 |
Историко-этнографическая справка
Украинский народ, обладающий общностью этнического самосознания языка
и культуры, территориально входит в более или менее крупные историко-
культурные подразделения, сформировавшиеся в результате исторического
развития. Этнографическое районирование, обусловленное влиянием природно-
географических, социально-экономических и историко-культурных факторов,
позволяет выявить типологические основы тех или иных явлений культуры и
генетические связи между ними. С такой точки зрения территория Украины
делится на ряд основных зон: Среднее Поднепровье, Подолье, Слобожанщина,
Полтавщина, Полесье, Волынь, Прикарпатье, Закарпатье и юг Украины (Таврия).
В названных историко-этнографических зонах, в свою очередь имеются
особенности, характеризующие культуру и быт тех или иных групп населения.
Особенности формирования Украинского населения Южной Украины, куда в
настоящее время входит и Республика Крым, заключаются:
- во-первых, в сравнительно небольшом промежутке исторического
времени, в течение которого шло формирование (по сравнению с
Поднепровьем, Полесьем);
- во-вторых, в значительной смешанности этнического состава населения
региона;
- в-третьих, неоднородностью самого украинского контингента,
представляющего собой сплав выходцев из различных этнографических
зон.
Процесс формирования украинского населения Крыма осложнялся и
дополнялся также социальными и конфессиональными факторами и,
несомненно, экономическими и политическими преобразованиями,
охватывавшими те территориальные образования, откуда и куда шло
перемещение населения.
Историю заселения Крыма украинцами, формирование крымской украинской
материальной и духовной культуры, степень сохранения самобытности
традиций на фоне многовековой этнокультурной истории народов Крыма,
наиболее ярко можно проследить с конца XVIII века, условно наметив
несколько этапов или периодов.
Первый этап можно связать с поселением запорожских казаков, имевших
связи с Крымом, начиная с XVI в., но осевших на территории Керченского
полуострова после заключения Кучук-Кайнарджийского мира, в 1774 году. По
Указу Екатерины II запорожским казакам были дарованы земли в Крыму на
льготных условиях, и казаки, привыкшие основную часть жизни проводить в
военных походах, стали земледельцами. Определённое время они сохраняли
традиции в исполнении семейных обрядов, воспитании детей, материальной
культуре, хотя стержнем традиционности были суровость и универсальность,
необходимые для жизни в походных условиях. Постепенно специфичность и
оригинальность во многих обычаях и обрядах была утрачена, а в материальной
культуре стало прослеживаться влияние многонационального соседства. Позднее
появились единичные казачьи поселения, в северном Крыму, а также некоторые
семьи казаков осели в городах.
В настоящее время вКрыму проживают потомки запорожских казаков, и не
только те, кто помнят, что их исторические корни ведут к истокам формирования
Запорожской Сечи, но и особо выделяются продолжатели родов Нечаевых,
Вишневецких, Дорошенко. Многие из них являются членами Украинского
Таврическо-Запорожского казачества, официально зарегистрированного в Киеве
с июля 1992 г., под контролем МО Украины. Одна из функций УТЗК -
национольно-патриотическая, направленнаяна сохранение традиций, обычаев,
возрождения культуры казачества, как самобытной этнической группы внутри
украинского этноса.
Второй этап заселения Крыма украинцами можно проследить с конца XVIII
в. до второй половины XIX в. Начальный период был связан с политикой
российской империи в отношении заселения опустевших земель Таврической
губернии после массового выхода крымских татар в Турцию. В конце XVIII в.
новые хозяева крымских имений стали переводить на получение земли
крепостных крестьян из различных губерний, в том числе и украинских. Многие
владельческие земли заселялись одновременно крестьянами из числа русских и
украинских крепостных и "находящихся в бегах".
В конце XVIII - начале XIX вв. В Крым стали прибывать и государственные
крестьяне из Полтавской, Черниговской, Воронежской губерний. Они селились
или отдельными слободами, или в крымско-татарских сёлах, образуя смешанные
поселения.
Начало-середина XIX в. означились для Крыма прибытием религиозных
сектантов, в том числе и украинских - раскольников, молокан, духоборцев,
скопцов и пр. Например, в Керчь-Еникальском градоначальстве, в 30-е г.г. XIX в.
поселились выкресты из субботников, в Евпаторийском и Симферопольском
уездах - штундисты. Часть селений - хуторов было основано в Крыму
крестьянами-однодворцами.
Часть прибывших крестьян возвращалась назад, не привыкнув к условиям
жизни в Крыму; сектанты замыкались отдельными общинами, сохраняя только
обычаи вероучения, а не национальные; хуторяне неизбежно попадали в
многонациональное окружение, так как XIX век означился для Крыма также
прибытием европейских колонистов, греческих переселенцев из Малой Азии, а
также россиян из всех известных губерний.
Этот этап характеризовался значительным межэтническим смешением
населения (особенно русско-украинским), на бытовой культуре сказывалось
непосредственное соседство представителей крымско-татарского этноса.
Традиционная украинская одежда, характерная для мест прибытия, с течением
времени изнашивались, либо использовалась только для исполнения ритуалов.
На смену ей приходил упрощённый, во многом лишённый национальных черт,
костюм, характерный для всего местного населения. В статистическом отчёте о
народонаселении Таврической губернии за 1851 год, отмечалось, что русские
(великороссы и малороссы) и татары ходят в одежде и обуви, мало чем отличаясь
друг от друга. Лишь изредка можно встретить украинскую женщину с
характерной вышивкой на рукавах и по подолу сорочки. Посуда используется
одинаково глиняная, выполненная в домашних условиях, и медная,
изготавливаемая татарскими мастерами. Тип жилища также редко
соответствовал традиционному, характерному для мест прибытия. На начальном
этапе это были чаще всего землянки, а затем строились жилища, вид и
планировка внутреннего пространства которых могли зависеть от типа местности
и окружающего соседства. В том же отчёте (1851г.) замечено, что
государственные крестьяне, независимо от этнической принадлежности, берут
пример в строительстве жилья с соседей - немцев (особенно меноннитов). В
духовной культуре украинцев второго этапа переселения, а также их потомков
привалировала общая восточнославянская традиция.
Самым значительным, третьим этапом украинского переселения в Крым
можно отметить 60-е годы XIX века. Окончание Крымской войны, новая волна
выхода крымских татар в Турцию, отмена крепостного права - основные
причины, способствовавшие пополнению украинского контингента в Крыму,
получившими землю отставными солдатами и отпущенными на волю
крестьянами.
Судя по данным первой Всероссийской переписи населения 1897 г., в конце
XIX века в Крыму проживало 54,7 тыс. украинцев, или 11,8% от общей
численности населения. Преобладающим было сельское население - 72,6%.
Наибольший процент украинцев приходился на Перекопский, Евпаторийский
уезды и Керчь-Еникальское градоначальство.
Прибытие украинцев из различных губерний (позднее областей)
продолжалось и на протяжении ХХ века. В 20-30-е года причиной был голод,
нестабильность политической и экономической жизни и, как следствие -
ухудшение жизненных условий. Поэтому в Крым в поисках лучшей жизни
тянулись отдельные семьи, артели, сельские общины с ходатайствами о
получении земли на полуострове. С 1897 по 1922 гг. численность украинцев в
Крыму увеличилась на 14,5 тыс. чел. и составляла 79,2 тыс. чел. (51,4 тыс. -
сельское население, 27,8 тыс. чел - городское население), или 13,1% от общей
численности населения Крыма. Однако к 1923 году численность их резко
сократилась, особенно сельских жителей - до 39,2 тыс. чел. (до 22 тыс. в
городах), что было связано с голодом и гражданской войной. К 1933г.
украинское население опять увеличилось до 95 тыс. чел., в основном за счёт
механического прироста.
Переселенцы 20-30-х годов в Крыму первоначально поддерживали
национальные традиции в одежде, строительстве жилья, исполнении обычаев и
обрядов. Но постепенно в обиход стала входить одежда "на городской манер".
Моральные устои разрушались советскими нововведениями. Уничтожались и
закрывались церкви и храмы - уходили традиционные религиозные и
календарные праздники, заменялись новыми советскими. Оставались только
фотографии, напоминающие об этнической принадлежности; вся мебель и утварь
по мере выхода из строя заменялась фабричными экземплярами; убранство и
одежда складывались в сундуки и почти не использовались. Многие из
украинцев стали позднее называть себя русскими (так они проходили и по
переписям), забывая свои корни и традиции. Если на территории тех украинских
территорий, откуда шло переселение в 20-30-е годы, ещё сохранились
патриархальные устои, то в полиэтническом Крыму, где самой традиционной
можно было считать только местную бытовую культуру, независимо от
этнической принадлежности её носителей, традиция в советский период была
полностью выхолощена.
Начиная с осени 1944 года, украинцы, как и русские, прибывали в Крым на
восстановление разрушенного войной хозяйства, по вызову правительства. За
каждым переселенцем закреплялся дом и надворные постройки, выдавались
"подъёмные". Переселенческим колхозам государство продавало крупный
рогатый скот и овец, выделяло сельскохозяйственную технику, автомашины,
садовый инвентарь, под аванс выделялось зерно, С собой же новосёлы имели
возможность привезти только самое необходимое, так как отводилось очень мало
времени на сборы, да и что можно было увезти в одном чемодане? Поэтому
переселенцы 1944-гои последующих годов до сих пор хранят обиду за то, что их
насильно оторвали от родины, не дав сохранить и восстановить в Крыму
традиции предков.
Вступая в контакт с местным населением, "крымским", по выражению
переселенцев того периода (в термин "крымские" вкладывался этнический
смысл, хотя, в основном это были русские, украинцы, реже белорусы,
проживавшие ранее), вновь прибывшие преодолевали определённый барьер
межэтнической замкнутости на разных уровнях общения - языковом, культурно-
бытовом, традиционно - обрядовом.
К "советскому" этапу переселения относится ещё одна волна прибытия
украинцев в Крым, связанная с правительственными "Планами по вселению и
перемещению населения в колхозы Крымской области" (1950 г.). После
изменения статуса Республики Крым и перехода её в подчинение Украине
(1954г.), в Крым стали прибывать новосёлы из западных украинских областей:
Львовской, Ивано-Франковской, Ровенской, Волынской, Хмельницкой и т.д.
Переселенцам, в отличие от 1944 г., для переезда выделяли целые вагоны, где
могло поместиться всё имущество (мебель, утварь, убранство, одежда,
многометровые холсты домотканины), скот, птицу, пасеки, и пр. И всё же попав
на новое место жительства, украинцы испытывали трудности, связанные как с
природными, так и социально-экономическими факторами:
- в силу изменения почвенно-климатических и ландшафтных условий, хотя и
не резко отличающихся от мест прибытия, но сказывающихся на
психофизиологическом состоянии;
- вынужденным изменением рода занятий, применительно к местной
специализации;
- изменением жилищных традиций под влиянием местных архитектурно-
планировочных решений;
- неприятием окружающим населением элементов традиционной украинской
культуры (что повлекло за собой вырабатывание новых черт в
хозяйственном укладе, ношении одежды, языке и пр.).
В сёлах с компактным проживанием украинских
переселенцев 50-х годов в настоящее время можно ощутить неповторимый национальный
колорит, т.к. однородность языковой среды, свобода проявления этнического
своеобразия дали возможность сохранить и продолжить многовековые традиции
украинского народа во всём многообразовании форм. По результатам экспедиций
Крымского этнографического музея, во многих семьях хранится традиционная
одежда, которая используется как обрядовая и как наглядный материал для
воспитания подрастающего поколения. Традиционно исполняются семейные обряды
(крещение, свадьба, похороны), отмечаются религиозные и календарные праздники
с учётом опыта предыдущих поколений. Немаловажна в этом роль фольклорно-этнографических
коллективов, при участии которых возрождаются традиционные обряды, обычаи,
праздники.
Украинские переселенцы прибывали в Крым также в 60-70-е гг., но это уже
было добровольное переселение, и явление не носило массового характера. По
переписи 1989 г. в Крыму проживало около 68,0 тыс. украинцев, или 25,8% от
общей численности населения Крыма. За последние годы эта цифра несколько
снизилась, в связи с тем, что наметилась тенденция в сторону снижения
естественного прироста всего восточнославянского населения Крыма (на
протяжении 3-х лет показатель имеет отрицательную величину, т.е. смертность
превышает рождаемость), а также в связи с высокой миграционной
подвижностью.
Почему стоит приобрести систему умный дом.
Если говорить о сумме 200 000 рублей, то для многих это довольно дороговато. И за эту сумму владелец сможет приобрести или новый автомобиль или заказать установку системы «умный дом». Именно в такую сумму оценивают свой продукты представители наиболее известных производителей таких систем, как «умный дом». Правда, в данном случае, продавец оглашает стоимость только лишь самой системы. Чтобы производилась диспетчеризация зданий, требуется проведение дополнительных работ. Стоит понимать, что придется отдельно оплачивать услуги по установке данной системы. В итоге же приходится задумываться о совершенно другой сумме, которая потребуется на расходы в процессе монтажа системы «умный дом».
В этом случае, у покупателя будет установленная «под ключ» система, которая будет полностью настроена и готова к процессу эксплуатации с применением готовых функций, а именно, в доме можно будет управлять освещением, а также создавать свой климат. Если Вы не хотите разбираться в особенностях эксплуатации данной системы, то можно заказать абонентское обслуживание за дополнительную плату.
Для самостоятельного управления можно воспользоваться дополнительными сенсорными панелями. Также, если это необходимо, в процессе монтажа можно установить и различные датчики по движению и освещенности.
|