|
Библиотеки,
как люди: своя история, судьба, облик, предназначение. "Таврика" - одна
из тех, чей облик неповторим, судьба прихотлива, имя известно далеко за
пределами Крыма. Её блистательное собрание поражает многообразием жанров,
удовлетворяющих интересам самого взыскательного читателя: историка и археолога,
краеведа и естествоведа, этнографа и лингвиста, ценителя мемуарной (подчас
приключенческой) литературы, утонченного искусствоведа.
По счастливому стечению обстоятельств
фонды "Таврики" составляют часть собрания Крымского республиканского краеведческого
музея. Предназначение музея - собирать, хранить, исследовать, экспонировать
- как нельзя более гармонично соответствует возможностям этой библиотеки.
"Таврика" - это музей в музее. Ее раритеты как объекты музейного показа
могут составить целый ряд прекрасных экспозиций.
Уникальное "Пятикнижие" (Танах), написанное
древнееврейским квадратным шрифтом на пергаментных листах, почтенно не только
возрастом - XI век. Этот объемный фолиант в деревянном переплете, обтянутом
кожей и обитом железными и бронзовыми коваными гвоздями, является редкостью
чрезвычайной. В современном мире аналогичных манускриптов не более тридцати,
и данная рукопись является одной из наиболее полных (243 листа).
Манускрипты позднейшего времени представлены
в "Таврике" православной духовной литературой XVIII века. Это "Летопись
Соловецкого монастыря", "Жития и жизнь, и подвиги, и от чудес похваление
преподобных вологодских чудотворцев Димитрия и Игнатия". Книги выполнены
скорописью с буквицами, заставками.
"Нотное пение рукописное (Ирмолой)"
написано в XVIII веке мелким полууставом, переходящим в скоропись, художественно
оформлено буквицами, миниатюрами, заставками. "Октоих или Осьмигласник Ивана
Дамаскина" - рукописная нотная книга церковного богослужения. Песнопения
в ней построены на восьми голосах.
Европейская эволюция книги ознаменована
веком Гуттенберга. Эти старопечатные книги составляют "золотой фонд" "Таврики".
Прежде всего, это издания прославленных голландских типографов Эльзевиров.
Прекрасное оформление, оригинальные книжные знаки отличают выпущенные ими
в свет сочинения Плиния Младшего "Естественная история" 1585 и 1635 годов.
Этому же издательскому дому принадлежит
знаменитая "Лейденская миниатюра" (1630 г.) - уникальный источник для исследования
истории Крыма. В сборнике "Россия или Московия, а также Тартария" помещено
описание средневекового Крыма польским послом М. Броневским.
В 1669 году Луи и Даниэль Эльзевиры
выпускают "Святую Библию" - роскошный двухтомник форматом 400х280 мм по
900 страниц. В качестве иллюстраций - карты с изображением рая, стран, населенных
патриархами и святыми. Это шедевры жанра.
Фонды Крымского республиканского краеведческого
музея, библиотеки "Таврика" располагают также великолепной коллекцией гравюр
и литографий. Они - бесценный первоисточник, отражающий целые эпохи истории
Крыма.
Вхождение в 1783 году "под Державу Российскую"
побудило необычайно острый интерес, обусловленный не только социально-экономическим
и политическим процессами освоения южных территорий. Стремление познать
природу, культуру, памятники неизвестной дотоле земли привлекало к Тавриде
взоры русских и иностранных путешественников, дипломатов, исследователей.
Неудивительно, что Крым оказался притягателен и для художников. Первоначально
их ангажировали именитые путешественники, преимущественно исследователи
Крыма - П.С. Паллас, П.И. Сумароков, А. Демидов. Именно им
мы обязаны прекрасными рисунками Гейсслера, де Палдо, Раффе. Художники донесли
до нас зрительные образы, подчас более яркие, чем литературные описания.
Особое место занимает альбом цветных
литографий "Пейзажи и достопримечательности Крыма" итальянского художника
К. Боссоли (Лондон, 1856 г.). Живописный и содержательный, он примечателен
редкостью издания. Работы представляют собой целую серию великолепных видов
Крыма первой половины XIX века: наиболее значительные исторические и ландшафтные
памятники Южного берега (Ялта, Алупка), панорама Крымских гор, виды городов
- Симферополь, Севастополь, Бахчисарай, древние крепости Херсонеса и Судака,
скифские курганы Керчи, морские пейзажи.
Техника цветной литографии весьма трудоемка,
не позволяет получить с одной матрицы более 500 оттисков. Этим ограничен
и тираж. Сложно установить, сколько альбомов К. Боссоли сохранилось
к нашему времени. Когда в 1974-75 гг. в Италии готовилась юбилейная выставка
"50 лет европейской жизни в рисунках и картинах К. Боссоли", ни в музее
г. Лугано, где родился художник, ни в музее г. Турина, с которым
связаны последние годы его жизни, подобного издания не нашлось. Устроители
выставки отыскали его лишь в частной коллекции. В фондах библиотеки "Таврика"
содержится полный альбом (52 листа, 50х35 см); в некоторых музеях Крыма
он представлен фрагментарно.
Литографии К. Кюгельхена, К. Боссоли,
Ф. Гросса, Вебеля дают редкую возможность увидеть Крым романтический, во
многом, увы, утраченный. Это яркая панорама наиболее значительных памятников
природы и истории полуострова: пронизанные праздничной атмосферой юга пейзажи,
перспективы целых городов и отдельные объекты (дворцы, порты, храмы), ландшафтная
архитектура, любопытные жанровые сцены, бытовые подробности, этнографические
зарисовки... Своеобразия тем, сюжетов, стилей литографий хватило бы не на
одну тематическую экспозицию. В этом смысле фонды "Таврики" неисчерпаемы.
Елена Вишневская
зам. генерального директора КРКМ по научной работе
|