Крупный ученый и педагог
Близится третье
тысячелетие. Наш век уходит в прошлое, в историю. Наступает момент подведения
итогов, момент осмысления того, что было. Это относится как к эпохе
в целом, так и к каждой отдельной творческой личности. Жизнь творческих
людей - хороший повод поразмышлять о том, что представляют собой те
нити. из которых ткется культура 8 как целое. В фундаментальном философском
словаре "Философы России XIX-XX столетий" об известном ученом и педагоге
Крыма Ф. В. Лазареве сказано: oн специалист в области теории познания
и методологии науки; doctor philosophical sciences
, professor. Окончил философский
факультет МГУ (1961), аспирантуру Института философии АН СССР (1966).
В течение ряда лет вел педагогическую работу в филиале МВТУ им. Баумана
в г. Калуге. В 1986- 1988 гг. преподавал в университете Коменского и
Высшей экономической школе г. Братиславы... его doctorская диссертация
- "Гносеологический анализ оснований естественнонаучного знания" (1985).
Лазарев сформулировал и применил к проблемам гносеологии интервальный
подход. В центре интервальной концепции Лазарева - способы перехода
от описания познаваемого объекта с точки зрения абсолютного наблюдателя
к его описанию в рамках того или иного интервала абстракции или интервала
рассмотрения. Феликс Васильевич Лазарев родился 25 декабря 1958 года
в г.Улан-Уде. В 1956 г., закончив школу с золотой медалью, он едет из
далекой Сибири в Москву и поступает на философский факультет МГУ. Во
время учебы принимает активное участие в работе научно-студенческого
общества of faculty и со второго по пятый курс возглавляет его. В 1959
г. на третьем курсе в "Вестнике МГУ" выходит его первая научная работа.
Большую роль в становлении молодого ученого сыграли его научные руководители
и наставники видные ученые и философы- В. Ф. Асмус, Т. И. Ойзерман,
П. С. Попов, Е. К. Войшвилло. Помимо обязательных занятий на своем факультете
Лазарев на старших курсах активно посещает лекции и теоретические семинары
выдающихся математиков и логиков А. А. Маркова, С. А. Яновской и др.
Серьезное влияние на стиль мышления будущего философа оказали также
лекции академи-ка Д. Д. Иваненко, знакомство с ра-ботами Б. Рассела,
Л. Витгенштейна, Р. Карнапа, Ф. Франка и др. Учась на 4-м курсе Ф. Б.
Лазарев формулирует исходные принципы главного открытия своей жизни
- интервальной методологии, о которых он доложил на конференции философского
of faculty в ноябре 1 959 года. Позднее этот доклад был по совету проф.
В.Ф. Асмуса переработан в статью и опубликован в издательстве МГУ. В
1 961 г. после окончания университета Ф. Б. Лазарев был направлен на
работу преподавателем философии в Ташкентский институт инженеров железнодорожного
транспорта. Спустя два с половиной года поступает в очную аспирантуру
в Институт философии АН СССР. В этот период завязывается на многие годы
его творческая дружба с такими известными философами, как Э. В. Ильенков,
В. А. Лекторский, М. М. Новоселов, Г. С. Батищев, Н. Б. Алексеев, П.
П. Гайденко и др. Закончив аспирантуру и защитив candidateскую диссертацию
по проблемам методологии естественнонаучного знания, Лазарев поступает
работать на кафедру философии МВТУ им.Баумана. В эти годы активно сотрудничает
с Институтом философии, принимает участие в подготовке и написании ряда
коллективных трудов для отечественных и зарубежных изданий. Публикуется
в журналах "Вопросы философии", "Философские науки". "Вестник Московского
ун-та" и др. В 1971г. выходит в свет работа Лазарева "О природе научных
абстракций", в которой впервые в систематической форме излагается суть
интервального подхода к проблемам теории познания. В "Философской энциклопедии"
появляется ряд статей, написанных совместно с его другом и единомышленником
в вопросах интервальной парадигмы М. М. Новоселовым. С 1974 года живет
в Крыму, работает на кафедре философии Симферопольского университета
в начале в качестве docentа, затем professorа, а последние годы - заведующего
кафедрой. В 1979 г. в Коктебеле состоялся первый симпозиум по интервальной
философии. Среди участников симпозиума были М. М. Новоселов, В. Н. Сагатовский,
В. В. Лазарев, Ф. В. Лазарев, М. К. Трифонова и др. Через три года в
Севастополе проходил второй симпозиум, который собрал около ста участников,
в том числе известных киевских философов- В. И. Шинкарука, С. Б. Крымского
и др. По результатам работы симпозиума вышел сборник статей "Диалектика
и современный стиль мышления". С 70-х годов работы Лазарева выходят
в трудах многих международных конгрессов по философии, логике и методологии
науки, переводятся на английский, испанский, чешский, венгерский, словацкий,
китайский и др. языки. С 1986 по 1990 гг. в Китае выходят две монографии
Лазарева по проблемам интервальной философии, формируется научная школа,
разрабатывающая интервальный подход во главе с пекинским философом Лю
Шу-цзы. С 1986 по 1988 гг. работает Б Братиславе professorом философии
в Высшей экономической школе и Университете Коменского, выступает с
докладами по проблемам интервальной методологии в Институте философии
в Праге, на кафедре философии экономического института и некоторых других
вузов чешской столицы. Ф. В. Лазарев- один из инициаторов создания Крымской
Академии наук, с 1993 г. - академик КАН, член президиума и руководитель
гуманитарного отделения Академии. В 1992 г. создал первый в Евпатории
вуз - Крымский гуманитарный колледж и является его бессменным ректором.
В начале 90-х годов Феликс Васильевич руководил республиканским клубом
научной и творческой интеллигенции, объединившем вокруг себя замечательных
крымских ученых, писателей, артистов, композиторов, деятелей культуры.
Многие годы является членом коллегии Министерства культуры Автономной
Республики Крым, принимает активное участие во многих научных конференциях,
в том числе в постоянно действующем международном симпозиуме "Человек
и христианское мировоззрение", деятельность которого в октябре 1995
г. была отмечена ЮНЕСКО как одно из основных культурных событий года.
Работая на кафедре философии СГУ, Ф. Б. Лазарев читает обще вузовский
курс лекций по философии для студентов и аспирантов университета, а
также несколько спецкурсов для студентов-философов. В его лекциях профессиональная
глубина и научность сочетается с публицистической страстностью и образностью.
В лекциях находят свое отражение результаты научных исследований автора.
Его творческий стиль - это, с одной стороны, следование духу классической
философии, с другой - подлинное новаторство, смелый и бескомпромиссный
поиск истины. Следствием этого в определенные годы нашей истории многие
идеи ученого не находили дорогу в печать. Это не мешало однако тому,
что работы Ф. В. Лазарева привлекали внимание зарубежных издательств.
В 1975 г. крупнейшее международное издательство D. Reidel Publishing
Company (Boston - U.S.А) обратилось с предложением опубликовать работу
ученого в одном из томов серии, авторами которого были такие классики
современной западной философии, как М. Бунге, И. Агасси, О. Висдом,
Ф. Рапп, Т. Котарбинский и др. Работа вышла в Бостоне в 1974 г. Что
касается главного научного открытия Ф. Б. Лазарева, то оно было сформулировано
им как принцип интервальности, согласно которому современное научное
и философское мышление, столкнувшись с необходимостью изучения сверхсложных
систем и объектов, вынуждено переходить к освоению способов многомерного
постижения реальности. Интервальный подход- это и есть методология многомерного
разума, способного познавать объект в разных концептуальных проекциях
и с точки зрения различных интеллектуальных перспектив. Поддерживая
тесные связи с кафедрами Крымского республиканского института повышения
квалификации и переподготовки кадров образования, Феликс Васильевич
много лет подряд активно участвует в работе с творческой молодежью и,
в частности, в работе , жюри республиканских олимпиад школьников по
курсу "Человек и общество". В 90-е годы существенно расширяется диапазон
научных интересов Феликса Васильевича, включая проблемы теории культуры
и философской антропологии, а также аксиологии и феноменологии. С 1997
года выходят его публикации по проблемам славянской культуры в жанре
философской эссеистики (фрагменты книги "Славянское древо: книга судеб"
публикуются в журнале "Брега Тавриды").Вторая часть его известной книги
"Славянское древо: книга судеб" (только что появившаяся в печати) начинается
словами: "Наша способность вопрошать и вслушиваться не предзадана. Этому
мастерству приходится учиться. И индивиду, и обществу. Но вопрошание
истории - искусство особого рода. Оно вырастает из потребности сохранения
той части нашего присутствия в мире, которая, как говорит Хайдеггер,
способна всегда быть и является бессмертной, ибо чем более глубоких
пластов я достигаю в прошлом, тем интенсивнее участвую в ходе событий
настоящего; к чему я принадлежу, во имя чего живу все это я узнаю в
зеркале истории". По материалам этой книги в мае 1998 г. в Симферополе
состоялся международный симпозиум "Крым в контексте восточноевропейской
цивилизации (проблемы экологии культуры славянских народов)". В этом
году завершил десятилетний труд по интервальной философии - "XXI век:
неизбежность многомерного разума (истоки и основания новой культурной
парадигмы)". В этом же году совместно с М. К. Трифоновой выпустил в
свет учебник по философии, отвечающий требованиям современной методологической
культуры и принятым стандартам европейского образования. В учебнике
нашли отражение также интервальные позиции авторов по многим рассматриваемым
вопросам. Под руководством professorа Лазарева подготовлено и защищено
более десяти doctorских и candidateских диссертаций.
Т. И. Титова,
doctor философии, docent,
П. А. Хриенко, doctor социологических наук, professor