корней в жизни белорусов. Самой важной частью традиционных праздников были архаические элементы обрядности. Белорусы гораздо в большей степени, чем русские и украинцы были суеверны и сохраняли языческие культы огня, земли, поклонения силам природы. Однако в литературе и источниках XIX - ХХ вв. нет упоминаний о продолжении этих традиций на крымской земле.

Если материальная и духовная культура белорусов полностью ассимилировалась русской, (что было характерно для некоторых групп украинцев Крыма), то полная трансформация этнического самосознания - процесс более сложный. Ведь прибывавшие параллельно, например, болгарские и эстонские колонисты не утратили его на протяжении ряда поколений.

Вероятно, корни такой этнической трансформации уходят в историю формирования белорусской народности. Многие учёные придерживаются концепции общности происхождения русских, украинцев, белорусов из древнерусской народности. Согласно этой концепции древние восточнославянские племена, обитавшие на территории современной Белоруссии, - дреговичи, западные кривичи, радимичи - вошли в состав Киевской Руси. В эпоху феодальной раздробленности в XIII - XIV вв. земли Беларуси уже входили в состав Великого княжества Литовского. Особые экономические и политические условия, в которых оказалось белорусское население Литовского княжества, сыграли определённую роль в формировании специфических черт белорусской культуры и языка. По сути, белорусская этническая общность складывалась в XIV - XVI вв. С созданием в 1569 г. объединённого польско-литовского государства Речь Посполитая белорусские земли оказались в его составе. Высшие слои общества в XVI - XVIII вв. ориентировались на польскую культуру и язык, низшие и средние - воспроизводили традиции белорусской культуры. В этот же период насаждалось униатство. К XVII в. за белорусскими землями было закреплено название "Белая Русь", а за её жителями - определение "белорусцы" (одновыременно существовали названия литвины, русины, полесяне). В результате трёх разделов Польши (1772, 1793, 1795 гг.) белорусские земли отошли к России. В 1840 г. униатская церковь была ликвидирована, и последовал Указ Николая I о запрещении официального употребления термина "Белоруссия" (белорусские губернии именовались губерниями Северо-Западного края). Повсеместно вводился русский язык. Ограничение прав католиков вызвало переход части интеллигенции, шляхты и крестьянства в православие.

Формирование этнического самосознания белорусов проходило в условиях постоянных противоречий между православием и католичеством, причём обе конфессии утверждали, что белорусы являются не самостоятельным народом, а частью поляков или русских. В конце XVIII - XIX вв. сложился современный белорусский язык на основе народного разговорного языка. Та часть белорусского населения, которая ранее относила себя к полякам, только в конце XIX века стала идентифицироваться с белорусами.

В настоящее время конфессиональная принадлежность белорусов на этнической родине, преимущественно, православие, около 25% верующих католики; помимо белорусского языка распространены польский и литовский. Необходимо отметить, что часть проживающего в Крыму белорусского населения (в основном представители старшего поколения, прибывшие в 50-е годы ХХ в.), также владеют польским и литовским языками.

На основании исследований автора можно сделать следующие выводы:
  1. Потомки белорусских поселенцев конца XVIII - XIX вв. полностью ассимилировались (растворились) в полиэтнической среде в силу быстрой трансформации этнического самосознания. Причина быстротечности этого процесса связана с особенностями этногенеза белорусского этноса. Сопутствующими факторами, сыгравшими роль в ассимиляции, можно считать относительную малочисленность миграционных групп белорусов указанного периода, значительную рассредоточенность на территории Крыма при условии тесного контакта с русским населением.
  2. Отдельные группы белорусских переселенцев 20 - 30-х годов ХХ в. почти полностью утратили традиции в материальной и, частично, в духовной культуре (за исключением архаических форм традиционной обрядности) в связи c политическими, социально- экономическими и культурными преобразованиями данного периода.
  3. Носителями и хранителями белорусских традиций в Крыму можно считать переселенцев 1944-50-х и последующих годов ХХ в.
Большую роль в процессе возрождения белорусской культуры в Крыму играет национальное культурно-просветительское общество.

Савинова Ольга Владимировна
cтарший научный сотрудник
Крымского этнографического музея

Литература и источники

  1. Гермоген. Таврическая епархия. - Симферополь. - 1887г.
  2. ЦГААРК, Ф. 799, оп. 1 д. N 160 - 4 л.
  3. Памятная книга Таврической губернии. - Симферополь. - 1867г.
  4. ЦГААРК, Ф. 27, оп. 1, д. N 887 - 51 л.
  5. Скальковский А. Хронологическое обозрение Новороссийского края. - Симферополь. 1824г.
  6. Бромлей Ю.В. Восточнославянская этнография. - Москва. - 1987г.



© 1999 Таврический Национальный Университет им. Вернадского Предыдущая страница Информация о сайте