|
Историческая
справка
Эллада - так называли древние греки свою родину, располагавшуюся на
территории современной Греции, а себя они гордо именовали эллинами. И
было им чем гордиться: страна высокой культуры, талантливых поэтов и
драматургов, архитекторов и скульпторов, спортсменов и мореплавателей
оставила глубочайший след в развитии всей Европы.
Но так как в Древней Греции земля передавалась по наследству целиком
только одному сыну, то многие свободные граждане этой рабовладельческой
республики оказывались нищими и вынуждены были искать новые средства к
существованию. Их выручало море, которое не только кормило рыбой и
посылало добычу в виде чужеземных кораблей, но иногда направляло их
быстроходные ладьи к чужим берегам, где вчерашние пираты и мореходы
становились добропорядочными виноградарями и гончарами.
... И когда древние эллины были уже недалеко от берегов Тавриды, вдруг
начался сильный шторм, и мореплаватели в большинстве своем погибли. А те,
что чудом спаслись и вернулись в Элладу, с восторгом рассказывали внукам и
правнукам о далекой прекрасной земле, где горы покрыты прохладными
лесами, а их вершины плоски и удобны для выпаса скота, где в горных речках
полно воды и рыбы, где морские берега изрезаны уютными бухточками, но к
ним не добраться, ибо грозен Понт Эвксинский - Негостеприимное море - и
не пускает на свои берега чужеземцев.
Но пройдут века, и опять эллины поплывут к берегам Тавриды через
Средиземное море, где финикийцы не дадут им высадиться на захваченных ими
землях. Затем через Геллеспонт, со страхом, держась поближе к берегам,
вплывут они в Понт Эвксинский. И распахнет им навстречу объятия прекрасная
маленькая страна.
И всем сердцем полюбят ее греки и будут считать своей второй матерью.
Построят они здесь свои города-полисы: Пантикапей, Феодосию, Керкинитиду,
Херсонес и Тиритаку.
Греки
в Крыму
Греческая колонизация полуострова началась еще в VI в. до н.э. с
созданием Боспорского государства и Херсонесской республики. Основу же
этнической общности современных греков Крыма составил Греческий
батальон, принимавший участие в Крымской войне, а затем оставленный
Потемкиным для охраны крымского побережья от Севастополя до
Феодосии. Эти греки были поселены в Балаклаве и близлежащих деревнях и
вошли в этнографическую историю Крыма как "балаклавские греки", или
"арнауты".
В годы первой мировой войны, спасаясь от резни и геноцида,
развязанного фанатиками-мусульманами в Турции, греки, столетиями
проживавшие в городе Трапезунде и Карской губернии, бежали на Кавказ,
откуда 12-13 тыс. человек перебрались в Крым.
По социальному составу это были крестьяне, ремесленники и купцы.
Многие греки были неграмотны.
Основными занятиями греков было огородничество, бахчеводство,
табаководство, виноградарство. Занимались они рыбным промыслом,
торговлей.
Греки, как и все жители Крыма, пострадали от голода и эпидемий в 1921-
1922 гг. В 1926 г. их было около 21 тыс. (3,5% населения полуострова).
Жили греки во всех городах (преимущественно в Ялте, Севастополе, Керчи,
Старом Крыму, Симферополе), а также в 398 селах и деревнях. Сельские
жители составляли около половины всего греческого населения Крыма.
Жили они компактно или малыми группами в полном согласии с
представителями многих других этносов, населявших Крым.
По всему Крыму были созданы сельсоветы по национальному признаку. В
1930 г. на полуострове было 8 греческих сельсоветов.
Уже в начале 30-х годов греческого населения, как и других народов
Крыма, коснулись репрессии, стали ущемляться их права. Многие греки
были осуждены и погибли в сталинских лагерях.
Депортация 1944 года коснулась и греческого населения Крыма. Около 14
тыс. греков были выселены из Крыма, несмотря на то, что среди них были
партизаны, подпольщики, фронтовики.
В 1956 г. с греков было снято позорное клеймо "предателей", гражданские
права частично восстановлены. Многие из сосланных вернулись и
проживают сейчас в Крыму.
Балаклавские
греки
Одним
из древнейших народов Крыма являются греки, сумевшие удержаться при всех
переворотах.
Формирование и развитие этого этноса в
Крыму продолжается на протяжении около 2,5 тысячелетий. Греки селились на
полуострове в разные временные периоды.
В конце XVIII века греческое население
полуострова пополнили новые поселенцы. Это были жители островов Архипелага,
принявшие участие в Русско-турецкой войне 1766-1774 гг. на стороне России.
После заключения Кучук-Кайнарджийского
мира Россия приобрела в Крыму крепости Керчь и Еникале. В них были поселены
греки, которых стали называть неправильно - "албанцы". За ними закрепилось
и другое название - "арнауты". Из этих греков был сформирован пехотный полк,
позднее переведенный в Балаклаву. Теперь он стал называться Балаклавским
батальоном, а сами греки - балаклавскими. Князь Потемкин поручил им охрану
береговой полосы - от Севастополя до Феодосии. В 1797 г. император Павел
I указом повелел вооружить их по греческому обряду и обмундировать цветом
красным и зеленым "по их обычаю". Солдаты батальона были одеты в красные
рубахи, зеленые куртки, украшенные шитьем золоченой нитью, на головах красовались
красные островерхие шапки, каждый из них был вооружен шашкой и ружьем. Поселились
они в Балаклаве и деревнях Кадыкой, Камаре, Карани, Лака, Керменчике, Аутке,
Алсу.
В свободное от службы время балаклавские
греки занимались мирными занятиями: сельским хозяйством, торговлей, рыболовством,
а с 1859 года, после упразднения батальона, они становятся для них главными.
Балаклавские греки разбрелись по всем городам Крыма, где они открывали лавки,
гостиницы, кофейни. Другая их часть занималась хлебопашеством, табаководством,
виноградарством, виноделием, огородничеством. Степь за Балаклавой была распахана
плугом, здесь простирались поля, на которых колосились пшеница, просо, кукуруза.
Таких полей больше нигде не было на Южном берегу Крыма. Продолжая традиции
античных и византийских греков, "арнауты" выращивали виноград и изготавливали
из него вино. Каждый грек имел хотя бы крошечный виноградник в горах. После
сбора винограда его давили ногами в специальных чанах. Это делалось в горах
под открытым небом, вино помещали в бочки, где оно стояло не менее месяца,
после чего разливали в бутылки. Такое вино сами греки называли "бешеным",
т.к. оно делало их буйными, заставляло танцевать, плакать, смеяться, рассказывать
небылицы.
Но главными занятиями балаклавских греков
были рыболовство и торговля рыбой. Рыбаки прекрасно ориентировались в море,
им помогали в этом Полярная звезда, колокольня монастыря Св. Георгия, Форосский
маяк. У каждого имелись и свои ориентиры; ими могли быть крупные прибрежные
камни, одинокие деревья на горах, звезды. Поговоркой старых опытных рыбаков
стало выражение: "Я сплю, а знаю, что она (рыба) в Керчи думает". Балаклавские
греки ловили рыбу во всякое время года, но наиболее плодотворный лов начинался
осенью. Тогда они облачались в огромные, до бедер, сапоги из конской кожи,
непромокаемые, крашенные желтой масляной краской плащи и кожаные штаны.
Сетями, сделанными из ниток, ловили макрель (скумбрию), кефаль, хамсу, морских
бычков, камбалу, барабулю.
После Рождества балаклавские греки-рыбаки
снаряжали лодки на громадных белуг, которых они называли волками, потому,
что лов этой рыбы напоминал охоту на хищного зверя и иногда заканчивался
для рыбаков трагически. Для ловли этой рыбы при сильном холодном ветре выходили
вглубь зимнего моря на 10-15 верст от берега и бросали крючья в воду. Кефаль
заготавливали впрок, солили, коптили, сушили. Сушеная икра считалась лакомым
блюдом, но поскольку добывалось ее немного, продавался этот деликатес по
очень высоким ценам. Скумбрию солили, выдерживали в рассоле год, после чего
она не уступала по вкусу голландской сельди. Маленькую рыбку барабульку,
или султанку, искусно мариновали. В это время счастливыми чувствовали себя
жены рыбаков, хотя нелегкий труд по переработке рыбы выпадал на их долю.
Между всеми греками Крыма укоренились восточные
обычаи, суть которых заключалась в ведении женщинами замкнутого и целомудренного
образа жизни. Все свое время они уделяли ведению домашнего хозяйства. Единственное
место вне дома, где посторонний человек мог их увидеть, был фонтан, куда
они приходили за водой и вели там длинные беседы. Путешественники, описывая
балаклавских гречанок, не скупились на эпитеты. Они находили их очень красивыми,
сравнивали их облик с изображением Богородицы на старинных византийских
иконах. Этих женщин можно было увидеть сидящими за прялками перед дверями
своих домов в теплую погоду, и тогда очарованные путешественники могли услышать
приветливое КАЛИ ИМЕРА (добрый день) от милых гречанок. В конце XVII - начале
XIX века одежда балаклавских гречанок была красочной и колоритной. Они одевались,
как и мужчины, по своему обычаю в одежду красного и зеленого цвета: зеленое
платье, кафтан, полосатые шаровары, красные остроносые туфли, белый полотенчатый
головной убор. Однако уже к концу XIX века они стали носить одежду европейского
покроя, чаще черного цвета. Жили "арнауты" в невысоких каменных, крытых
черепицей домах. В Балаклаве эти дома были раскинуты по скату горы амфитеатром,
образуя несколько кривых коротких переулков. А в деревнях, в которых проживали
балаклавские греки, можно было увидеть чистенькие домики с плоскими кровлями,
на подоконниках за вышитыми занавесками были видны горшки с геранью. Перед
такими домиками всегда были разбиты небольшие цветники и росло несколько
деревьев - черешня, абрикос, персик...
Гордеева Т.Г.
Численность
и районы проживания
По переписи 1989 г., в Крыму насчитывалось 2684 грека, а на 1994 г., по
данным ЦСУ Крыма - около 4000 человек. Наиболее компактно греки
проживают в Симферополе, Ялте, Керчи, а также в районах:
Симферопольском (селах Пионерское, Доброе, Заречное, Лозовое) и
Белогорском (пгт. Зуя и с. Чернополье). Надо отметить, что греки,
депортированные из Крыма, пополняются и людьми из других регионов
(например, в Нижнегорском и Советском районах проживают греки,
прибывшие в 90-е гг. с Кавказа, что было вызвано политической
нестабильностью в данном регионе).
В ноябре 1992 г. зарегистрировано Крымское республиканское культурно-
просветительное общество греков, объединяющее городские и региональные
общества. Ведется работа в различных направлениях: восстановление
памятников и церквей (в Ялте, Балаклаве, Зуе и с. Чернополье уже есть
действующие), изучение языка и культуры в воскресных школах, выпуск
греческих программ на Крымском телевидении и радио и т.д.
По разработанному прогнозу до 2000 г. в Крым должно приехать 20,6 тыс.
греков, или 6438 семей. Уже поступило около 1,5 тысяч заявлений от семей,
проживающих в Узбекистане, Украине, Казахстане и Российской Федерации. В
Симферопольском (села Пионерское и Клиновка), Белогорском (пгт. Зуя),
Судакском (пгт. Коктебель) и других районах выделена земля и начато
строительство.
Греческое
население Крыма в 20-30-е гг. ХХ века
ОбразованиеКрымской АССР в 1921 г. привело к стабилизации
политической и экономической жизни на полуострове. Греки Крыма приняли
активное участие в восстановлении промышленности и сельского хозяйства,
пришедших в упадок за годы гражданской войны.
В 1921 г. в Крыму проживало 23868 греков, они составляли 3,3% от всего
населения республики. При этом 65% греков жило в городах. Грамотных греков
было 47,2% от общего числа. По всему Крыму в местах компактного
проживания греков были открыты школы семилетки, а в Керчи средняя школа.
С началом организации колхозов на полуострове возникают греческие
колхозы "Эврика" в с. Клиновка, "Неа Зои" в с. Лозовое, "Неос Дромос" в с.
Краснолесье.
В 1930 г. в Крыму было 5 греческих сельских советов, в которых
делопроизводство велось на греческом языке. Распространялись выходившие в
Мариуполе газеты на греческом языке: "Комунистис" и "Коллективистис",
журналы "Пионерос" и "Махитис".
К концу 30-х годов национальная политика СССР круто меняется. Школы
национальных меньшинств, в том числе и греческие, закрываются.
Уничтожается ряд церквей, а священнослужители репрессируются вместе с
активистами религиозных общин.
По данным Всесоюзной переписи 1926 г. греческое население было
преобладающим в деревнях Аутка, Карачоль (с. Чернонополье Белогорского
района), Аппак-Джанкой (с. Васильковое Кировского района), Джантора (с.
Клиновка Симферопольского района), Камара, Карань, Скеля (на территории
Севастопольского горсовета).
Греки в селах занимались преимущественно огородничеством,
бахчеводством, табаководством, виноградарством, а также рыбным промыслом
и торговлей. Большинство греков трудилось в многонациональных хозяйствах,
где жили русские, татары, немцы.
По данным ЦСУ на 1 апреля 1930 г. в кустарной промышленности было
занято 435 греков, входивших в число членов артелей. Около 150 человек было
кустарями-одиночками. Кустари трудились в многонациональных коллективах
артелей, производя товары для обеспечения населения. Значительное
количество греков работало в промышленности и на транспорте.
В 1925-1926 учебном году в Крыму насчитывалось 25 греческих школ I
ступени с 56 учителями и 1500 учащимися. В городах и селах Крыма
открывались греческие клубы, избы-читальни, "красные уголки". Греки до
середины 30-х годов имели возможность изучения греческого языка, читали
газеты и журналы на родном языке, издававшиеся в Мариуполе.
В конце 30-х годов многие греки стали жертвами сталинских репрессий и
погибли в лагерях, не дожив до освобождения.
Источник: П.А.Кесмеджи. Греки Крыма. - Симферополь:
Издательский Дом "АМЕНА", 1996.
Источник публикации:
П.А.Кесмеджи. Греки Крыма. - Симферополь:
Издательский Дом "АМЕНА", 1996.
Депортация
Самой чудовищной из современных страниц истории Крыма стало
выселение с территории полуострова немцев, крымских татар, армян, болгар и
греков во время Великой Отечественной войны.
Весной и летом 1944 г. по постановлению Государственного Комитета
Обороны (ГКО) за подписью И. Сталина из Крыма было насильно вывезено
около 230 тысяч человек за "измену" Родине.
В 4 часа 18 мая 1944 г. войсками НКВД была начата операция по
выселению крымских татар, на ее проведение понадобилось 60 часов времени и
71 эшелон, до отказа набитый обезумевшими от горя и несправедливости
людьми.
В предательстве и пособничестве немецким оккупантам обвинили всех: и
стариков, и грудных детей, а печать изменников хотели поставить и на
родившихся после войны. По сведениям НКВД в мае 1944 года в Крыму
проживало 14300 греков, кроме них проживал 3531 человек, имеющих
греческое подданство. По указанию И. Сталина все они были включены в число
спецпереселенцев, как лица, имевшие на руках просроченные национальные
паспорта.
27 июня 1944 г. войска НКВД приступили ко второму спецпереселению.
Армян, болгар и греков выселяли одновременно. К местам поселения их везли в
одних и тех же эшелонах.
Началась невольная одиссея людей, вырванных с корнями из родных мест,
лишенных домашних очагов, имущества и чести. Подготовка операций по
выселению до последних моментов держалась в секрете. Группы солдат НКВД
во главе с офицерами на рассвете рассыпались по улицам городов и селений
Крыма. Недоумевающих людей подняли с постелей и, скороговоркой зачитав
постановление ГКО от 2 июня 1944 года за подписью И.Сталина, приказывали
собираться в дорогу. Время на сборы определял старший группы - он мог дать
и час, мог и сразу после составления описи имущества выставить семью за
дверь, опечатав ее.
Имущество, даже разрешенное к отправке, мог взять не каждый. Если
транспортные средства, поданные для перевозки людей к эшелонам,
находились далеко, то население физически могло взять на человека 10-15 кг
вещей и продуктов. У кого были на руках грудные и малые дети, больные и
немощные старики, - и того меньше. На руки спецпереселенцам были выданы
квитанции о принятом у них имуществе. При этом им цинично заявлялось, что
по прибытию на место поселения им выдадут новое имущество взамен
оставленного в Крыму. Среди выселяемых греков, болгар и армян были люди,
которые во второй раз в своей жизни теряли жилье и имущество. Многие из них
были беженцами из Малой Азии, в разное время нашедшими себе приют в
Крыму после резни, устроенной турками в русско-турецких войнах.
По официальным данным из Крыма было выслано 15040 советско-
подданных греков, которых направили в Башкирскую и Марийскую АССР,
Кемеровскую, Молотовскую, Свердловскую, Кировскую области РСФСР, а
также в Гурьевскую область Казахской ССР. Некоторая их часть и 3531
иностранноподданный грек были поселены в Ферганской области Узбекистана,
все в сельской местности. Часть крымских татар, армян, болгар и греков
оставалась на фронтах до самого конца войны. Однако, если после
демобилизации они возвращались к своим семьям, их тут же причисляли к
спецпереселенцам.
Семьи, прибывшие на спецпоселение, расселялись в заброшенных,
неотремонтированных помещениях и подвалах. В одну комнату селили по 3-4
семьи. Власти на местах, обязанные принять высланное население, не были
готовы к этому.
Спецпереселенцы оказались в тяжелейшем положении. Смена климата,
отсутствие медицинской помощи привели к массовым заболеваниям. К
примеру, попавшие в Узбекистан, страдали и умирали от малярии, к которой у
местных жителей выработался иммунитет. Крымчанам, привыкшим к чистой
питьевой воде, приходилось пить воду из оросительных арыков и каналов,
другой воды в сельской местности не было.
Греки, как и другие спецпереселенцы, были обязаны трудиться там, куда их
направляли местные власти по согласованию с органами НКВД. Они не имели
права отлучаться за пределы района расселения без разрешения коменданта.
Задержание за пределами района рассматривалось как побег и вело к уголовной
ответственности. Греков, пытавшихся самовольно оставить места
спецпоселения (причина не рассматривалась), сажали в тюрьмы и отправляли в
лагеря.
После снятия ограничений в правовом положении с греков, армян, болгар и
членов их семей, находящихся на спецпоселении, по Указу Президиума
Верховного Совета СССР от 27 марта 1956 г., спецпереселенцы обрели
некоторую свободу. Но этот же указ лишал их возможности получения назад
конфискованного имущества и права возвращения в Крым. Все эти годы греки
были лишены возможности изучения греческого языка. Обучение проходило в
школах на русском языке, что привело к утрате родного языка у молодежи.
Начиная с 1956 года, греки постепенно возвращаются в Крым. Те, кому
удалось полулегально прописаться, а это практически продолжалось до 1989
года, знают, с какими это сопровождалось трудностями и унижениями.
Большинство прибывших оказывалось на родной земле оторванными друг от
друга, и жили отдельными семьями по всему Крыму.
Постепенно возвращение греков из мест депортации, несмотря на
официальный запрет властей, приняло широкий характер. В городе Старый
Крым, селе Чернополье, пгт Зуя, поселках Пионерское и Лозовое, городе
Симферополе и его пригородах к 1980 году насчитывается до нескольких сотен
греческих семей.
В 1989 году по инициативе Крымского Фонда культуры создаются
национально-культурные общества Крыма. Движение за возвращение
депортированных народов в Крым, до этого стимулировавшееся движением
крымскотатарского народа, приобрело целенаправленный характер.
Инициаторами движения за возвращение депортированных из Крыма в июне
1944 г. выступили армянское и греческое национальные культурные общества.
После принятия Верховным Советом Крыма решения "О практических
мерах по организованному возвращению в Крым депортированных армян,
болгар, греков и немцев" Совету Министров Крыма было поручено разработать
программу восстановления законных прав этих народов. При комитете по
делам депортированных народов создается Управление по делам
депортированных армян, болгар, греков и немцев. С 1993 г. обе эти
организации входят в состав Государственного комитета по делам
национальностей.
В 1995 г. региональные культурно-просветительные греческие общества
образовали Федерацию греков Крыма с центром в г. Симферополе.
Источник публикации:
П.А.Кесмеджи. Греки Крыма. - Симферополь:
Издательский Дом "АМЕНА", 1996.
|