Главная страница сайта Сервер Таврического Национального университета

Эстонцы


История появления в Крыму

© 1999 Таврический Национальный Университет им. Вернадского. Предыдущая страница Информация о сайте

Краткая справка



Эстония - часть Европы с 1154 года. Если в представлении советских людей Эстония была "Западом", то подавляющее большинство жителей Европы считают, что Эстония находится в России.

Эстония расположена на южном берегу Финского залива. Она граничит: с Финляндией и Швецией - с моря, с Россией и Латвией - с суши. Столица - Таллинн. В этой стране, чья территория больше Дании, Швейцарии или Голландии, всего 1,5 млн. жителей. Эстонцы проживают на этой территории уже 5000 лет. Выгодное географическое положение на перекрестке торговых путей с Востока на Запад и с Севера на Юг обусловило большой интерес к этому клочку земли. Немцы были первой волной в длинной череде завоевателей. Датчане, шведы, поляки, русские - все прошли по Эстонии. В конце XIX века в Эстонии поднялась волна национально-освободительного движения. Вот тогда, в 1861 году, после отмены Крепостного права и после Крымской войны более двух тысяч безземельных эстонцев, получив свободу и право на переселение, вышли обозами и пешком отправились на новое место жительства - в Крым.

Переселение эстонцев в Крым происходило в 60-е годы XIX века на следующих условиях:
  • на каждую мужскую душу давалось от 12 до 15 десятин земли;
  • каждая семья получала по 100 рублей безвозвратной ссуды, хлеба и семян на год;
  • если три года окажутся неурожайными, казна обязана была выдавать семена и хлеб бесплатно;
  • на 8-10 лет поселенцы освобождались от подушного и судебного налогов;
  • в течение 8 лет эстонцы освобождались от воинской повинности.
Неприветливо встретила южная земля эстов, как называли эстонцев крымчане в XIX веке. 1861 - год массового прибытия их в Крым, был неурожайным, засушливым, по полям прошла армия саранчи, о которой до сих пор эстонцы знали только из Библии. Время шло, эстонцы привыкали к Крыму. Крым принял эстонцев и стал для них второй родиной. Благодаря своим национальным чертам - упорству, трудолюбию, любви к земле эстонцы вписались в жизнь полуострова и заняли свое место под крымским солнцем.



Первые поселенцы



Летом 1860 года среди эстонских крестьян прошел слух, что в далеком Крыму раздают земли почти даром, и путь в Крым открыт всем, кто пожелает переселиться в эти благодатные земли.

Народ в Эстляндии жил скученно, в Крыму же пустовали полуразрушенные деревни, оставленные татарами во время эмиграции в Турцию. Несколько тысяч крестьянских семей выразили желание ехать в Крым и послали своих ходоков к царю за разрешением. Царское правительство было заинтересовано в заселении полуострова и разрешение эстонским крестьянам дало без промедления.

Весной 1861 года в Крым приехали "доверенные лица" эстонцев для ознакомления с полуостровом. Ознакомившись с предложенными землями (36 тыс. десятин) и деревнями, расположенными в 4-х уездах (Симферопольском, Евпаторийском, Перекопском и Феодосийском), один из доверенных - Кустав Малтс - отправился в Эстонию.

Переселение на полуостров началось с 1861 года. Первая волна состояла из двух групп. Одна группа прибыла в августе 1861 г. (5 семей, во главе - Абрам Норт) и поселилась в деревне Актачи-Кият, которая позже стала называться Абрамовкой (Симферопольский уезд). Вторая группа (23 семьи, около 120 человек, во главе - Хендрик Сельбах и Кустав Малтс), испытав в пути множество невзгод, прибыла в ноябре 1861 г. в деревню Самрук (в эстонском произношении Замрук, Симферопольский уезд; ныне село Береговое Бахчисарайского района). Около 10 семей из второй группы выбрали для своего места жительства Актачи-Кият.

В 1892 году началась вторая волна переселения эстонцев. Первая группа (около 500 человек из Ярвамааского уезда и около 80 человек из Харьюмааского уезда, во главе - Кустав Мяарманн), преодолев трудный путь, в первых числах августа прибыла в Симферополь. Вторая группа (несколько сотен переселенцев, во главе - Антс Валькманн) прибыла в конце августа и поселилась в деревне Капа-Кият Симферопольского уезда. Тяжело складывалась жизнь первых переселенцев, о чем свидетельствуют архивные документы. Так, Председатель Таврического дворянства сообщает, что дважды был в том месте, где находятся эстонцы, но ничего не мог разузнать ни о желаниях их, ни о нуждах "по неимению между ними переводчика". Он видел множество больных, и знаками они объясняли, что не имеют ни хлеба, ни денег на его приобретение. Он же предложил немедленно найти переводчика, а также врача, а потом уже начать переговоры с помещиками, на земли которых они согласятся переехать (Государственный архив Автономной Республики Крым, ф.26, оп.1, д.24906).

Есть документы, подтверждающие, что в Симферопольском уезде у помещика Галаева поселилось 118 эстонских семей и у помещицы Беловодовой 113 семей. Многие из помещиков нарушали свои обязательства: не давали каждой семье отдельного дома, а поселяли эстонцев по 2-3 семьи в хате. Скот не был обеспечен кормами, и главное, они не получали обещанного хлеба. В результате переселенцы оказались в крайне бедственном положении. В жалобе эстонцев говорилось: "Все почти переселенцы скитаются по миру и доставляют себе дневное пропитание из рук благотворителей или ничтожными заработками". Эстонцы усиленно добивались поселения их на казенных землях (ГААРК, ф.26, оп.1, д.24818).

Эстонцы отличались от других переселенцев, прежде всего, коллективным мышлением. Вне общения эстонцы не могли существовать. Прежде чем построить жилище для себя - а жить им сначала пришлось в земляных татарских домиках - эстонцы всем миром стали строить несколько общественных зданий: школу, молельный дом и... танцплощадку. Традиции, освященные веками, были превыше голода, холода и жары. В школы, построенные в первые месяцы, из Эстонии приглашали учителей, чтобы дети не забывали родной язык.

Эстонские переселенцы, прибывавшие в Крым позднее, шли уже проторенной дорогой, выбирали себе земли, которые они хотели. В этом им помогали не только государство и земляки, но и другие народы, а точнее, купеческие слои немцев и евреев, русское Дворянское общество. Вскоре эстонцы поселились во всех предложенных им уездах: несколько десятков семей в Бурлюке (ныне с. Вилино Бахчисарайского района), Кара- Кият, Ботке, Кият-Орка (с. Упорное), Учкую-Тархан (с. Колодезное), Кончи- Шавва (с. Краснодарка), Боз-Гоз, Япунджа, Джурчи (Первомайское), Джага- Кущи (с. Охотниково).

В 1869 г. в Крым прибыла третья волна переселенцев, в которой было несколько десятков семей.

Позже, освоившись, эстонцы выезжали на заработки в города - как прилежные работники эстонцы везде ценились. С началом коллективизации большинство эстонцев вступило в колхозы. Работали добросовестно, и колхозы никогда не были убыточными. Использование прогрессивных методов сельскохозяйственного производства, этнокультурные контакты с другим населением полуострова, через несколько десятилетий привели эстонцев Крыма к материальному благополучию.



Численность и места компактного проживания



В 1897 году в Крыму проживало 2176 эстонцев (0,4% от общего числа населения;
  • 1921 г. - 2367 (0,3%);
  • 1926 г. - 2084 человека, из них 1852 указали родным языком эстонский;
  • грамотных - 1864 человека;
  • 276 проживали в Симферополе, 218 - в других городах, остальные - сельские жители;
  • 1930 г. - в местах компактного проживания создано 3 национальных сельсовета: в Симферопольском - 2, Джанкойском -1;
  • 1939 г. - 1900 человек (0,2%), из них 854 - мужчины, 1046 - женщины;
  • 1979 г. - 1048 человек;
  • 1989 г. - в Крыму зарегистрировано 898 эстонцев.
Эдуард Вильде, один из самых выдающихся писателей Эстонии, предпринял в 1904 году путешествие в Крым по следам эстонских переселенцев. А в 1905 году вышли в свет "Путевые заметки" и большой исторический роман "Пророк Мальтсвет". В селе Береговом (Замбрук) Бахчисарайского района на улице Большая Морская сохранился дом сельского учителя Туйска, где останавливался и жил писатель. Книга "Пророк Мальтсвет" была в каждой эстонской семье, и сейчас каждый крымский эстонец может найти описание или упоминание о своих прародителях или родственниках и местах их проживания. В Береговом и по сей день проживают десятки семей потомков первых переселенцев.

Э. Вильде посетил все эстонские села, в том числе был и в селах Джурчи и Кончи-Шавва. В пгт. Первомайское (бывш. Джурчи) ныне проживает очень интересный человек, почетный персональный пенсионер, кавалер ордена Ленина, Роланд Валькман. Он является правнуком первого ходока в Крым Антса Валькмана. К 200-летию Первомайского в августе 1998 г. была издана его книга "Оазис в степи" - результат долгих поисков, работы с архивными документами и собственного перевода романа Э Вильде. Р. Валькман - учредитель Первомайской ячейки Эстонского общества.

В селе Краснодарка (бывшее Кончи-Шавва) Красногвардейского района проживает около 50 семей эстонцев. Это село как заповедник! Расположено оно далеко, в 25 км от Красногвардейска, т.е. от железной дороги, и далеко от Первомайского. Рейсовые автобусы сейчас не ходят. В селе нет телефона, магазина, школы, медпункта. Все - в 3-х километрах, в селе Александровка. Но люди живут и не падают духом. Эстонцы - народ сильный духом, молчаливый, степенный, терпеливый. В этом селе сохранилось то, что не могло сохраниться ни в одном другом городе или селе Крыма, где постоянна миграция и разрушительная цивилизация. Ячейка Эстонского общества села Краснодарка (председатель Берман Лео и заместитель Рита (Кууск) Кадлянина) - самая активная, дисциплинированная и многочисленная - более 50 человек.

Любопытна информация из "Статистического справочника Таврической губернии" Ф.Н.Андриевского 1915 года издания. Он знакомит нас с грамотностью отдельных национальностей, населяющих губернию. На первом месте находятся эстонцы, у которых из 100 мужчин 74 грамотных. 25 мая 1914 года в Крыму был проведен большой певческий праздник с участием гостей из Эстонии. Сохранились фотографии этого события. На большой фотографии - 220 участников этого праздника. Эти исторические документы можно увидеть в Крымском этнографическом музее. 6 июля 1917 года по реестру 1087 было зарегистрировано Губернское общество эстонцев. Ячейки были созданы в Симферополе, Евпатории, селах Джурчи, Кончи-Шавва, Замбрук, Учкую-Тархан.

В настоящее время эстонцы проживают в городах Крыма и в сельской местности: с. Вилино и с. Береговое (Бахчисарайский район), с. Краснодарка и с. Новоэстония (Красногвардейский район).

В 1989 г. в Украине проживало около 4 тыс. эстонцев. 4 марта 1994 г. состоялось Первое учредительное собрание эстонцев, на котором было принято решение об образовании Землячества эстонцев Украины (зарегистрировано 10 июня 1994 г.). 7 апреля 1997 г. состоялось собрание эстонцев Крыма, на котором было образовано Крымское эстонское общество культуры (зарегистрировано 10 октября 1997 г.).

Предоставление материалов: Котова Елена Станиславовна
отв. секретарь Крымского эстонского общества культуры.


© 1999 Таврический Национальный Университет им.Вернадского Предыдущая страница Информация о сайте