|
История формирования белорусского
населения Крыма
Литературные источники и архивные
материалы дают сведения о том, что белорусы появились в Крыму ещё в конце
XVIII века. Епископ Гермоген в "Таврической епархии:" упоминает, что среди
первых русских военных поселенцев в Крыму (после присоединения его к России,
1783 г.), "были частью белорусы". Отдельных поселений белорусов не зафиксировано,
так как по всем спискам они проходили как "русские", а вероятность обособления
данной категории поселян была ничтожно мала, равно как и численность их,
по сравнению с русскими отставными солдатами.
По архивным данным в деревню Азамат Феодосийского уезда,
принадлежащую генерал-аншефу М.Каховскому, в октябре 1788 г. были
переселены его крепостные из Могилёвского наместничества, уроженцы
деревень Павловичи, Лозовицы, Ракиты Климовичского уезда. Поселение
получило название Васильевка, которое сохранилось и в настоящее время (в
Белогорском районе). По результатам полевых исследований сотрудников
Крымского этнографического музея, а так же на основании статистических
сборников, сделан вывод, что следы белорусской культуры в этом селении
затерялись ещё в середине XIX века. В 1853 г. проживавшие в нём 169
человек уже числились как русские.
Есть также скудные сведения о поселении в Крыму, так называемых,
белорусских "панцирных бояр". Это была привилегированная часть
белорусского населения Речи Посполитой, проживавшая в землях Витебской
губернии, считавшаяся "вольным военным народом, не шляхетского рода и
не крестьянского состояния, состоявшим на конной службе:". После
присоединения Белороссии к Российской империи (1772 г.) панцирные бояре
были причислены в дворцовое ведомство и "во всём поверстаны" с
дворцовыми крестьянами. А по Указу Екатерины II от 1788 г. права
панцирных бояр были уравнены с правами малоросских казаков.
На протяжении XIX столетия в Крыму появились белорусские
переселенцы из числа отпущенных на волю крестьян после отмены
крепостного права, а также отставные солдаты, оставшиеся по окончанию
Крымской войны.
По переписи 1897 г. в графе "белорусы" числилось 2058 человек, что
составляло 0,4% от общего населения Крыма (реально количество
этнических белорусов было больше, что объясняется причислением части их
к "русским", как впрочем, и в последующих переписях 1921, 1926 гг.).
В первой половине ХХ века число белорусских жителей на Крымском
полуострове увеличилось за счёт переселенцев 20-30-х гг.,1944 г. и
последующих. В 20-е годы это были сельскохозяйственные общины и артели
Минской, Гомельской, Витебской губерний; позднее - прибывшие по
программе переселения почти изо всех областей Белоруссии.
Перепись 1989 г. даёт нам цифру 50054 белорусов, проживавших в
Крыму, что составляло около 2% всего населения полуострова. Очевидно,
что основная масса крымского белорусского населения сформировалась за
счёт переселенцев 50-х годов (для сравнения, по состоянию на 1939 г. в
Крыму проживало 4900 белорусов или 0,55%).
Как показали полевые исследования КЭМ, совершенно растворился (или
исчез) целый пласт крымской белорусской культуры, характеризующий
период конца XVIII-XIX вв. Известно, что ассимиляционные процессы в
данный период были характерны для всех миграционных групп
восточнославянского населения, перемещённых на территорию Крыма.
Контакты с другими народами, в зависимости от конкретной ситуации,
складывались по-разному и приводили к различным видам культурных
взаимоотношений. В ходе сложных процессов адаптации, аккультурации и
ассимиляции в культуре и быте белорусских переселенцев первоначально
сохранялись традиции, принесённые "из родных мест". Об этом
свидетельствует описание традиционных особенностей в одежде, убранстве
жилища, обрядности белорусов Таврической губернии.
Практика этнографических исследований подтверждает, что
материальная культура в новой природной нише трансформируется быстрее,
чем духовная. Это вызвано новым набором орудий труда (лишь временно
сохранявших название на родном языке) в связи с новыми видами
хозяйственной деятельности; применением новых материалов и приёмов в
строительстве жилища; приспособлением к изготовлению одежды и обуви из
нетрадиционного сырья. Так, в Крыму белорусы стали заниматься
садоводством, табаководством, отхожими промыслами (рубкой дров, ломкой
камня, выжиганием древесного угля). Привычную одежду из растительного
сырья (преимущественно льна) вытеснили изделия из домотканной шерсти,
покупного материала; лыковые лапти были заменены кожаными постолами и
т.п.
Изменения в материальной культуре неизбежно повели к нарушению
традиционности в духовной культуре. Календарные обряды и праздники,
сохраняя общеславянскую основу и названия на родном языке, со временем
приобрели местные мотивы, что проявилось в новом наборе продуктов для
приготовления пищи, в новом наборе музыкальных инструментов.
Сельскохозяйственная обрядность передвигалась по срокам проведения,
применительно к южной местности. Большинство обрядов, связанных с
севом и уборкой льна (почти не выращиваемого в Крыму), были подвергнуты
забвению.
Религия не имела глубоких корней в жизни белорусов. Самой важной
частью традиционных праздников были архаические элементы обрядности.
Белорусы гораздо в большей степени, чем русские и украинцы были
суеверны и сохраняли языческие культы огня, земли, поклонения силам
природы. Однако в литературе и источниках XIX - ХХ вв. нет упоминаний о
продолжении этих традиций на крымской земле.
Если материальная и духовная культура белорусов полностью
ассимилировалась русской, (что было характерно для некоторых групп
украинцев Крыма), то полная трансформация этнического самосознания -
процесс более сложный. Ведь прибывавшие параллельно, например,
болгарские и эстонские колонисты не утратили его на протяжении ряда
поколений.
Вероятно, корни такой этнической трансформации уходят в историю
формирования белорусской народности. Многие учёные придерживаются
концепции общности происхождения русских, украинцев, белорусов из
древнерусской народности. Согласно этой концепции древние
восточнославянские племена, обитавшие на территории современной
Белоруссии, - дреговичи, западные кривичи, радимичи - вошли в состав
Киевской Руси. В эпоху феодальной раздробленности в XIII - XIV вв. земли
Беларуси уже входили в состав Великого княжества Литовского. Особые
экономические и политические условия, в которых оказалось белорусское
население Литовского княжества, сыграли определённую роль в
формировании специфических черт белорусской культуры и языка. По сути,
белорусская этническая общность складывалась в XIV - XVI вв. С созданием
в 1569 г. объединённого польско-литовского государства Речь Посполитая
белорусские земли оказались в его составе. Высшие слои общества в XVI -
XVIII вв. ориентировались на польскую культуру и язык, низшие и средние -
воспроизводили традиции белорусской культуры. В этот же период
насаждалось униатство. К XVII в. за белорусскими землями было закреплено
название "Белая Русь", а за её жителями - определение "белорусцы"
(одновыременно существовали названия литвины, русины, полесяне). В
результате трёх разделов Польши (1772, 1793, 1795 гг.) белорусские земли
отошли к России. В 1840 г. униатская церковь была ликвидирована, и
последовал Указ Николая I о запрещении официального употребления
термина "Белоруссия" (белорусские губернии именовались губерниями
Северо-Западного края). Повсеместно вводился русский язык. Ограничение
прав католиков вызвало переход части интеллигенции, шляхты и
крестьянства в православие.
Формирование этнического самосознания белорусов проходило в
условиях постоянных противоречий между православием и католичеством,
причём обе конфессии утверждали, что белорусы являются не
самостоятельным народом, а частью поляков или русских.
В конце XVIII - XIX вв. сложился современный белорусский язык на
основе народного разговорного языка. Та часть белорусского населения,
которая ранее относила себя к полякам, только в конце XIX века стала
идентифицироваться с белорусами.
В настоящее время конфессиональная принадлежность белорусов на
этнической родине, преимущественно, православие, около 25% верующих
католики; помимо белорусского языка распространены польский и
литовский. Необходимо отметить, что часть проживающего в Крыму
белорусского населения (в основном представители старшего поколения,
прибывшие в 50-е годы ХХ в.), также владеют польским и литовским
языками.
На основании исследований автора можно сделать следующие выводы:
- Потомки белорусских поселенцев конца XVIII - XIX вв.
полностью ассимилировались (растворились) в полиэтнической
среде в силу быстрой трансформации этнического самосознания.
Причина быстротечности этого процесса связана с особенностями
этногенеза белорусского этноса. Сопутствующими факторами,
сыгравшими роль в ассимиляции, можно считать относительную
малочисленность миграционных групп белорусов указанного
периода, значительную рассредоточенность на территории Крыма
при условии тесного контакта с русским населением.
- Отдельные группы белорусских переселенцев 20 - 30-х
годов ХХ в. почти полностью утратили традиции в материальной и,
частично, в духовной культуре (за исключением архаических форм
традиционной обрядности) в связи c политическими, социально-
экономическими и культурными преобразованиями данного
периода.
- Носителями и хранителями белорусских традиций в Крыму
можно считать переселенцев 1944-50-х и последующих годов ХХ в.
Большую роль в процессе возрождения белорусской культуры в
Крыму играет национальное культурно-просветительское общество.
Литература и источники
- Гермоген. Таврическая епархия. - Симферополь. - 1887г.
- ЦГААРК, Ф. 799, оп. 1 д. N 160 - 4 л.
- Памятная книга Таврической губернии. - Симферополь. -
1867г.
- ЦГААРК, Ф. 27, оп. 1, д. N 887 - 51 л.
- Скальковский А. Хронологическое обозрение
Новороссийского края. - Симферополь. 1824г.
- Бромлей Ю.В. Восточнославянская этнография. - Москва.
- 1987г.
|