|
|
||||
|
Фольклор крымских цыганНазвание "крымские цыгане" является весьма условным. Дело в том, что крымские цыгане (чингене) как этногруппа сформировались под влиянием крымских татар, в окружении которых они проживали долгое время. Это нашло отражение в языке, представляющем собой отдельный диалект цыганского языка с вкраплением татарских слов. Зачастую крымские цыгане не считали себя цыганами, а назывались крымскими татарами. Во время депортации крымских татар в 1944 г. вместе с ними покинули Крым и цыгане. Крымские цыгане исповедуют ислам и носят татарские имена и фамилии. Эту этнодиалектную группу с успехом изучает цыганолог Вадим Германович Торопов. Плодом его многолетней работы стала рукопись книги "Крымский диалект цыганского языка" (Иваново, 1986 - рукопись депонирована в ИНИОН АН СССР, N 27709 от 19.12.1986). Первая часть этой книги посвящена цыганским текстам, среди которых несколько превосходных сказок. Интересное поле для исследования представляет язык сказок крымских цыган. Он - макаронический. Если, например, в языке русских цыган широко употребляется как цыганская, так и русская лексика, то в языке крымских цыган мы находим немало слов из горного диалекта крымскотатарского языка, а также отдельные фразы, произнесенные по-русски. Источник:
Сказки цыган СССР. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. Сказки крымских цыганРужицаЖил на свете один цыган, по имени
Маджяри, и был этот цыган ловким
вором. Вот однажды он говорит жене: Посадил Маджяри семью на телегу и поехал. День едут, другой, третий, видит: шатры стоят, у шатров цыгане сидят - едят, пьют. И цыгане смотрят, кто же это с ним едет - так это же вор Маджяри! А среди тех цыган тоже были два известных вора, два брата. Маджяри, как увидел их, забыл о своей клятве. Говорит ему один из братьев: Маджяри и двое братьев сели на телегу и поехали. Приехали к церкви, забрали все золото, все деньги и собрались уезжать. Тут один брат смотрит: сторож сидит и спит. Говорит он: Подошел и как ударит сторожа! Тот начал кричать. Прибежали люди, набросились на цыган и начали их бить. А потом позвали полицию. Полиция забрала их и посадила в тюрьму. Вот сидят в камере Маджяри и два брата. Братья сразу заснули, а Маджяри не спится, думает он: "Что же я сотворил на свою голову! Зачем я послушал этих братьев и пошел с ними?" Прошел час, а может быть, два. Вдруг слышит он, как женский голос его
по имени называет: Подумал цыган: "Скорей всего мне послышалось". А кругом снова тихо
стало. Вдруг опять этот голос зовет: Цыган снова не отвечает. А голос в третий раз: "Ну, - думает, - будь что будет!" Говорит ей: И слышит такие слова: Говорит она ему: Сказала женщина эти слова, все стихло. Прошел час, и Маджяри заснул.
Наутро он проснулся и думает: "Сон это был или явь?". Слышит, - открывается
дверь, входят начальники и говорят: Ведут цыган к начальнику тюрьмы. Тот спрашивает: Встает цыган Маджяри и говорит: - Хорошо, - сказал начальник тюрьмы, - иди, я тебе верю. Вот открыли
перед Маджяри ворота и выпустили его. Пошел он по дороге, вдруг видит: на
дороге большой дуб стоит. Подошел он к дубу, а из его дупла рука женская
высунулась. Слышит Маджяри такие слова: Берет цыган ключ и несет его к начальству.
Говорит: Начальник тюрьмы говорит: Приходят они к горе, видят - дверь. Всовывает начальник в дверь ключ - она открывается. Открыли дверь, а там внутри - золото, серебро, деньги. Говорит им начальник: Разъехались они. Едет Маджяри и видит: стоит телега, в нее запряжены
три белые лошади, а сбруя на них золотая. В телеге сидит женщина и сияет, как
солнце. Говорит ему эта женщина: Погоняет цыган лошадей, а сам дороги не видит. Только поднял глаза -
перед ним море. Говорит она ему: Он отвечает: Закрыл Маджяри глаза, а когда открыл и поднял голову, видит: над ним волны ходят, а впереди - дорога. Поехал он по дороге, видит: на поляне стоит шатер. Подъехал поближе, смотрит: в шатре сидят шесть братьев, отец и мать. Женщина ему говорит: Прошла неделя, вторая, третья. Они гуляют, едят-пьют, а он не весел.
Она говорит: Сели они на телегу и поехали. Она говорит ему: Закрывает Маджяри глаза, а она ему говорит: Видит Маджяри: они снова на том месте, откуда начали свой путь. Вот
едут они дальше. Говорит она ему: Вот видят они: стоят шатры цыганские. Подходят к шатрам. Навстречу
выходят цыгане: Выходят отец, мать, братья, жена с детьми. Говорит им Маджяри: Стегнул он лошадей кнутом и уехал.
Едут они день, едут другой. Думает Маджяри: "Было у меня богатство,
была семья, а теперь я один". Говорит ему женщина: Вот видит Маджяри десять цыганских шатров - богато живут цыгане, есть
у них кони, овцы, парни пляшут, а девушки поют. Говорит ему женщина: Оглянулся цыган, видит: за ним идут кони, быки, овцы и гонят их пастухи. Подошел он к цыганам. А те выбежали ему навстречу. Помогли они Маджяри поставить шатер. Зарезал он двух быков, десять баранов, стол накрыл. Начали все есть, пить. Проходит год. У его жены родился мальчик. Говорит она мужу: Собирает Маджяри всех цыган. Снова режет быков и баранов. Говорит
цыганам: Называют старики разные имена. Ей не понравилось ни одно. Тогда
называют имена молодые. И снова ей ни одно не понравилось.
Тогда говорят все цыгане: Называет отец самые красивые имена. Снова ей не нравится. Тогда
говорит Маджяри: Захлопали все в ладоши, начали есть и пить.
Берет она, собирает звезды, облака, шьет ему рубашку. Говорит она
Маджяри: Проходит год или два - растет мальчик. И вот однажды ночью Маджяри
проснулся. Видит, мальчик распеленался, а с головы жены упал платок и
волосы видны. Перепеленал он мальчика и хотел покрыть голову платком.
Задел рукою голову, видит: что - такое? - два рожка. Проснулась жена. Только сказала эти слова и превратилась в облако. Слышит Маджяри ее
голос издалека: Взял цыган Маджяри своего сын аи пошел искать жену. Где он только ни ходил, у кого только ни спрашивал - никто ее не видел, никто не слышал об этой женщине. И вернулся Маджяри в свою семью. Вырос его сын - тоже искал свою мать, ходил год, другой, но не нашел ее. Однажды видит он перед собой море. Он подумал: "Может быть, моя мать там?". Перешел через это море, смотрит: несколько шатров и возле них цыгане. Опять подумал он: "Может быть, моя мать здесь?", глядит - родник. Он неподалеку спрятался. Приходит несколько цыганок за водой. Он стал высматривать среди них мать. Глядит: среди них нет матери. А спросить о ней нельзя. Притворился он не цыганом. Приходит к шатрам, просит, чтобы ему погадали. Выходит одна девушка, Ружица, гадать ему. Он подумал: "Раз у меня матери нет, значит, мне нужно жениться. Мой отец был одинок, и я одинок. А будет жена - сварит и постирает". Открылся он Ружице, сказал ей, что он - цыган, что полюбил ее. И она его
полюбила. Договорились они, сели вдвоем на одну лошадь и убежали. А у нее
было шестеро братьев. Старший брат - колдун. Если он проклинал кого -
проклятия сбывались. Пошли за ними в погоню шесть братьев, но не догнали
их, потому что на нем была рубашка, оставленная ему еще матерью. Сказал
парень такие слова: Приехали к своим, стали играть свадьбу. На другой день являются к ним
шестеро братьев Руджицы. Они не стали отнимать у него девушку, но старший
брат ее проклял: Так и случилось. Первый ребенок умер, и от горя Руджица стала угасать. А когда она умерла, взял он нож, повернул к себе клинком, а к ней рукояткой. Схватил он нож двумя руками и вонзил себе в се6рдце. Похоронили обоих в одной могиле, и все цыгане уехали из этого места. Имя героя сказки Маджяри означает "венгр". Ек-опре-дюняс (цыган.) - "Единственный в мире" Два братаВ одном селе жили два молодых цыгана со своими женами. Эти цыгане были братьями. У них не было ни отца, ни матери. Один брат был богатым, а другой - бедным. У богатого брата был дом, наполненный всяким добром. Что хочешь, то и найдешь в этом доме: и вкусную еду, и драгоценные сокровища, и деньги, и золото, и счастье и радость. А у бедного брат был старый шатер с огромными дырами. Если шел дождь, то внутри лилась вода, если дул сильный ветер, то внутри стоял сильный холод. Было у бедного брата семеро детей - вот и все богатство. И вот настал такой день, когда заболела жена у бедного брата. В шатре ни
корки хлеба, дети проголодались, плачут, есть просят. Пошел цыган к своему
богатому брату. Пришел и просит: Дал богатый брат бедному большой каравай хлеба. Когда тот ушел,
расстроился богатый брат. Сидит и причитает: Когда он говорил эти слова, перед ним появился его родной дядя, который
приехал погостить. Дядя спрашивает его: Говорит цыган дяде: А дядя говорит: Пришла ночь, богатый брат и дядя легли спать, а когда проснулись, видят:
бедный брат опять идет просить хлеба. Вот он пришел и говорит: Богатый брат говорит: И тут дядя начинает рассказывать: Дядя его обманывает, а он всему верит. Говорит бедный брат сам себе: А богатый брат с дядей смеются над ним и говорят: Пришел бедный брат обратно в свой шатер. Когда стемнело, взял он свой
нож и отрезал жене волосы вместе с ушами. Сделал папаху и побежал
продавать ее. Люди на базаре посмеялись над папахой и прогнали цыгана
домой. Сказали: Побежал бедный брат к шатру и видит: умерла его жена, лежит в гробу.
Закрыл цыган глаза и стал плакать и кричать: Когда бедный цыган открыл глаза, то увидел, что сидит в большом доме, вокруг разбросаны золото, деньги, его дети красиво одеты, сидят за столом и едят. Похоронил цыган жену в лесу у дороги. С той поры прошло двадцать лет.
Однажды цыган пришел к могиле своей жены, сел, плачет и говорит: Сказал так цыган и умер. БезрукаяЖил один богатый цыганский царь. У этого царя было двое детей -
мальчик и девочка. Настало время - умирает старый царь и говорит своему
сыну: Чтобы она не обижалась, не прячь от нее ничего!
Прошло еще какое-то время - умирает старая мать и говорит сыну: С тех пор прошло не мало времени. Парень не женится. Когда на охоту
идет - сестру свою целует. С охоты возвращается - опять сестру целует. Своих
глаз не пожалел бы для сестры. А та дома готовит, подметает, на стол собирает.
Только не радуется сестра. Просит она брата: Очень не хотел тот жениться, а потом подумал: "Наверное, моей сестре нужна подруга". Взял и женился. Невзлюбила невестка золовку с самого начала, задумала она ее извести. А тут у нее сын родился. Однажды пошел брат на охоту, а его жена убила его любимого коня. Тот
пришел с охоты, а жена говорит: Но брат сказал: Еще пуще рассердилась жена, думает: "Что бы мне еще сделать?". Видит:
ребенок лежит в колыбели. Думает: "Убью его!". Взяла и убила своего ребенка,
переломала ему ручки. Приходит брат с охоты, целует сестру, а жена ему
говорит: Но он пожалел свою сестру и говорит жене: А та не отстает. Оседлал парень коня, посадил на него сестру, приезжает в середину леса. Отрезал он ей обе руки и оставил. Долго ходила она по лесу, одежда ее пооборвалась. А по другую сторону леса жил другой цыганский царь. Как раз в то время
пошел на охоту его сын. Вот видит этот парень: какой-то человек прячется
среди листьев. Тогда он говорит: А девушка говорит ему из-за листьев: Отдает парень девушке свой зипун. Тогда она говорит: Посмотрел парень на девушку: она была такая красивая, что он не мог ее
оставить. Говорит он: Вот привел он ее домой. Старый отец и старая мать полюбили девушку и приняли ее, как свою родную дочь. А тут случилась большая война. Пришлось парню идти воевать. А она в
это время уже была беременна. Говорит парень своей матери и своему отцу: Вот он уехал, а у нее родилась двойня: у одного ребенка во лбу звезда, а у другого - луна. И растут эти дети не по месяцам, а по дням. Пишет отец сыну письмо в армию: "Мой сын, у тебя родилось двое детей, и растут два молодых царя не по месяцам, а по дням". Посылает он с этим письмом к сыну человека. Пошел этот человек и остановился на ночлег там, откуда выгнали эту девушку, - в доме ее родного брата. Ночью жена брата достала это письмо, порвала его и написала другое: "Мой сын, у тебя родились две собаки. Что с ними делать?". Человек взял это фальшивое письмо и, ничего не подозревая, принес его в армию. Когда сын царя прочитал письмо, то чуть с ума не сошел. Но он очень любил свою жену и написал такие слова: "Будь что будет. Моих детей не трогать пока я не приеду". Берет человек это письмо и идет обратно. Когда стемнело, он снова остановился в доме, где у него взяли письмо царя и подменили. А та женщина опять достает письмо, рвет его и пишет старому отцу и старой матери: "Чтобы духа их не было в моем доме!". Воротился человек и принес фальшивое письмо. Старый отец читает его и плачет, старая мать читает и плачет. Однако волю сына надо выполнять. Берут они, привязывают детей к ее шее - одного спереди, а другого сзади, дают ей мешок сухарей и оставляют на том месте, где сын нашел ее. А в то время сильно припекло солнце. Захотелось ей напиться. И тут
открылся перед ней маленький родник. Увидала она воду и пуще прежнего
пить захотела. Но не может она нагнуться, чтобы напиться воды: боится, что
упадут в воду дети. И вот слышит она человеческий голос с неба: Говорит девушка: Снова слышит она голос: Согнула она колени, только к воде потянулась - упал один ребенок.
Схватила она его зубами, стала его из воды доставать - другой ребенок упал.
Заплакала цыганка, а голос ей говорит: Потянулась она к воде, и у нее выросли обе руки. Достала цыганка своих
детей из воды и говорит: Вот с того дня, как родились дети, прошло два месяца, но про них можно сказать, что им по семь лет. Тут пришло время ее мужу из армии возвращаться. А брат его жены жил как раз на его пути - никак его не минуешь, надо у него ночевать. Видит ее брат, что гость едет, стол ставит. Садятся они за стол, едят, пьют.
А его сестра одела детей в лохмотья и сама оделась так, как нищая цыганка.
Подходит она к забору и просит кусок хлеба. Невестка ее как вышла, сразу же
узнала. Взяла она и натравила на нее собак. Выходит ее брат и говорит: Обращается к ней брат, спрашивает: Она отвечает: А тут муж ее подходит и спрашивает: Стали дети рассказывать, что произошло с их матерью, как невестка убила
своего ребенка, как у матери руки отрезали. Рассердилась невестка, хотела
перебить, но их отец говорит: Стали дети рассказывать, как мать пряталась нагая в лесу и как пришел их
отец и взял ее к себе, про письма все рассказали. Их отец вскочил и
спрашивает: Тут дети сбросили со своих голов лохмотья, мать сбросила изорванную одежду. Узнал отец своих детей и жену, а брат узнал свою сестру. Обрадовались они и сели за стол есть и пить. И я тут был, ел, пил, по усам бежало, а в рот не попало. Большеголовая сестраЖил один человек, у него было три сына, а сестры у сыновей не было. Пришел такой день, когда родилась у них сестра. Голова у нее с каждым днем становилась все больше. Прошел год. Пришел посмотреть на сестру младший брат. Как увидел он
ее голову - испугался. А она как толканет его! Он полетел и собой вышиб
дверь. Пришел он к отцу и говорит: Но отец сказал: И он прогнал своего младшего сына из дома. Взял младший сын меч, сел
на коня и поехал куда глаза глядят. Вот едет он и видит: стоит шатер. Слезает
он с коня и входит в шатер. А там красивая девушка живет. Полюбил ее парень,
а она полюбила его. Эта девушка умела говорить на языке колдуний. Стала она
его расспрашивать: Говорит парень: Как-то раз приснился парню сон, что братья его убиты, что они без голов.
Говорит он жене: Жена не пускает его. Говорит: Парень не поверил словам жены и поехал. Приезжает он домой, видит: во
дворе лежат человеческие кости, а в доме сидит сестра и считает головы
братьев, отца - всех. Считает и говорит: Услышал брат эти слова, вскочил на коня и прочь поехал. Сестра услыхала
стук копыт и пустилась в погоню. Рот разевает, хочет проглотить его вместе с
конем. Вот-вот догонит. Выходит из шатра жена парня, видит это, хватает мужа
за руку и говорит: А сестра кричит: Тогда жена говорит: Отпустила сестра брата и открыла рот. А жена кричит: И сестра превратилась в камень. С тех пор парень с женой зажили спокойно. У них родилось много детей. А беда больше к ним не приходила. "Бу ананы башы, бу кардашы башы, бу ийеджем, бу сора ийджем" - фраза произнесена на горном диалекте крымскотатарского языка; означает: "Это - голова матери, это - голова брата. Эту съем, а потом эту съем". "Таш бол!" - "Стань камнем!" (на том же диалекте). Слепой шайтанТоли был, толи не был на свете один цыган-кузнец. Когда работа у него не
ладилась, он говорил сам себе: Очень не нравились шайтану эти слова, и он решил проучить цыгана.
Превратился он в пятнадцатилетнего мальчика и пришел к цыгану. Попросился
он к нему работать. Цыган говорит: Ну, работает он у цыгана несколько лет. Вот однажды спрашивает у
мальчик цыган: Отвечает шайтан: Пришел отец мальчика. Цыган увидел его и сказал мальчишке: Взял мальчик, разрезал своего отца на куски и бросил в казан. И вот вышел из казана молодой парень, лет двадцати. Сел он к столу, поел мяса, выпил вина и ушел. А не далеко от дома цыгана жила татарка. Ее муж был уже очень старый и как мужчина ни на что не годился. А она была молодой и сильной. Эта татарка хотела зайти к цыгану как раз тогда, когда происходило рассказанное. Заметив, что дверь заперта, татарка заглянула в окно и увидела, как мальчик сделал своего старого отца молодым. Ей очень захотелось, чтобы цыган сделал из ее мужа молодого мужчину. На другой день, рано утром, она пришла к цыгану: Говорит татарка: Привела она к нему своего мужа. Этот мальчишка-шайтан, помощник
цыгана, разрезал его на мелкие кусочки и положил в казан. И он пошел гулять. Ждет цыган один час, два, три, четыре. Уже поздно, темно, а мальчика все нет. Заглянул цыган в казан, а там старик сварился, его кости уже отошли от мяса. Испугался цыган и выплеснул это варево подальше от дома, чтобы полиция не подумала, что это он сварил старого татарина. Пришла татарка и спрашивает: Побежала татарка и рассказала обо всем в полиции. Пришли два
полицейских, взяли цыгана и посадили в тюрьму. Сидит цыган в тюрьме и
плачет. Пришел в камеру к нему шайтан в виде мальчика и говорит цыгану: Через десять лет выпустили цыгана. И с тех пор он ни разу ни сказал ничего плохого о цыгане. Я оттуда пришла и все вам точно рассказала. |
© 1999 Таврический Национальный Университет им. Вернадского. |