 |
Историческая
справка
Никто не назовет точную дату
появления первого русича в Крыму. Может быть, это был землепроходец, путешественник,
посланник Киевского князя или несчастный пленник?.. Но есть первые факты
- из раннего средневековья:
Киевский князь Игорь и Византия, хозяйничавшая тогда в Крыму, в 944
году заключили договор, по которому русский князь обязывался не
претендовать на "Корсуньскую страну". Так в Киевской Руси называли
Херсонес Таврический (располагался в черте нынешнего Севастополя). А в Х
веке русичи прочно утвердились на востоке Крыма и на Тамани, где
образовали Тмутараканское княжество.
В 988 году русская дружина во главе с князем Владимиром осадила
Херсонес и вступила в него. Здесь князь и его дружинники приняли так
называемое "малое крещение", а затем крестили киевлян и Русь ("большое
крещение"). Известно, что в этом же городе Херсонесе существовал русский
квартал, где жили в основном славяне. Об этом свидетельствует найденный
здесь русский напрестольный крест с изображением святых Бориса и Глеба.
Персидский писатель Ибн-ал-Биби рассказывает, что когда турки-
сельджуки появились у берегов Солдайи (Судака), на помощь его жителям
пришли русичи и кыпчаки (половцы). В Солдайе проживали русские купцы,
ремесленники, о чем свидетельствуют найденные при раскопках два русских
пряслица и православный крест. В Солхате (Старом Крыму) среди аланов и
кыпчаков прекрасно уживались и русичи. Имеются точные данные о том,
что в Кафе (Феодосии) существовала русская церковь, - здесь постоянно
проживали православные прихожане русичи.
После присоединения Крыма к России (1783 г.) здесь поселяется много
русских. Это и уволенные в отставку солдаты, осевшие в Тавриде, и
государственные крестьяне, купцы, ремесленники, потянувшиеся к богатому
и красивому краю, и крепостные - собственность новых таврических
землевладельцев.
В конце XVIII - начале XIX вв. в степном Крыму появляются поселения
раскольников (одно из них с. Курортное, Ленинского района - бывшая Мама
Русская - существует и в настоящее время).
В крымские имения перевозят своих крепостных их южных и
центральных губерний русские помещики.
Во второй половине XIX в. на территории Крымского полуострова, по
окончании Крымской войны, получили земли отставные солдаты и
освободившиеся от крепостной зависимости крестьяне. Возникает
множество поселений, основанных совместно русскими и украинскими
крестьянами.
По данным Всероссийской переписи населения 1897 года русских в
Крыму проживало 181 тыс. человек, или 45,3% от общей численности
населения Крыма. Преобладающим русское население было в Керчь-
Еникальском градоуправлении (более 60%). В Симферопольском уезде
русские составляли более 30%, в Перекопском и Евпаторийском - более
20%, в Ялтинском - 27%.
Приток в Крым русского населения наблюдался и на протяжении всего
XX столетия. В 1902-1903 гг. новая волна эмиграции крымских татар
повлекла за собой переселение крестьян из густонаселенных российских
губерний и уездов материковой Тавриды.
В 20-30-е годы в Крыму возник ряд сел, основанных рабочими
пригородных слободок.
Начиная с осени 1944 года русские (параллельно с украинцами и
белорусами) прибывали в Крым на восстановление разрушенного войной
хозяйства. Переселение шло, в основном, из центральных областей России:
Московской, Пензенской, Владимирской, Курской, Воронежской, из
Ставропольского края.
Жители России были вызваны в Крым также правительственными
"Планами по вселению и перемещению населения в колхозы Крымской
области (1950 г.)". Прибытие переселенцев шло (порой "добровольно-
принудительно") почти со всех областей Российской Федерации. Русских в
переселенческие села зачастую определяли на жительство совместно с
прибывавшими украинскими и белорусскими переселенцами.
По переписи населения 1989 года в Крыму проживало русских 1 688 200
чел., что составляло 68,7% от численности всего населения Крыма. В
настоящее время численность несколько сократилась, изменилось и
процентное соотношение, в связи с возвращением на полуостров
депортированного крымского населения.
Одежда
Одежда русских поселенцев в Крыму сначала отражала характер той
местности, откуда они прибыли; позднее в ней появились черты одежды
окружающего населения. Русские крестьяне, как и везде, носили длинную
белую домотканую рубаху навыпуск, подпоясанную шерстяным или кожаным
поясом, холщовые неширокие штаны. Из теплой одежды - телогрейку, сиряк
(типа армяка, но сзади с капюшоном или башлыком); зимой - тулуп из кожи
молодых ягнят или лентварей (кожи старых овец). На руках - вариги
(шерстяные рукавицы) или накожни (кожаные). Из обуви были
распространены постолы - кожаные лапти, стягивающие ногу ремнем или
шнуром из хвоста или гривы лошади; но встречались и плетеные лапти.
Постолы служили основным видом обуви не только русским, но и
представителям многих других этносов.
Женщины привозили одежду с собой в сундуках. Это были длинные
холщовые рубахи, поверх которых одевался сарафан. Шился он из тонкой
домотканой шерсти (волосени), окрашенной в черный, темно-синий, изредка
красный цвета. К середине XIX в. сукно вытеснили фабричные ткани - ситец,
китайка, атлас, штоф. Дети (как мальчики, так и девочки) носили длинную
рубаху, шитую из полотна, зачастую привезенного с собой. В нынешнем
столетии домотканина у русских почти не использовалась. На фотографиях
начала XX в. одежда мужчин чаще состоит из рубахи-косоворотки, сюртука и
узких брюк, заправленных в сапоги; женщин - из пестрой или однотонной
кофты из фабричных тканей, длинной юбки с повязанным поверх фартуком.
Утварь
В быту русских использовались и используются утварь, транспортные
средства, характерные для украинцев, крымских татар, греков, болгар, армян.
Например, дижа (укр.) - деревянное корыто для замеса теста, медные тазы для
варки варенья, казаны для приготовления плова. В некоторых дворах
построены низкие летние печи по типу греческой кабицы. В русском языке
появилось много украинизмов (мягкость при произношении звука "г",
употребление предлога "у" вместо "в", смягчение окончаний некоторых слов);
в обиходе одинаково употребляются названия на русском и украинском
языках: чердак - горище, сундук - скрыня, крынка - глечик, глек, макотра -
макитра (глиняный сосуд для толчения мака).
Занятия
На всех этапах переселения в Крым представители русского крестьянства
отражали особенности жизненного уклада того региона, откуда они
прибывали. Сохраняя язык, веру, этническое самосознание, особенности
традиционной культуры, русские жители многое усваивали на новом месте,
оказавшись в культурном взаимодействии с геноэтничным окружением. В то
же время, будучи издревле земледельцами-пахарями, они распространяли
среди местного населения традиционные для них сельскохозяйственные
навыки и приемы, и, естественно, участвовали в формировании местной,
крымской, бытовой культуры.
В Крым крестьяне переселялись на троечных русских повозках, которые
вскоре были заменены татарскими арбами. Привозили с собой сохи, позднее
уступившие место деревянным плугам. Если в хозяйстве крымских татар
ведущая роль отводилась скотоводству, и они занимали земли, наиболее
удобные для выпаса скота, то русское население занималось в основном
хлебопашеством. На целинных землях выращивали пшеницу, ячмень, просо,
причем только русские возделывали рожь, введя ее в севооборот с
картофелем. Имели место также посевы льна. Повсеместно были развиты
огородничество, садоводство, извозчичий промысел, ломка камня, работа на
табачных плантациях. В Феодосийском уезде занимались виноградарством и
виноделием.
Преимущественно подсобный, тесно связанный с земледелием, характер
носило животноводство - разведение крупного рогатого скота, лошадей,
овец, коз, свиней, птицы.
Немалую роль в жизни русского населения Крыма играли промыслы и
ремесла. Во многих селах Симферопольского и Феодосийского уездов
русские занимались рубкой дров, ломкой камня, извозом, выжиганием
древесного угля.
Деревообрабатывающий промысел был развит как в качестве основного
занятия, так и приработка. Из древесины делали возы, лавки, полки для мисок,
ведра, бочки, сундуки, корыта, коромысла, ложки.
Существовали русские артели по изготовлению черепицы. Повсеместно в
Крыму имелись русские мастера кузнечного, колесного дела. Шорники
обеспечивали односельчан конской сбруей и кожаными лаптями (постолами).
"Потемкинские деревни"
В 80-х годах XVIII века началось интенсивное заселение крымских земель
русскими (под "русскими" до начала XX века во многих литературных источниках
понималось все восточнославянское население - русские, украинцы, белорусы).
Первыми поселенцами были воины Екатеринославского и Фанагорийского полков,
оставленные в Крыму для охраны рубежей Российской империи. Поселены солдаты
были на целинных землях в Симферопольском и Феодосийском уездах. А к 1786 г. на
картах Крыма уже обозначились первые солдатские деревни - Санкт-Петербургские
мазанки, Зуя, Курцы, Петровская слобода, Изюмовка.
Помимо отставных солдат, на крымские земли переселялись государственные и
помещичьи крестьяне из южных губерний России и Украины. Среди поселенцев было
много беглых крестьян, бродяг, даже каторжников. Такой контингент тоже был
приемлем на новом месте: наместник императрицы Екатерины II князь Григорий
Александрович Потемкин закрывал глаза на беззаконие и умышленно потворствовал
беглецам, руководствуясь целью заполнить людьми пустынный край.
Одним из первых в деле заселения встал вопрос о переводе жен отставных солдат с
обжитых мест в Тавриду. Для этого солдатам давали отпуск за казенный счет, чтобы
они могли забрать семьи, или же, по распоряжению князя, холостым привозили в жены
девушек и вдов из разных российских губерний.
Так возникали первые "потемкинские деревни", вошедшие в историю с двоякой
славой: с одной стороны, как "бутафорные", "показушные", почти что не
существующие, а только наспех выстроенные, чтобы предстать взору царицы во время
ее путешествия; с другой стороны, как реальные, выстоявшие во времени, и означенные
на современных картах Крыма.
Одна из бывших "потемкинских деревень" - Санкт-Петербургские мазанки, а в
настоящее время село Мазанка - стала объектом исследования сотрудников Крымского
этнографического музея. Сейчас в селе насчитывается более 700 дворов (около 3000
жителей). По опросу, основное население Мазанки - русские, около 15% украинцев, в
основном прибывших в 50-е годы, и примерно 5% крымских татар, которые стали
селиться здесь с конца 80-х годов.
По воспоминаниям старожилов, передается из поколения в поколение история
заселения Мазанки. Первыми были завезены в эту холмистую, окруженную лесом,
местность 12 отставных русских солдат. До наших дней дошли их фамилии: Ерохин,
Щеглов, Лопатин, Артемьев, Торопов... В жены им были привезены девушки из
Курской и Орловской губерний. Судьбы их решились, что называется, по шапкам,
которые было велено солдатам оставить у дороги. Выбрав фуражку, девушка должна
была стать женой ее владельца. Так, без любви и долгих ухаживаний была справлена
одна большая свадьба.
Из первых заложенных землянок
вскоре стали вырастать хатки. Строились они из самана, а внутри и снаружи
обмазывались глиной - отсюда и пошло название села "мазанки". Некоторые
из них сохранили свой первозданный вид до наших дней. А живут в мазанках
все те же Ерохины, Щегловы, Артемьевы - потомки известных первопоселенцев.
Большинство из них - потомственные крестьяне-земледельцы, передающие из
поколения в поколение историю о "потемкинской свадьбе".
Автор
Савинова Ольга Владимировна
Старший научный сотрудник Крымского этнографического музея
Литература
- Россия Полное географическое описание нашего отечества, Т. 14,
Новороссия и Крым - СПб., 1910
- Кондараки В. X. Универсальное описание Крыма. - СПб., 1875
- Татаринов П. Очерк Таврической губернии в историко-географическом
отношении - Симферополь, 1894
- Свиньин П П Картины России и быт ее разноплеменных народов. Ч.1. -
СПб., 1839.
- Марков Е. Очерки Крыма. Картины крымской жизни, истории и природы. -
СПб., 1902.
- Центральный государственный архив Крыма (ЦГАК). Ф. 27, оп. 1, д. 1813.
23950, 24489.
- ЦГАК, Ф. Р-63, оп. 1, д. 343.
- ЦГАК, Ф. Р-2887, оп. 1, д. 1.
- Памятная книжка Таврической губернии. - Симферополь, 1889
- Статистические таблицы о хозяйственном положении селений
Симферопольского уезда // Сборник статистических сведений по
Таврической губернии. Т. IV. - Симферополь. 1886.
- Гумилев Л Н . Этногенез и биосфера Земли. Ч. IV. Этнос в географии - Л.
ЛГУ, вып. 2, 1979.
- Известия Таврической Ученой Архивной Комиссии, ⌡7, 1889.
- Таврическая епархия. - Псков, 1887.
|