Название "крымские цыгане" является весьма условным. Дело в том, что
крымские цыгане (чингене) как этногруппа сформировались под влиянием
крымских татар, в окружении которых они проживали долгое время. Это нашло
отражение в языке, представляющем собой отдельный диалект цыганского
языка с вкраплением татарских слов. Зачастую крымские цыгане не считали
себя цыганами, а назывались крымскими татарами. Во время депортации
крымских татар в 1944 г. вместе с ними покинули Крым и цыгане. Крымские
цыгане исповедуют ислам и носят татарские имена и фамилии.
Эту этнодиалектную группу с успехом изучает цыганолог Вадим
Германович Торопов. Плодом его многолетней работы стала рукопись книги
"Крымский диалект цыганского языка" (Иваново, 1986 - рукопись
депонирована в ИНИОН АН СССР, N 27709 от 19.12.1986). Первая часть этой
книги посвящена цыганским текстам, среди которых несколько превосходных
сказок.
Интересное поле для исследования представляет язык сказок крымских
цыган. Он - макаронический. Если, например, в языке русских цыган широко
употребляется как цыганская, так и русская лексика, то в языке крымских
цыган мы находим немало слов из горного диалекта крымскотатарского языка,
а также отдельные фразы, произнесенные по-русски.
Источник:
Сказки цыган СССР. - М.: Наука.
Главная
редакция восточной литературы, 1991.
Сказки
крымских цыган
Жил на свете один цыган, по имени
Маджяри, и был этот цыган ловким
вором. Вот однажды он говорит жене:
-Устал я от воровской жизни. Клянусь, что не буду больше воровать.
Посадил Маджяри семью на телегу и поехал. День едут, другой, третий,
видит: шатры стоят, у шатров цыгане сидят - едят, пьют. И цыгане смотрят, кто
же это с ним едет - так это же вор Маджяри! А среди тех цыган тоже были два
известных вора, два брата. Маджяри, как увидел их, забыл о своей клятве.
Говорит ему один из братьев:
- Знаю я одну церковь, там столько богатства - золота, денег, - что всем
хватит. Айда, пойдем и возьмем!
Маджяри и двое братьев сели на телегу и поехали. Приехали к церкви,
забрали все золото, все деньги и собрались уезжать. Тут один брат смотрит:
сторож сидит и спит.
Говорит он:
- Смотри-ка - сторожит!
Подошел и как ударит сторожа! Тот начал кричать. Прибежали люди,
набросились на цыган и начали их бить. А потом позвали полицию. Полиция
забрала их и посадила в тюрьму.
Вот сидят в камере Маджяри и два брата. Братья сразу заснули, а Маджяри
не спится, думает он: "Что же я сотворил на свою голову! Зачем я послушал
этих братьев и пошел с ними?"
Прошел час, а может быть, два. Вдруг слышит он, как женский голос его
по имени называет:
- Маджяри, Маджяри!
Подумал цыган: "Скорей всего мне послышалось". А кругом снова тихо
стало. Вдруг опять этот голос зовет:
- Маджяри!
Цыган снова не отвечает. А голос в третий раз:
- Маджяри!
"Ну, - думает, - будь что будет!" Говорит ей:
- Что ты хочешь от меня?
И слышит такие слова:
- Если ты меня возьмешь в жены, то я тебя выручу из тюрьмы.
Говорит она ему:
- Завтра утром повезут тебя на допрос и скажут тебе: "Найди нам ключ от
медной горы. Если найдешь, то мы тебя отпустим". А ты скажи: "Я найду".
Когда они тебя выпустят из ворот, перед тобой будет дорожка, которая ведет к
лесу. Иди этой дорогой.
Сказала женщина эти слова, все стихло. Прошел час, и Маджяри заснул.
Наутро он проснулся и думает: "Сон это был или явь?". Слышит, - открывается
дверь, входят начальники и говорят:
- Следуйте на допрос!
Ведут цыган к начальнику тюрьмы. Тот спрашивает:
- Может ли кто из вас найти ключ от медной горы? Если кто найдет, то я
всех троих отпущу.
Встает цыган Маджяри и говорит:
- Я найду ключ от медной горы. Отпустите меня на час, а мои товарищи
пусть останутся здесь. Вы ведь знаете, что цыгане своих друзей не бросают.
- Хорошо, - сказал начальник тюрьмы, - иди, я тебе верю. Вот открыли
перед Маджяри ворота и выпустили его. Пошел он по дороге, вдруг видит: на
дороге большой дуб стоит. Подошел он к дубу, а из его дупла рука женская
высунулась. Слышит Маджяри такие слова:
- Возьми ключ, Маджяри, отнеси его и обо мне не забудь.
Берет цыган ключ и несет его к начальству.
Говорит:
- Вот вам ключ от медной горы.
Начальник тюрьмы говорит:
- Мы сейчас проверим. Если это ключ от медной горы, то вы все трое
свободны.
Приходят они к горе, видят - дверь. Всовывает начальник в дверь ключ -
она открывается. Открыли дверь, а там внутри - золото, серебро, деньги.
Говорит им начальник:
- Теперь вы свободны. Идите на все четыре стороны.
Разъехались они. Едет Маджяри и видит: стоит телега, в нее запряжены
три белые лошади, а сбруя на них золотая. В телеге сидит женщина и сияет, как
солнце. Говорит ему эта женщина:
- Садись, Маджяри, трогай!
Погоняет цыган лошадей, а сам дороги не видит. Только поднял глаза -
перед ним море. Говорит она ему:
- Ты на каком свете жить хочешь - на белом или на черном?
Он отвечает:
- А мне все равно.
- Раз так, - говорит женщина, - закрой глаза!
Закрыл Маджяри глаза, а когда открыл и поднял голову, видит: над ним
волны ходят, а впереди - дорога. Поехал он по дороге, видит: на поляне стоит
шатер. Подъехал поближе, смотрит: в шатре сидят шесть братьев, отец и мать.
Женщина ему говорит:
- Это мои братья, мой отец и моя мать.
Прошла неделя, вторая, третья. Они гуляют, едят-пьют, а он не весел.
Она говорит:
- Я вижу, Маджяри, тебе на этом свете скучно. Айда на белый свет!
Сели они на телегу и поехали. Она говорит ему:
- Закрой глаза.
Закрывает Маджяри глаза, а она ему говорит:
- Теперь открой глаза.
Видит Маджяри: они снова на том месте, откуда начали свой путь. Вот
едут они дальше. Говорит она ему:
- Когда приедешь в свой табор, со всеми поздоровайся, только своей
семье руки не подавай.
Вот видят они: стоят шатры цыганские. Подходят к шатрам. Навстречу
выходят цыгане:
- Маджяри приехал!
Выходят отец, мать, братья, жена с детьми. Говорит им Маджяри:
- Не сердитесь на меня, теперь у меня другая семья. Пойду я куда глаза
глядят.
Стегнул он лошадей кнутом и уехал.
Едут они день, едут другой. Думает Маджяри: "Было у меня богатство,
была семья, а теперь я один". Говорит ему женщина:
- Знаешь что, Маджяри, такие две вещи я тебе скажу: никогда не говори,
что у нас нет богатства, и никогда не вставай раньше меня.
Вот видит Маджяри десять цыганских шатров - богато живут цыгане, есть
у них кони, овцы, парни пляшут, а девушки поют. Говорит ему женщина:
- Куда ты смотришь, Маджяри, оглянись.
Оглянулся цыган, видит: за ним идут кони, быки, овцы и гонят их пастухи.
Подошел он к цыганам. А те выбежали ему навстречу. Помогли они Маджяри
поставить шатер. Зарезал он двух быков, десять баранов, стол накрыл. Начали
все есть, пить.
Проходит год. У его жены родился мальчик. Говорит она мужу:
- Собери цыган, чтобы дали мальчику имя.
Собирает Маджяри всех цыган. Снова режет быков и баранов. Говорит
цыганам:
- Приходите, ребята, дадим моему сыну имя. Только пусть старики имя
дадут.
Называют старики разные имена. Ей не понравилось ни одно. Тогда
называют имена молодые. И снова ей ни одно не понравилось.
Тогда говорят все цыгане:
- Раз наши имена ей не понравились, пусть даст имя отец.
Называет отец самые красивые имена. Снова ей не нравится. Тогда
говорит Маджяри:
- Раз тебе не нравятся наши имена, сама дай имя мальчику.
- Ладно, - говорит она, - я даю ему имя
Ек-опрэ-дюняс.
Захлопали все в ладоши, начали есть и пить.
Берет она, собирает звезды, облака, шьет ему рубашку. Говорит она
Маджяри:
- Когда мальчику исполнится восемнадцать лет, дашь ему эту рубаху.
Проходит год или два - растет мальчик. И вот однажды ночью Маджяри
проснулся. Видит, мальчик распеленался, а с головы жены упал платок и
волосы видны. Перепеленал он мальчика и хотел покрыть голову платком.
Задел рукою голову, видит: что - такое? - два рожка. Проснулась жена.
- Маджяри, я ли тебе не говорила - не вставай раньше меня?
Только сказала эти слова и превратилась в облако. Слышит Маджяри ее
голос издалека:
- Смотри за мальчиком!
Взял цыган Маджяри своего сын аи пошел искать жену. Где он только ни
ходил, у кого только ни спрашивал - никто ее не видел, никто не слышал об
этой женщине. И вернулся Маджяри в свою семью. Вырос его сын - тоже искал
свою мать, ходил год, другой, но не нашел ее.
Однажды видит он перед собой море. Он подумал: "Может быть, моя мать
там?". Перешел через это море, смотрит: несколько шатров и возле них цыгане.
Опять подумал он: "Может быть, моя мать здесь?", глядит - родник. Он
неподалеку спрятался.
Приходит несколько цыганок за водой. Он стал высматривать среди них
мать. Глядит: среди них нет матери. А спросить о ней нельзя. Притворился он
не цыганом. Приходит к шатрам, просит, чтобы ему погадали. Выходит одна
девушка, Ружица, гадать ему. Он подумал: "Раз у меня матери нет, значит, мне
нужно жениться. Мой отец был одинок, и я одинок. А будет жена - сварит и
постирает".
Открылся он Ружице, сказал ей, что он - цыган, что полюбил ее. И она его
полюбила. Договорились они, сели вдвоем на одну лошадь и убежали. А у нее
было шестеро братьев. Старший брат - колдун. Если он проклинал кого -
проклятия сбывались. Пошли за ними в погоню шесть братьев, но не догнали
их, потому что на нем была рубашка, оставленная ему еще матерью. Сказал
парень такие слова:
- Если моя мать мертва, она меня и мертвая выручит из беды.
Приехали к своим, стали играть свадьбу. На другой день являются к ним
шестеро братьев Руджицы. Они не стали отнимать у него девушку, но старший
брат ее проклял:
- При рождении первого ребенка ты умрешь, и муж твой жить не будет.
Так и случилось. Первый ребенок умер, и от горя Руджица стала угасать. А
когда она умерла, взял он нож, повернул к себе клинком, а к ней рукояткой.
Схватил он нож двумя руками и вонзил себе в се6рдце.
Похоронили обоих в одной могиле, и все цыгане уехали из этого места.
Имя героя сказки Маджяри означает "венгр".
Ек-опре-дюняс (цыган.) - "Единственный в мире"
В одном селе жили два молодых цыгана со своими женами. Эти цыгане
были братьями. У них не было ни отца, ни матери. Один брат был богатым, а
другой - бедным. У богатого брата был дом, наполненный всяким добром. Что
хочешь, то и найдешь в этом доме: и вкусную еду, и драгоценные сокровища, и
деньги, и золото, и счастье и радость.
А у бедного брат был старый шатер с огромными дырами. Если шел
дождь, то внутри лилась вода, если дул сильный ветер, то внутри стоял
сильный холод. Было у бедного брата семеро детей - вот и все богатство.
И вот настал такой день, когда заболела жена у бедного брата. В шатре ни
корки хлеба, дети проголодались, плачут, есть просят. Пошел цыган к своему
богатому брату. Пришел и просит:
- Брат, моя жена заболела, мои дети голодные, плачут. Дай мне кусок
хлеба, чтобы накормить их.
Дал богатый брат бедному большой каравай хлеба. Когда тот ушел,
расстроился богатый брат. Сидит и причитает:
- Мой брат беден. Как бы он не увидал моего богатства - моих денег,
моего золота - и не украл бы их! Страх-то какой! Что мне теперь
делать?
Когда он говорил эти слова, перед ним появился его родной дядя, который
приехал погостить. Дядя спрашивает его:
- Сынок, почему ты так дрожишь? Почему ты не весел? Что случилось?
Говорит цыган дяде:
- Ко мне приходил мой бедный брат, и я испугался, как бы не увидел он
моего богатства - моих денег, моего золота, как бы не обокрал меня.
А дядя говорит:
- Не бойся, сынок, я тебе помогу.
Пришла ночь, богатый брат и дядя легли спать, а когда проснулись, видят:
бедный брат опять идет просить хлеба. Вот он пришел и говорит:
- Вот вы богаты и счастливы. Объясните мне, как стать такими?
Богатый брат говорит:
- Когда дядя наш женился, был великий голод. И тут благодаря своей
жене он разбогател. Послушай, брат, что он сделал, и поступи также.
И тут дядя начинает рассказывать:
- Это правда, сынок, я разбогател благодаря своей жене. Слегла она из-за
великого голода. Взял я свой нож, схватил ее за волосы, подрезал кругом, и
получилась теплая папаха. Продал я эту папаху в городе и стал богатым:
Дядя его обманывает, а он всему верит. Говорит бедный брат сам себе:
- Чему быть, того не миновать - сделаю это!
А богатый брат с дядей смеются над ним и говорят:
- Не бойся, срежь и продай - ты разбогатеешь, и твоя жена здоровой
будет.
Пришел бедный брат обратно в свой шатер. Когда стемнело, взял он свой
нож и отрезал жене волосы вместе с ушами. Сделал папаху и побежал
продавать ее. Люди на базаре посмеялись над папахой и прогнали цыгана
домой. Сказали:
- Приходи завтра!
Побежал бедный брат к шатру и видит: умерла его жена, лежит в гробу.
Закрыл цыган глаза и стал плакать и кричать:
- Боже, пожалей меня!
Когда бедный цыган открыл глаза, то увидел, что сидит в большом доме,
вокруг разбросаны золото, деньги, его дети красиво одеты, сидят за столом и
едят.
Похоронил цыган жену в лесу у дороги. С той поры прошло двадцать лет.
Однажды цыган пришел к могиле своей жены, сел, плачет и говорит:
- Зачем мне мое богатство, мои деньги, мое золото, когда ты лежишь в
земле? Дети вросли и поженились, а я, одинокий старик, остался, как старый
кобель в лесу!
Сказал так цыган и умер.
Жил один богатый цыганский царь. У этого царя было двое детей -
мальчик и девочка. Настало время - умирает старый царь и говорит своему
сыну:
- Все свое богатство я оставлю тебе и прошу: смотри за своей сестренкой.
Чтобы она не обижалась, не прячь от нее ничего!
Прошло еще какое-то время - умирает старая мать и говорит сыну:
- Присматривай за сестренкой, береги ее, как свои глаза!
С тех пор прошло не мало времени. Парень не женится. Когда на охоту
идет - сестру свою целует. С охоты возвращается - опять сестру целует. Своих
глаз не пожалел бы для сестры. А та дома готовит, подметает, на стол собирает.
Только не радуется сестра. Просит она брата:
- Братец мой! Сколько же мне быть одинокой, безрадостной? Женись,
брат!
Очень не хотел тот жениться, а потом подумал: "Наверное, моей сестре
нужна подруга". Взял и женился.
Невзлюбила невестка золовку с самого начала, задумала она ее извести. А
тут у нее сын родился.
Однажды пошел брат на охоту, а его жена убила его любимого коня. Тот
пришел с охоты, а жена говорит:
- Вай, посмотри! Твоя сестра убила твоего любимого коня! Иди
посмотри!
Но брат сказал:
- Слышать ничего не хочу! Была бы сестра моя здоровой!
Еще пуще рассердилась жена, думает: "Что бы мне еще сделать?". Видит:
ребенок лежит в колыбели. Думает: "Убью его!". Взяла и убила своего ребенка,
переломала ему ручки. Приходит брат с охоты, целует сестру, а жена ему
говорит:
- Вот видишь! Ты ее целуешь, а она твоего ребенка убила! Изведи ее!
Но он пожалел свою сестру и говорит жене:
- Не бойся, у нас еще будут дети.
А та не отстает.
- Изведи свою сестру! - говорит.
Оседлал парень коня, посадил на него сестру, приезжает в середину леса.
Отрезал он ей обе руки и оставил. Долго ходила она по лесу, одежда ее
пооборвалась.
А по другую сторону леса жил другой цыганский царь. Как раз в то время
пошел на охоту его сын. Вот видит этот парень: какой-то человек прячется
среди листьев. Тогда он говорит:
- Если ты старушка - будь мне матерью, если старик - будь отцом, а если
ты молодая девушка - будь мне женой!
А девушка говорит ему из-за листьев:
- Мне стыдно выходить, я совсем нагая!
Отдает парень девушке свой зипун. Тогда она говорит:
- Как же ты возьмешь меня, когда у меня нет обеих рук?
Посмотрел парень на девушку: она была такая красивая, что он не мог ее
оставить. Говорит он:
- Есть у меня и мать, и отец, и много народу в доме, они присмотрят за
тобой.
Вот привел он ее домой. Старый отец и старая мать полюбили девушку и
приняли ее, как свою родную дочь.
А тут случилась большая война. Пришлось парню идти воевать. А она в
это время уже была беременна. Говорит парень своей матери и своему отцу:
- Когда у жены родится ребенок, смотрите за ним, берегите, как
собственного глаза.
Вот он уехал, а у нее родилась двойня: у одного ребенка во лбу звезда, а у
другого - луна. И растут эти дети не по месяцам, а по дням. Пишет отец сыну
письмо в армию: "Мой сын, у тебя родилось двое детей, и растут два молодых
царя не по месяцам, а по дням".
Посылает он с этим письмом к сыну человека. Пошел этот человек и
остановился на ночлег там, откуда выгнали эту девушку, - в доме ее родного
брата. Ночью жена брата достала это письмо, порвала его и написала другое:
"Мой сын, у тебя родились две собаки. Что с ними делать?". Человек взял это
фальшивое письмо и, ничего не подозревая, принес его в армию.
Когда сын царя прочитал письмо, то чуть с ума не сошел. Но он очень
любил свою жену и написал такие слова: "Будь что будет. Моих детей не
трогать пока я не приеду". Берет человек это письмо и идет обратно. Когда
стемнело, он снова остановился в доме, где у него взяли письмо царя и
подменили. А та женщина опять достает письмо, рвет его и пишет старому отцу
и старой матери: "Чтобы духа их не было в моем доме!".
Воротился человек и принес фальшивое письмо. Старый отец читает его и
плачет, старая мать читает и плачет. Однако волю сына надо выполнять. Берут
они, привязывают детей к ее шее - одного спереди, а другого сзади, дают ей
мешок сухарей и оставляют на том месте, где сын нашел ее.
А в то время сильно припекло солнце. Захотелось ей напиться. И тут
открылся перед ней маленький родник. Увидала она воду и пуще прежнего
пить захотела. Но не может она нагнуться, чтобы напиться воды: боится, что
упадут в воду дети. И вот слышит она человеческий голос с неба:
- Выпей воды, дочка!
Говорит девушка:
- Я боюсь, что упадут дети.
Снова слышит она голос:
- Не бойся! Не бойся, пей!
Согнула она колени, только к воде потянулась - упал один ребенок.
Схватила она его зубами, стала его из воды доставать - другой ребенок упал.
Заплакала цыганка, а голос ей говорит:
- Не бойся! Протяни руки в воду и достань своих детей!
Потянулась она к воде, и у нее выросли обе руки. Достала цыганка своих
детей из воды и говорит:
- Пусть бог даст тебе счастья, прекрасный голос! Святой боже, ты
пожалел меня, это скорей всего твой голос я слышала!
Вот с того дня, как родились дети, прошло два месяца, но про них можно
сказать, что им по семь лет. Тут пришло время ее мужу из армии возвращаться.
А брат его жены жил как раз на его пути - никак его не минуешь, надо у него
ночевать.
Видит ее брат, что гость едет, стол ставит. Садятся они за стол, едят, пьют.
А его сестра одела детей в лохмотья и сама оделась так, как нищая цыганка.
Подходит она к забору и просит кусок хлеба. Невестка ее как вышла, сразу же
узнала. Взяла она и натравила на нее собак. Выходит ее брат и говорит:
- Грех! Вай, грех-то какой! Бедная цыганка с детьми:Дайте им хлеба,
накормите их. Моя сестра так же погибла!
Обращается к ней брат, спрашивает:
- А что умеют твои дети!
Она отвечает:
- Они сказки умеют рассказывать.
А тут муж ее подходит и спрашивает:
- Ну, детишки, какие сказки вы знаете?
Стали дети рассказывать, что произошло с их матерью, как невестка убила
своего ребенка, как у матери руки отрезали. Рассердилась невестка, хотела
перебить, но их отец говорит:
- Подожди, послушаем, что за сказку они еще расскажут.
Стали дети рассказывать, как мать пряталась нагая в лесу и как пришел их
отец и взял ее к себе, про письма все рассказали. Их отец вскочил и
спрашивает:
- Откуда вы это знаете?
Тут дети сбросили со своих голов лохмотья, мать сбросила изорванную
одежду. Узнал отец своих детей и жену, а брат узнал свою сестру.
Обрадовались они и сели за стол есть и пить.
И я тут был, ел, пил, по усам бежало, а в рот не попало.
Жил один человек, у него было три сына, а сестры у сыновей не было.
Пришел такой день, когда родилась у них сестра. Голова у нее с каждым днем
становилась все больше.
Прошел год. Пришел посмотреть на сестру младший брат. Как увидел он
ее голову - испугался. А она как толканет его! Он полетел и собой вышиб
дверь. Пришел он к отцу и говорит:
- Отец, мне не нравится моя сестра. Смотри, какая она не красивая, как
растет у нее голова. Не иначе - она колдунья.
Но отец сказал:
- Пусть отсохнет твой язык от таких слов!
И он прогнал своего младшего сына из дома. Взял младший сын меч, сел
на коня и поехал куда глаза глядят. Вот едет он и видит: стоит шатер. Слезает
он с коня и входит в шатер. А там красивая девушка живет. Полюбил ее парень,
а она полюбила его. Эта девушка умела говорить на языке колдуний. Стала она
его расспрашивать:
- Откуда ты, чей?
Говорит парень:
- Отец прогнал меня из дома из-за моей сестры. Она страшная, у нее
растет голова. Она у всех головы пооткусывает.
- Короче говоря, женился парень на этой девушке, и стали они жить. У
них уже семья, ребенок родился.
Как-то раз приснился парню сон, что братья его убиты, что они без голов.
Говорит он жене:
- Надо мне проведать братьев и отца.
Жена не пускает его. Говорит:
- Не ходи, твоя сестра погубит твою голову, как погубила голову отца и
головы всей твоей родни.
Парень не поверил словам жены и поехал. Приезжает он домой, видит: во
дворе лежат человеческие кости, а в доме сидит сестра и считает головы
братьев, отца - всех. Считает и говорит:
-
Бу ананы башы, бу кардашы башы, бу ийеджем, бу сора ийджем.
Услышал брат эти слова, вскочил на коня и прочь поехал. Сестра услыхала
стук копыт и пустилась в погоню. Рот разевает, хочет проглотить его вместе с
конем. Вот-вот догонит. Выходит из шатра жена парня, видит это, хватает мужа
за руку и говорит:
- Отпусти его!
А сестра кричит:
- Нет, это ты его отпусти, чтобы я его съела!
Тогда жена говорит:
- Давай так: ты его отпустишь, а потом откроешь рот, а я сама его тебе в
рот положу.
Отпустила сестра брата и открыла рот. А жена кричит:
- Таш бол!
И сестра превратилась в камень.
С тех пор парень с женой зажили спокойно. У них родилось много детей.
А беда больше к ним не приходила.
"Бу ананы башы, бу кардашы башы, бу ийеджем, бу сора
ийджем" - фраза произнесена на горном диалекте
крымскотатарского языка; означает: "Это - голова матери, это -
голова брата. Эту съем, а потом эту съем".
"Таш бол!" - "Стань камнем!" (на том же диалекте).
Толи был, толи не был на свете один цыган-кузнец. Когда работа у него не
ладилась, он говорил сам себе:
- Будь ты проклят, слепой шайтан!
Очень не нравились шайтану эти слова, и он решил проучить цыгана.
Превратился он в пятнадцатилетнего мальчика и пришел к цыгану. Попросился
он к нему работать. Цыган говорит:
- Ну куда, брат! У меня нет денег, чтобы тебе платить.
- А мне и не нужны деньги. Я готов пойти на хлеб и воду, лишь бы
научиться ремеслу.
Ну, работает он у цыгана несколько лет. Вот однажды спрашивает у
мальчик цыган:
- У тебя разве нет семьи? Почему никто не приходит посмотреть, как ты
живешь у меня?
Отвечает шайтан:
- Есть у меня батюшка. Правда, он очень старый, но он придет, если ты
хочешь.
Пришел отец мальчика. Цыган увидел его и сказал мальчишке:
- Ну, до чего же старый у тебя отец!
- Ничего, - говорит мальчик, - я его сделаю молодым парнем.
- Как ты это сделаешь, брат?
- А вот так: возьму нож, разрежу его на куски, брошу в казан, немного
поварю - и все.
- Э, я не верю тебе:
- Ну, так посмотри!
Взял мальчик, разрезал своего отца на куски и бросил в казан. И вот вышел
из казана молодой парень, лет двадцати. Сел он к столу, поел мяса, выпил вина
и ушел.
А не далеко от дома цыгана жила татарка. Ее муж был уже очень старый и
как мужчина ни на что не годился. А она была молодой и сильной. Эта татарка
хотела зайти к цыгану как раз тогда, когда происходило рассказанное. Заметив,
что дверь заперта, татарка заглянула в окно и увидела, как мальчик сделал
своего старого отца молодым. Ей очень захотелось, чтобы цыган сделал из ее
мужа молодого мужчину.
На другой день, рано утром, она пришла к цыгану:
- Здравствуй, мастер!
- Здравствуй, госпожа!
- Сделай моего мужа молодым, чтобы сил у него было, как у здорового
быка. А я дам тебе за это сто тысяч!
- Но я не могу тебе помочь, госпожа. Ты иди к врачу.
Говорит татарка:
- Если ты этого не сделаешь, я все расскажу в полиции. Я видела, что ты
сделал со стариком.
- Э, ладно, давай, приводи ко мне твоего мужа.
Привела она к нему своего мужа. Этот мальчишка-шайтан, помощник
цыгана, разрезал его на мелкие кусочки и положил в казан.
- Пусть часок поварится, - сказал мальчик, - а я пойду.
И он пошел гулять. Ждет цыган один час, два, три, четыре. Уже поздно,
темно, а мальчика все нет. Заглянул цыган в казан, а там старик сварился, его
кости уже отошли от мяса. Испугался цыган и выплеснул это варево подальше
от дома, чтобы полиция не подумала, что это он сварил старого татарина.
Пришла татарка и спрашивает:
- Где мой муж?
- Нету твоего мужа, умер он.
Побежала татарка и рассказала обо всем в полиции. Пришли два
полицейских, взяли цыгана и посадили в тюрьму. Сидит цыган в тюрьме и
плачет. Пришел в камеру к нему шайтан в виде мальчика и говорит цыгану:
- Ну, цыган, еще будешь говорить про меня так, как ты говорил? Это ведь
я тебе все подстроил!
Через десять лет выпустили цыгана. И с тех пор он ни разу ни сказал
ничего плохого о цыгане.
Я оттуда пришла и все вам точно рассказала.