|  | Историко-этнографическая справка  
  Украинский народ, обладающий общностью этнического самосознания языка 
и культуры, территориально входит в более или менее крупные историко-
культурные подразделения, сформировавшиеся в результате исторического 
развития. Этнографическое районирование, обусловленное влиянием природно-
географических, социально-экономических и  историко-культурных факторов, 
позволяет выявить типологические основы тех или иных явлений культуры и 
генетические связи между ними. С такой точки зрения  территория Украины 
делится на ряд основных зон: Среднее Поднепровье, Подолье, Слобожанщина, 
Полтавщина, Полесье, Волынь, Прикарпатье, Закарпатье и юг Украины (Таврия). 
В названных историко-этнографических зонах, в свою очередь имеются 
особенности, характеризующие культуру и быт тех или иных групп населения.
Особенности формирования Украинского населения Южной Украины, куда в 
настоящее время  входит и Республика Крым, заключаются: 
во-первых, в сравнительно небольшом промежутке исторического 
времени, в течение которого шло формирование (по сравнению с 
Поднепровьем, Полесьем);
во-вторых, в значительной смешанности этнического состава населения 
региона;
в-третьих, неоднородностью самого украинского контингента, 
представляющего собой сплав выходцев из различных этнографических 
зон.
  Процесс формирования украинского населения Крыма осложнялся и 
дополнялся также социальными и конфессиональными факторами и, 
несомненно, экономическими и политическими преобразованиями, 
охватывавшими те территориальные образования, откуда и куда шло 
перемещение населения. 
 
  Историю заселения Крыма украинцами, формирование крымской украинской 
материальной и духовной культуры, степень сохранения  самобытности 
традиций на фоне многовековой этнокультурной истории народов Крыма, 
наиболее ярко можно проследить с конца  XVIII века, условно наметив 
несколько этапов или периодов. 
 
  Первый этап можно связать с поселением запорожских казаков, имевших 
связи с Крымом, начиная с XVI в., но осевших на территории Керченского 
полуострова после заключения Кучук-Кайнарджийского мира, в 1774 году. По 
Указу Екатерины II запорожским казакам были дарованы земли в Крыму на 
льготных условиях, и казаки, привыкшие основную часть жизни проводить в 
военных походах, стали земледельцами. Определённое время они сохраняли 
традиции в исполнении семейных обрядов, воспитании детей, материальной 
культуре, хотя стержнем традиционности были суровость и универсальность, 
необходимые для жизни в походных условиях. Постепенно специфичность и 
оригинальность во многих обычаях и обрядах была утрачена, а в материальной 
культуре стало прослеживаться влияние многонационального соседства. Позднее 
появились единичные казачьи поселения, в северном Крыму, а также некоторые 
семьи казаков осели в городах. 
 
  В настоящее время  вКрыму проживают потомки запорожских казаков, и не 
только те, кто помнят, что их исторические корни ведут к истокам формирования 
Запорожской Сечи, но и особо выделяются продолжатели родов Нечаевых, 
Вишневецких, Дорошенко. Многие из них являются членами Украинского 
Таврическо-Запорожского казачества, официально зарегистрированного в Киеве 
с июля 1992 г., под контролем МО Украины. Одна из функций УТЗК - 
национольно-патриотическая, направленнаяна сохранение традиций, обычаев, 
возрождения культуры казачества, как самобытной этнической группы внутри 
украинского этноса. 
 
  Второй этап заселения Крыма украинцами можно проследить с конца XVIII 
в. до второй половины XIX в. Начальный период был связан с политикой 
российской империи в отношении заселения опустевших земель Таврической 
губернии после массового выхода крымских татар в Турцию. В конце XVIII в. 
новые хозяева крымских имений стали переводить на получение земли 
крепостных крестьян из различных губерний, в том числе и украинских. Многие 
владельческие земли заселялись одновременно крестьянами из числа русских и 
украинских крепостных и "находящихся в бегах". 
 
  В конце XVIII - начале XIX вв. В Крым стали прибывать и государственные 
крестьяне из Полтавской, Черниговской, Воронежской губерний. Они селились 
или отдельными слободами, или в крымско-татарских сёлах, образуя смешанные 
поселения. 
 
  Начало-середина XIX в. означились для Крыма прибытием религиозных 
сектантов, в том числе и украинских - раскольников, молокан, духоборцев, 
скопцов и пр. Например, в Керчь-Еникальском градоначальстве, в 30-е г.г. XIX в. 
поселились выкресты из субботников, в Евпаторийском и Симферопольском 
уездах - штундисты. Часть селений - хуторов было основано в Крыму 
крестьянами-однодворцами. 
 
  Часть прибывших крестьян возвращалась назад, не привыкнув к условиям 
жизни в Крыму; сектанты замыкались отдельными общинами, сохраняя только 
обычаи вероучения, а не национальные; хуторяне неизбежно попадали в 
многонациональное окружение, так как XIX век означился для Крыма также 
прибытием европейских колонистов, греческих переселенцев из Малой Азии, а 
также россиян из всех известных губерний. 
 
  Этот этап характеризовался значительным межэтническим смешением 
населения (особенно русско-украинским), на бытовой культуре сказывалось 
непосредственное соседство представителей крымско-татарского этноса. 
Традиционная украинская одежда, характерная для мест прибытия, с течением 
времени изнашивались, либо использовалась только для исполнения ритуалов. 
На смену ей приходил упрощённый, во многом лишённый национальных черт, 
костюм, характерный для всего местного населения. В статистическом отчёте о 
народонаселении Таврической губернии за 1851 год, отмечалось, что русские 
(великороссы и малороссы) и татары ходят в одежде и обуви, мало чем отличаясь 
друг от друга. Лишь изредка можно встретить украинскую женщину с 
характерной вышивкой на рукавах и по подолу сорочки. Посуда используется  
одинаково глиняная, выполненная в домашних условиях, и медная, 
изготавливаемая татарскими мастерами. Тип жилища также редко 
соответствовал традиционному, характерному для мест прибытия. На начальном 
этапе это были чаще всего землянки, а затем строились жилища, вид и 
планировка внутреннего пространства которых могли зависеть от типа местности 
и окружающего соседства. В том же отчёте (1851г.) замечено, что 
государственные крестьяне, независимо от этнической принадлежности, берут 
пример в строительстве жилья с соседей - немцев (особенно меноннитов). В 
духовной культуре украинцев второго этапа переселения, а также их потомков 
привалировала общая восточнославянская традиция. 
 
  Самым значительным, третьим этапом украинского переселения в Крым 
можно отметить 60-е годы XIX века. Окончание Крымской войны, новая волна 
выхода крымских татар в Турцию, отмена крепостного права - основные 
причины, способствовавшие пополнению украинского контингента в Крыму, 
получившими землю отставными солдатами и отпущенными на волю 
крестьянами. 
 
  Судя по данным первой Всероссийской переписи населения 1897 г., в конце 
XIX века в Крыму проживало 54,7 тыс. украинцев, или 11,8% от общей 
численности населения. Преобладающим было сельское население - 72,6%. 
Наибольший процент украинцев приходился на Перекопский, Евпаторийский 
уезды и Керчь-Еникальское градоначальство. 
 
  Прибытие украинцев из различных губерний (позднее областей) 
продолжалось и на протяжении ХХ века. В 20-30-е года причиной был голод, 
нестабильность политической и экономической жизни и, как следствие - 
ухудшение жизненных условий. Поэтому в Крым в поисках лучшей жизни 
тянулись отдельные семьи, артели, сельские общины с ходатайствами о 
получении земли на полуострове. С 1897 по 1922 гг. численность украинцев в 
Крыму увеличилась на 14,5 тыс. чел. и составляла 79,2 тыс. чел. (51,4 тыс. - 
сельское население, 27,8 тыс. чел - городское население), или 13,1% от общей 
численности населения Крыма. Однако к 1923 году численность их резко 
сократилась, особенно сельских жителей - до 39,2 тыс. чел. (до 22 тыс. в 
городах), что было связано с голодом и гражданской войной. К 1933г. 
украинское население опять увеличилось до 95 тыс. чел., в основном за счёт 
механического прироста. 
 
  Переселенцы 20-30-х годов в Крыму первоначально поддерживали 
национальные традиции в одежде, строительстве жилья, исполнении обычаев и 
обрядов. Но постепенно в обиход стала входить одежда "на городской манер". 
Моральные устои разрушались советскими нововведениями. Уничтожались и 
закрывались церкви и храмы - уходили традиционные религиозные и 
календарные праздники, заменялись новыми советскими. Оставались только 
фотографии, напоминающие об этнической принадлежности; вся мебель и утварь 
по мере выхода из строя заменялась фабричными экземплярами; убранство и 
одежда складывались в сундуки и почти не использовались. Многие из 
украинцев стали позднее называть себя русскими (так они проходили и по 
переписям), забывая свои корни и традиции. Если на территории тех украинских 
территорий, откуда шло переселение в 20-30-е годы, ещё сохранились 
патриархальные устои, то в полиэтническом Крыму, где самой традиционной 
можно было считать только местную бытовую культуру, независимо от 
этнической принадлежности её носителей, традиция в советский период была 
полностью выхолощена. 
 
  Начиная с осени 1944 года, украинцы, как и русские, прибывали в Крым на 
восстановление разрушенного войной хозяйства, по вызову правительства. За 
каждым переселенцем закреплялся дом и надворные постройки, выдавались 
"подъёмные". Переселенческим колхозам государство продавало крупный 
рогатый скот и овец, выделяло сельскохозяйственную технику, автомашины, 
садовый инвентарь, под аванс выделялось зерно, С собой же новосёлы имели 
возможность привезти только самое необходимое, так как отводилось очень мало 
времени на сборы, да и что можно было увезти в одном чемодане? Поэтому 
переселенцы 1944-гои последующих годов до сих пор хранят обиду за то, что их 
насильно оторвали от родины, не дав сохранить и восстановить в Крыму 
традиции предков. 
 
  Вступая в контакт с местным населением, "крымским", по выражению 
переселенцев того периода (в термин "крымские" вкладывался этнический 
смысл, хотя, в основном это были русские, украинцы, реже белорусы, 
проживавшие ранее), вновь прибывшие преодолевали определённый барьер 
межэтнической замкнутости на разных уровнях общения - языковом, культурно-
бытовом, традиционно - обрядовом. 
 
  К "советскому" этапу переселения относится ещё одна волна прибытия 
украинцев в Крым, связанная с правительственными "Планами по вселению и 
перемещению населения в колхозы Крымской области" (1950 г.). После 
изменения статуса Республики Крым и перехода её в подчинение Украине 
(1954г.), в Крым стали прибывать новосёлы из западных украинских областей: 
Львовской, Ивано-Франковской, Ровенской, Волынской, Хмельницкой и т.д.
Переселенцам, в отличие от 1944 г., для переезда выделяли целые вагоны, где 
могло поместиться всё имущество (мебель, утварь, убранство, одежда, 
многометровые холсты домотканины), скот, птицу, пасеки, и пр. И всё же попав 
на новое место жительства, украинцы испытывали трудности, связанные как с 
природными, так и социально-экономическими факторами: 
в силу изменения почвенно-климатических и ландшафтных условий, хотя и 
не резко отличающихся от мест прибытия, но сказывающихся на 
психофизиологическом состоянии; 
вынужденным изменением рода занятий, применительно к местной 
специализации;
изменением жилищных традиций под влиянием местных архитектурно-
планировочных решений; 
неприятием окружающим населением элементов традиционной украинской 
культуры (что повлекло за собой вырабатывание новых черт в 
хозяйственном укладе, ношении одежды, языке и пр.).
  В сёлах с компактным проживанием украинских 
      переселенцев 50-х годов в настоящее время можно ощутить неповторимый национальный 
      колорит, т.к. однородность языковой среды, свобода проявления этнического 
      своеобразия дали возможность сохранить и продолжить многовековые традиции 
      украинского народа во всём многообразовании форм. По результатам экспедиций 
      Крымского этнографического музея, во многих семьях хранится традиционная 
      одежда, которая используется как обрядовая и как наглядный материал для 
      воспитания подрастающего поколения. Традиционно исполняются семейные обряды 
      (крещение, свадьба, похороны), отмечаются религиозные и календарные праздники 
      с учётом опыта предыдущих поколений. Немаловажна в этом роль фольклорно-этнографических 
      коллективов, при участии которых возрождаются традиционные обряды, обычаи, 
      праздники. 
 
  Украинские переселенцы прибывали в Крым также в 60-70-е гг., но это уже 
было добровольное переселение, и явление не носило массового характера. По 
переписи 1989 г. в Крыму проживало около 68,0 тыс. украинцев, или 25,8% от 
общей численности населения Крыма. За последние годы эта цифра несколько 
снизилась, в связи с тем, что наметилась тенденция в сторону снижения 
естественного прироста всего восточнославянского населения Крыма (на 
протяжении 3-х лет показатель имеет отрицательную величину, т.е. смертность 
превышает рождаемость), а также в связи с высокой миграционной 
подвижностью. 
 
 Почему стоит приобрести систему умный дом. Если говорить о сумме 200 000 рублей, то для многих это довольно дороговато. И за эту сумму владелец сможет приобрести или новый автомобиль или заказать установку системы «умный дом». Именно в такую сумму оценивают свой продукты представители наиболее известных производителей таких систем, как «умный дом». Правда, в данном случае, продавец оглашает стоимость только лишь самой системы. Чтобы производилась диспетчеризация зданий, требуется проведение дополнительных работ.  Стоит понимать, что придется отдельно оплачивать услуги по установке данной системы. В итоге же приходится задумываться о совершенно другой сумме, которая потребуется на расходы в процессе монтажа системы «умный дом».
В этом случае, у покупателя будет установленная «под ключ» система, которая будет полностью настроена и готова к процессу эксплуатации с применением готовых функций, а именно, в доме можно будет управлять освещением, а также создавать свой климат. Если Вы не хотите разбираться в особенностях эксплуатации данной системы, то можно заказать абонентское обслуживание за дополнительную плату.
Для самостоятельного управления можно воспользоваться дополнительными сенсорными панелями. Также, если это необходимо, в процессе монтажа можно установить и различные датчики по движению и освещенности. 
 |