|
Русские |
© 1999 Таврический Национальный Университет им.Вернадского |
Историческая справкаНикто не назовет точную дату появления первого русича в Крыму. Может быть, это был землепроходец, путешественник, посланник Киевского князя или несчастный пленник?.. Но есть первые факты - из раннего средневековья: Киевский князь Игорь и Византия, хозяйничавшая тогда в Крыму, в 944 году заключили договор, по которому русский князь обязывался не претендовать на "Корсуньскую страну". Так в Киевской Руси называли Херсонес Таврический (располагался в черте нынешнего Севастополя). А в Х веке русичи прочно утвердились на востоке Крыма и на Тамани, где образовали Тмутараканское княжество. В 988 году русская дружина во главе с князем Владимиром осадила Херсонес и вступила в него. Здесь князь и его дружинники приняли так называемое "малое крещение", а затем крестили киевлян и Русь ("большое крещение"). Известно, что в этом же городе Херсонесе существовал русский квартал, где жили в основном славяне. Об этом свидетельствует найденный здесь русский напрестольный крест с изображением святых Бориса и Глеба. Персидский писатель Ибн-ал-Биби рассказывает, что когда турки- сельджуки появились у берегов Солдайи (Судака), на помощь его жителям пришли русичи и кыпчаки (половцы). В Солдайе проживали русские купцы, ремесленники, о чем свидетельствуют найденные при раскопках два русских пряслица и православный крест. В Солхате (Старом Крыму) среди аланов и кыпчаков прекрасно уживались и русичи. Имеются точные данные о том, что в Кафе (Феодосии) существовала русская церковь, - здесь постоянно проживали православные прихожане русичи. После присоединения Крыма к России (1783 г.) здесь поселяется много русских. Это и уволенные в отставку солдаты, осевшие в Тавриде, и государственные крестьяне, купцы, ремесленники, потянувшиеся к богатому и красивому краю, и крепостные - собственность новых таврических землевладельцев. В конце XVIII - начале XIX вв. в степном Крыму появляются поселения раскольников (одно из них с. Курортное, Ленинского района - бывшая Мама Русская - существует и в настоящее время). В крымские имения перевозят своих крепостных их южных и центральных губерний русские помещики. Во второй половине XIX в. на территории Крымского полуострова, по окончании Крымской войны, получили земли отставные солдаты и освободившиеся от крепостной зависимости крестьяне. Возникает множество поселений, основанных совместно русскими и украинскими крестьянами. По данным Всероссийской переписи населения 1897 года русских в Крыму проживало 181 тыс. человек, или 45,3% от общей численности населения Крыма. Преобладающим русское население было в Керчь- Еникальском градоуправлении (более 60%). В Симферопольском уезде русские составляли более 30%, в Перекопском и Евпаторийском - более 20%, в Ялтинском - 27%. Приток в Крым русского населения наблюдался и на протяжении всего XX столетия. В 1902-1903 гг. новая волна эмиграции крымских татар повлекла за собой переселение крестьян из густонаселенных российских губерний и уездов материковой Тавриды. В 20-30-е годы в Крыму возник ряд сел, основанных рабочими пригородных слободок. Начиная с осени 1944 года русские (параллельно с украинцами и белорусами) прибывали в Крым на восстановление разрушенного войной хозяйства. Переселение шло, в основном, из центральных областей России: Московской, Пензенской, Владимирской, Курской, Воронежской, из Ставропольского края. Жители России были вызваны в Крым также правительственными "Планами по вселению и перемещению населения в колхозы Крымской области (1950 г.)". Прибытие переселенцев шло (порой "добровольно- принудительно") почти со всех областей Российской Федерации. Русских в переселенческие села зачастую определяли на жительство совместно с прибывавшими украинскими и белорусскими переселенцами. По переписи населения 1989 года в Крыму проживало русских 1 688 200 чел., что составляло 68,7% от численности всего населения Крыма. В настоящее время численность несколько сократилась, изменилось и процентное соотношение, в связи с возвращением на полуостров депортированного крымского населения. ОдеждаОдежда русских поселенцев в Крыму сначала отражала характер той местности, откуда они прибыли; позднее в ней появились черты одежды окружающего населения. Русские крестьяне, как и везде, носили длинную белую домотканую рубаху навыпуск, подпоясанную шерстяным или кожаным поясом, холщовые неширокие штаны. Из теплой одежды - телогрейку, сиряк (типа армяка, но сзади с капюшоном или башлыком); зимой - тулуп из кожи молодых ягнят или лентварей (кожи старых овец). На руках - вариги (шерстяные рукавицы) или накожни (кожаные). Из обуви были распространены постолы - кожаные лапти, стягивающие ногу ремнем или шнуром из хвоста или гривы лошади; но встречались и плетеные лапти. Постолы служили основным видом обуви не только русским, но и представителям многих других этносов. Женщины привозили одежду с собой в сундуках. Это были длинные холщовые рубахи, поверх которых одевался сарафан. Шился он из тонкой домотканой шерсти (волосени), окрашенной в черный, темно-синий, изредка красный цвета. К середине XIX в. сукно вытеснили фабричные ткани - ситец, китайка, атлас, штоф. Дети (как мальчики, так и девочки) носили длинную рубаху, шитую из полотна, зачастую привезенного с собой. В нынешнем столетии домотканина у русских почти не использовалась. На фотографиях начала XX в. одежда мужчин чаще состоит из рубахи-косоворотки, сюртука и узких брюк, заправленных в сапоги; женщин - из пестрой или однотонной кофты из фабричных тканей, длинной юбки с повязанным поверх фартуком. УтварьВ быту русских использовались и используются утварь, транспортные средства, характерные для украинцев, крымских татар, греков, болгар, армян. Например, дижа (укр.) - деревянное корыто для замеса теста, медные тазы для варки варенья, казаны для приготовления плова. В некоторых дворах построены низкие летние печи по типу греческой кабицы. В русском языке появилось много украинизмов (мягкость при произношении звука "г", употребление предлога "у" вместо "в", смягчение окончаний некоторых слов); в обиходе одинаково употребляются названия на русском и украинском языках: чердак - горище, сундук - скрыня, крынка - глечик, глек, макотра - макитра (глиняный сосуд для толчения мака). ЗанятияНа всех этапах переселения в Крым представители русского крестьянства отражали особенности жизненного уклада того региона, откуда они прибывали. Сохраняя язык, веру, этническое самосознание, особенности традиционной культуры, русские жители многое усваивали на новом месте, оказавшись в культурном взаимодействии с геноэтничным окружением. В то же время, будучи издревле земледельцами-пахарями, они распространяли среди местного населения традиционные для них сельскохозяйственные навыки и приемы, и, естественно, участвовали в формировании местной, крымской, бытовой культуры. В Крым крестьяне переселялись на троечных русских повозках, которые вскоре были заменены татарскими арбами. Привозили с собой сохи, позднее уступившие место деревянным плугам. Если в хозяйстве крымских татар ведущая роль отводилась скотоводству, и они занимали земли, наиболее удобные для выпаса скота, то русское население занималось в основном хлебопашеством. На целинных землях выращивали пшеницу, ячмень, просо, причем только русские возделывали рожь, введя ее в севооборот с картофелем. Имели место также посевы льна. Повсеместно были развиты огородничество, садоводство, извозчичий промысел, ломка камня, работа на табачных плантациях. В Феодосийском уезде занимались виноградарством и виноделием. Преимущественно подсобный, тесно связанный с земледелием, характер носило животноводство - разведение крупного рогатого скота, лошадей, овец, коз, свиней, птицы. Немалую роль в жизни русского населения Крыма играли промыслы и ремесла. Во многих селах Симферопольского и Феодосийского уездов русские занимались рубкой дров, ломкой камня, извозом, выжиганием древесного угля. Деревообрабатывающий промысел был развит как в качестве основного занятия, так и приработка. Из древесины делали возы, лавки, полки для мисок, ведра, бочки, сундуки, корыта, коромысла, ложки. Существовали русские артели по изготовлению черепицы. Повсеместно в Крыму имелись русские мастера кузнечного, колесного дела. Шорники обеспечивали односельчан конской сбруей и кожаными лаптями (постолами). "Потемкинские деревни"В 80-х годах XVIII века началось интенсивное заселение крымских земель русскими (под "русскими" до начала XX века во многих литературных источниках понималось все восточнославянское население - русские, украинцы, белорусы). Первыми поселенцами были воины Екатеринославского и Фанагорийского полков, оставленные в Крыму для охраны рубежей Российской империи. Поселены солдаты были на целинных землях в Симферопольском и Феодосийском уездах. А к 1786 г. на картах Крыма уже обозначились первые солдатские деревни - Санкт-Петербургские мазанки, Зуя, Курцы, Петровская слобода, Изюмовка. Помимо отставных солдат, на крымские земли переселялись государственные и помещичьи крестьяне из южных губерний России и Украины. Среди поселенцев было много беглых крестьян, бродяг, даже каторжников. Такой контингент тоже был приемлем на новом месте: наместник императрицы Екатерины II князь Григорий Александрович Потемкин закрывал глаза на беззаконие и умышленно потворствовал беглецам, руководствуясь целью заполнить людьми пустынный край. Одним из первых в деле заселения встал вопрос о переводе жен отставных солдат с обжитых мест в Тавриду. Для этого солдатам давали отпуск за казенный счет, чтобы они могли забрать семьи, или же, по распоряжению князя, холостым привозили в жены девушек и вдов из разных российских губерний. Так возникали первые "потемкинские деревни", вошедшие в историю с двоякой славой: с одной стороны, как "бутафорные", "показушные", почти что не существующие, а только наспех выстроенные, чтобы предстать взору царицы во время ее путешествия; с другой стороны, как реальные, выстоявшие во времени, и означенные на современных картах Крыма. Одна из бывших "потемкинских деревень" - Санкт-Петербургские мазанки, а в настоящее время село Мазанка - стала объектом исследования сотрудников Крымского этнографического музея. Сейчас в селе насчитывается более 700 дворов (около 3000 жителей). По опросу, основное население Мазанки - русские, около 15% украинцев, в основном прибывших в 50-е годы, и примерно 5% крымских татар, которые стали селиться здесь с конца 80-х годов. По воспоминаниям старожилов, передается из поколения в поколение история заселения Мазанки. Первыми были завезены в эту холмистую, окруженную лесом, местность 12 отставных русских солдат. До наших дней дошли их фамилии: Ерохин, Щеглов, Лопатин, Артемьев, Торопов... В жены им были привезены девушки из Курской и Орловской губерний. Судьбы их решились, что называется, по шапкам, которые было велено солдатам оставить у дороги. Выбрав фуражку, девушка должна была стать женой ее владельца. Так, без любви и долгих ухаживаний была справлена одна большая свадьба. Из первых заложенных землянок вскоре стали вырастать хатки. Строились они из самана, а внутри и снаружи обмазывались глиной - отсюда и пошло название села "мазанки". Некоторые из них сохранили свой первозданный вид до наших дней. А живут в мазанках все те же Ерохины, Щегловы, Артемьевы - потомки известных первопоселенцев. Большинство из них - потомственные крестьяне-земледельцы, передающие из поколения в поколение историю о "потемкинской свадьбе". АвторСавинова Ольга ВладимировнаСтарший научный сотрудник Крымского этнографического музея Литература
|
© 1999 Таврический Национальный Университет им.Вернадского |