ПРЕДИСЛОВИЕ

1993 году автор предлагаемой книги выпустил учебное пособие "Введение в практическую логику" (издание Симферопольского университета). Идеи пособия оказались столь плодотворными, что их развитие привело к оригинальной форме изложения современной логики, в корне отличающейся от господствующей долгое время схемы, идущей еще от И. Канта: учение о понятии - учение о суждении - учение об умозаключении. Исходными в предлагаемом учебнике выступают явления: внутренняя речь, схемы речи, конфигурации и комбинации речевых элементов. Учитываются данные психологии о мышлении - вводится оппозиция "ум - рассудок" и основное внимание уделяется рассудочному мышлению в его синтаксической и семантической ипостасях. Сколь бы привлекательными и значимыми ни были успехи мате-матической логики XX века автор пособия глубоко убежден в том, что математика как наука о формальных и формализованных языках - частный случай логики. Следует восстановить историческую справедливость - переворот, совершенный математиками в конце прошлого века в связи с откровениями Г. Фреге об определимости числа логическими средствами, исчерпал свой потенциал. Нужны новые источники развития логики. Автор пособия видит их в эмпирических основаниях логики: логика, как и всякая наука, имеет свою эмпирическую базу. Ею является опыт наук определять, классифицировать, доказывать, выводить, опровергать, а также практика решения задач теоретическими средствами. В деле обоснования логики важными являются врожденные способности людей - различать, отождествлять, выделять, группировать и т. д., которые перешли к людям от их животных предков. Этих способностей достаточно, чтобы определить всю совокупность логических способностей, составляющих, в конце концов, содержание логики. Автору пособия ведомы разнообразные "закрученные" искусственные языки и исчисления, но он предпочитает работать" в естественном языке, в натуральном выводе, со схемами обычной речевой реальности. У логиков всегда было обостренное чувство ответственности перед людьми: на естественном языке мыслят миллиарды людей и всякое, даже небольшое, продвижение в этой части сразу же заносится в анналы логики. И, наконец, следует сказать: амбиции рационализма найти онтологию логического вне речевой реальности, в особом мире психики без речи, обнаружили свою несостоятельность. Автору пособия это ясно. и он сделал все, чтобы это стало ясно и другим.


  Студенты
отделения





Web-дизайн Антона Марчинского.