Это интересно


Концепция развития Таврического национального университета им. В.И. Вернадского на 2005-2010 гг.

1. Миссия университета и стратегия его деятельности

Основанный в 1918 году, в трудные годы гражданской войны, Таврический университет прошел славный и сложный путь становления и развития. Указ Президента Украины от 26 августа 1999 года внес не только изменение в его название и прибавил ему статус национального, но и декларировал его новую миссию.

Прежде всего, она заключается в наследственности культурно-образовательных традиций университета. Несмотря на все сложности истории Крыма в ХХ веке, эти традиции практически не перерывались, и задача нынешнего поколения преподавателей и студентов - сохранить их дух и передать грядущему - поколению третьего тысячелетия.

Для ХХ века присуща тенденция к глобализации общественного развития всех сфер жизнедеятельности человека и общества. Происходит переход человечества от индустриальных к научно-информационным технологиям, которые базируются в значительной мере не на материальной, а на интеллектуальной собственности, на знаниях как субстанции производства. Наиболее приоритетными сферами в ХХ столетии становятся наука и образование.

Постепенно формируется единое мировое и, прежде всего, европейское образовательное пространство. Для Украины в культурно-цивилизационном аспекте европейская интеграция - это вступление в единую семью европейских народов с их культурными и политическими традициями.

В Сорбонской Декларации от 25 мая 1995 года подчеркивается, что центральная роль в развитии европейской культуры должна принадлежать университетам. Они должны подготовить творческого работника и гражданина, который понимает себя и общество, в котором живет, может подать импульс прогресса своей инновационной деятельностью. В связи с этим, основная миссия университета заключается в том, чтобы он стал центром коммуникации, информации и продуцирования знаний.

Концептуализация университетского образования должна опираться на:

  • философскую культуру, которая формирует мировоззрение. Особое место в этой культуре должна занимать методология науки;

  • историческую культуру, которая охватывает не только историю людей и идей, природоведения и техники, искусства и верований, но и структуры повседневности на протяжении исторического времени;

  • политическую культуру, которая определяет гражданскую позицию личности и судьбу гражданского общества в стране, формирует ответственность каждого за свою свободу;

  • филологическую культуру с ее лингвистическими и литературоведческими составляющими;

  • математическую культуру, которая определяет характер современной науки в целом;

  • экологическую культуру, которая заключается в ноосферном мировоззрении, в целостно-системном видении мира и человека в нем;

  • антропологическую культуру, которая воспринимает человека как продукт своей собственной деятельности.

Таврический университет вместе со всеми высшими учебными заведениями Украины должен искать пути для самореализации с учетом принципов Болонской Декларации, принятой в июне 1999 г., которая определила основные направления интеграции университетов в единое европейское пространство.

Миссия университета в этих условиях заключается в следующем:

  • предоставлять высококачественное университетское образование, которое строится на принципах гуманизации и толерантности, демократизации, практичности и прагматичности, непрерывности и вариативности, адаптированности и оптимальности;

  • воспитывать гармонично развитую личность, патриота украинского государства как составной части мирового сообщества;

  • формировать социально активного толерантного человека с высокими духовными качествами, который способен к саморазвитию и самосовершенствованию;

  • обеспечивать высокую функциональность молодежи в условиях, когда изменение идей, знаний и технологий происходит намного быстрее, чем изменение поколения людей;

  • вырабатывать у студентов способность к сознательному и эффективному функционированию в глобализованном, информационном обществе, возрастающей коммуникативности жизни и информационной насыщенности среды жизнедеятельности, научить студентов учиться на протяжении всей жизни;

  • обеспечивать подготовку высококвалифицированных специалистов для органов государственной власти, производства, образования, науки и культуры, способных постоянно учиться в течение жизни;

  • всесторонне развивать фундаментальные и прикладные научные исследования;

  • постепенно интегрироваться в мировое образовательное пространство, одновременно сохраняя лучшие традиции отечественной системы образования.

Региональная миссия университета заключается в том, что он должен стать ведущим центром культуры, науки и образования в Крыму, постоянного диалога многонациональных культур, быть университетом мира и дружбы между народами.

Социальная миссия университета состоит в формировании прогрессивной, демократической, гуманистической, социально-политической мысли.

Стратегия развития университета предусматривает разработку ряда отдельных программ: развития науки, дистанционного образования, системы непрерывного образования, развития научной библиотеки, маркетинга образовательных услуг, мультикультурного образования. Кроме того, необходимо разработать программу информатизации университета, которая предусматривает информатизацию процесса обучения и преподавания, процесса управления университетом, информатизации деятельности всех подразделений и среды функционирования университета.

Политика информатизации университета должна осуществляться на следующих принципах:

  • целеустремленности, которая предусматривает единство профессиональных целей и задач всех участников научно-учебного процесса, различных подразделений независимо от уровня их информатизации в конкретный момент;

  • системности, которая требует сбалансирования процесса информатизации и определенную ее последовательность;

  • модульности, которая предусматривает создание информационных систем разной сложности, автономности и степени компьютеризации;

  • технологичности, которая учитывает реальные возможности университета заявленному уровню информатизации;

  • динамизма, который предусматривает соответствие уровня информатизации научно-учебного процесса меняющимся информационным нуждам и технологическим возможностям их обеспечения.

Осуществление программы информатизации университета будет способствовать увеличению качества образовательных услуг и повышению эффективности управления университетом.

Стратегия деятельности университета состоит в выполнении национальной программы развития образования в Украине, в которой определены задачи модернизации высшего образования Украины. Весомый вклад в ее реализацию - Указ Президента Украины от 17 февраля 2004 года и Государственная программа развития высшего образования на 2005-2007 гг., которая утверждена постановлением Кабинета Министров Украины от 8 сентября 2004 года. В то же время университет должен активно участвовать в реализации принципов и задач Болонского процесса, стремиться к широкой интеграции в Европейское и мировое образовательное пространство.

Университет придерживается стратегического курса на всестороннее развитие самоуправления соответственно предоставленного Указом Президента Украины от 26 августа 1999 г. статуса самоуправляющегося (автономного) государственного высшего учебного заведения, демократизации во всех сферах деятельности университета, расширения полномочий и укрепления ответственности всех структурных подразделений и их руководителей в пределах их служебных полномочий и компетенции.

Стратегия деятельности университета также заключается:

  • в области профессиональной подготовки в обеспечении единства общетеоретического и специального образования; ориентации подготовки специалистов за требованиями конкретных учреждений их трудоустройства с учетом особенностей социально-экономического развития крымского и других регионов Украины; использовании в учебном процессе достижений отечественной и зарубежной науки и техники; внедрении профессионально направленных специальных учебных курсов, новейших технических разработок, технологических решений, информационных методик и дистанционных форм обучения; закреплении полученных студентами знаний, умений и навыков во время прохождения ознакомительных и производственных практик и стажировок;

  • в области научно-исследовательской работы в организации научных исследований, направленных на изучение актуальных гуманитарных, социальных, экономических, естественных, технических проблем Украинского государства и Крымского региона; создании и развитии фундаментальных научных школ для удовлетворения нужд народного хозяйства страны и практики государственного строительства в разноаспектных научных разработках и прежде всего таких, что связанны с региональными особенностями; внедрении собственных и привлеченных результатов научных исследований в учебно-воспитательный процесс; подготовке высокопрофессиональных научно-педагогических кадров посредством системы аспирантуры и докторантуры; развитие научно-исследовательской работы студентов; обобщении передового межвузовского опыта научно-педагогической работы;

  • в области развития международных связей, в отладке тесных контактов с научными центрами и учебными заведениями зарубежных стран по вопросам координации научно-исследовательской работы и оптимизации подготовки кадров соответственного образовательного профиля в направлении ее универсальности, идентичности образовательных характеристик выпускников с общепризнанными мировыми квалификационными стандартами бакалавра и магистра; обмене научными достижениями и опытом организации учебного процесса с родственными зарубежными учебными учреждениями, участие в межправительственном обмене специалистами; сотрудничество с международными фондами, которые финансируют учебные и научные программы.

Университет оказывает содействие расширению возможностей граждан Украины для получения высшего образования, созданию равных условий доступности высшего образования; обеспечению сбалансированной структуры и объемов подготовки специалистов за счет соответствующих бюджетов, физических и юридических лиц, с учетом нужд конкретного человека, а также интересов украинского государства, Крымской автономии и ее территориальных обществ; предоставлению обучающимся лицам льгот и социальных гарантий, определенных действующим законодательством.

2. Новое качество образования в контексте Европейской интеграции

В современном мире развитие Украины определяется в общем контексте Европейской интеграции, которая охватывает также культурно-образовательное и научно-техническое направления развития украинского общества. Этот интеграционный процесс состоит во внедрении европейских норм и стандартов в образовании, науке и технике, распространении собственных культурных и научно-технических достижений. Присоединение Украины к Болонскому процессу разрешит повысить качество образования, будет оказывать содействие мобильности студентов и преподавателей, повышению профессиональной подготовки специалистов.

В связи с этим необходимо:

  • постоянно осуществлять модернизацию университетского образования соответственно требованиям времени и интеграции в европейское образовательное пространство;

  • совершенствовать поэтапное образование, реализовать европейскую систему академических степеней “бакалавр - магистр” с учетом потребностей рынка труда и каждой личности;

  • осуществлять модернизацию современных образовательных технологий;

  • обеспечить внедрение государственных, отраслевых и университетских стандартов подготовки специалистов с учетом европейского уровня требований к качеству высшего образования;

  • модернизировать учебные планы, обеспечивая их сближение с учебными планами европейских и других университетов мира;

  • обеспечить внедрение европейской кредитно-модульной системы организаций учебного процесса, что должно оказывать содействие мобильности студентов различных университетов в европейском пространстве;

  • внедрять стандартизированные методики количественного и качественного оценивания знаний студентов, разработать методику и провести апробацию критериев оценивания качества профессионально-практической подготовки выпускников в формате “Знание - умение - навыки”;

  • оказывать содействие внедрению унифицированного Приложения к диплому, которое следует модели разработанной Европейской комиссией и упрощающей процедуру признания квалификаций в европейском регионе;

  • разработать по каждой специальности концепции беспрерывного использования информационных технологий в учебном процессе;

  • обеспечить возможность студентам и преподавателям работать в режиме реального времени, используя достижения науки в текущих учебных материалах;

  • совершенствовать компьютерную сеть университета, обеспечить широкий доступ студентов и преподавателей к глобальной информационной сети Интернет, в том числе компьютерной сети для учреждений науки и образования URAN;

  • постоянно пополнять сервер университета учебными и научно-методическими материалами, обеспечить доступ к нему всех структурных подразделений;

  • использовать возможности Интернет для организации системы дистанционного обучения на основе телекоммуникаций, применения мультимедийного оборудования в дистанционном обучении, а также создания учебных курсов на основе Интернет, Интернет-лекций с обратной связью со студентами;

  • осуществлять дальнейшую модернизацию научной фундаментальной библиотеки, обеспечить доступ к электронным базам данных различных источников информации, увеличить приобретение необходимой учебной и научной литературы;

  • осуществить модернизацию учебного процесса, путем уменьшения аудиторной работы и увеличением удельного веса самостоятельной работы студентов под руководством преподавателей, переводить лучших студентов на индивидуальные планы обучения;

  • соответственно требованиям рынка образовательных услуг открывать новые перспективные специальности и специализации, расширить номенклатуру специальностей заочного и дистанционного образования;

  • выработать у студентов практические навыки по выбранной специальности, совершенствовать содержание, формы и эффективность учебных и производственных практик, гармонично объединять теоретические знания с практическими умениями; сформировать базовые предприятия и организации для прохождения практической подготовки студентов;

  • создать возможности для беспрерывного образования, всесторонне развивать Институт последипломного образования;

  • всесторонне оказывать содействие постепенному переходу учебного процесса на государственный язык, обеспечить изучение на всех специальностях делового украинского языка;

  • постепенно вводить кредитно-модульную систему организации учебного процесса на всех факультетах университета и обеспечить внедрение этой системы на всех факультетах до 2010 года.

3. Профессорско-преподавательский состав и студенты

Главным ресурсом и капиталом университета является его человеческий потенциал. Заботясь о его постоянном обогащении необходимо:

  • обеспечить своевременную и качественную подготовку молодой научно-педагогической смены путем эффективной работы аспирантуры и докторантуры. Обеспечить значительное увеличение количества докторов наук, создать эффективную систему помощи в их подготовке, повышении статуса профессора как первостепенной фигуры в университете;

  • повысить требования к постоянной учебной и научной работе всех преподавателей, исходя из того, что преподаватель в современных условиях перестал быть единственным источником информации. Он должен быть носителем знаний и мудрости. А таким преподавателем делает его собственная научная практика;

  • вся учебно-методическая работа преподавателей должна опираться на электронные средства создания, тиражирования и презентации студентам учебно-методической документации;

  • считать обязанностью каждого преподавателя вести воспитательную работу среди студентов, формировать ценности и идеалы гражданского, мультикультурного общества, украинской политической нации. Развивать институт кураторов студенческих групп, а также кураторов индивидуальной, самостоятельной учебной работы студентов;

  • повышать квалификацию преподавательского корпуса в контексте непрерывного образования, оказывать содействие в прохождении систематической и периодической стажировки в ведущих высших учебных заведениях и научных учреждениях как в стране, так и за границей;

  • принять меры относительно подготовки и переподготовки преподавателей и вспомогательного персонала в области современных информационных технологий;

  • повысить требования к аттестации научно-педагогических кадров, ввести контрактную систему приема на работу;

  • ввести разнообразные формы поощрения сотрудников университета в зависимости от результатов их работы, с учетом эффективности учебно-методической работы, результативности научных исследований, использовани современных технологий в учебном процессе;

  • ввести систему рейтинга учебно-методической и научной работы кафедр и всех преподавателей;

  • увеличить количество присвоения званий заслуженного профессора и доцента, морального и материального их поощрения;

  • постепенно ввести контрактную форму принятия на работу сотрудников университета.

Считать студента основным объектом и субъектом учебно-воспитательного процесса. Заботясь о качественной подготовке высококвалифицированных и духовно богатых интеллигентных личностей необходимо:

  • обеспечить студенту свободу обучения, свободный выбор специализаций, тем курсовых и дипломных работ, свободного посещения лекционных занятий, параллельного получения второй специальности, права на индивидуальный учебный план и т.п.;

  • повысить роль самостоятельной работы студента и консультаций преподавателей-менеджеров учебного процесса. Способствовать тому, чтобы обучение становилось более индивидуализированным, направленным на потребности конкретного студента, более актуальным, максимально приближенным к реальным нуждам общества, более глубоким и прагматичным;

  • обеспечить процесс обучения и преподавания информатизацией, которая будет способствовать росту качества образовательных услуг и росту конкурентоспособности университета;

  • разработать концепцию и систему воспитательной работы со студентами, ввести должности заместителей деканов по воспитательной работе, активизировать работу кураторов студенческой молодежи;

  • создать благоприятные условия для изучения студентами государственного языка, а также иностранных языков, для защиты курсовых и дипломных работ на иностранных языках;

  • при внедрении кредитно-модульной системы организации учебного процесса определять индивидуальный учебный рейтинг каждого студента по результатам их учебной работы на протяжении семестра, года и за весь период обучения в университете;

  • привлекать студентов к научной работе, обеспечивать эффективное взаимодействие академического и студенческого сообществ, организовывать постоянный отбор и подготовку молодых кадров для научной деятельности посредством аспирантуры и докторантуры;

  • оказывать содействие развитию студенческого самоуправления на уровне университета, факультетов и в общежитиях, привлекать руководителей студенческих представительных органов в состав Ученых Советов университета и факультетов;

  • формировать у студенческой молодежи высокие моральные и профессиональные качества, создавать широкие возможности для их занятия спортом, художественной самодеятельностью, постоянно развивать их творческие способности;

  • вводить современные технологии тестирования при приеме студентов на первый курс, принимать участие в организации приема в университет по результатам общегосударственного тестирования;

  • создать лабораторию профессиональной ориентации для выпускников средней школы;

  • разработать систему содействия трудоустройству выпускников университета, создать региональный центр мониторинга занятости, подготовки и трудоустройства выпускников.

4. Научно-исследовательская работа

Источником силы университета является наука и научные достижения его сотрудников.

Научная работа в университете должна быть приоритетным направлением его культурной миссии, неразрывно связанной с учебным процессом и подготовкой научно-педагогических кадров. В связи с этим необходимо:

  • всесторонне поддерживать как прикладные исследования, связанные с региональными проблемами, так и фундаментальные;

  • активно создавать межкафедральные, межфакультетские и межвузовские научные коллективы, способные выполнять комплексные научные разработки;

  • развивать кооперацию с научными институтами Национальной академии наук, отраслевыми научно-исследовательскими институтами;

  • активнее принимать участие в международных научных проектах, направленных на решение научных и технологических проблем глобального значения;

  • всесторонне поддерживать научные школы, сформированные в университете, оказывать содействие организации новых научно-исследовательских структур;

  • активно способствовать изобретательской и инновационной работе, поддерживать создание при университете научно-производственных фирм, инновационных лабораторий, конструкторских бюро, направленных на внедрение в практику достижений ученых университета;

  • обеспечить систематическое издание “Ученых записок ТНУ”, специализированных журналов и периодических сборников;

  • создать эффективную систему отбора талантливых студентов для обучения в аспирантуре и перспективную программу подготовки докторов наук путем предоставления творческих отпусков и направления в докторантуру;

  • разработать перспективный план подготовки и издания научных монографий, ежегодно присваивать премии им. В.И. Вернадского за лучшие научные достижения ученых университета;

  • вести эффективный отбор и воспитание научной молодежи, всячески поддерживая работу Молодежной академии наук, создавая условия для проведения полноценной научно-исследовательской работы студентов, развивать деятельность студенческих научных обществ;

  • оказывать содействие поиску инвестиций в развитии инфраструктуры научных исследований;

  • способствовать проведению международных научных конференций, школ, семинаров и изданию их материалов, стремиться к повышению уровня и международного рейтинга научных периодических изданий университета; оказывать содействие международным научным обменам;

  • открывать Советы для защиты докторских и кандидатских диссертаций по новым научным направлениям при участии известных ученых;

  • принять участие в создании служб геофизического и экологического мониторинга Крыма, необходимых для принятия соответствующих государственных решений;

  • обеспечить эффективную работу центра устойчивого развития научной лаборатории и биотехнологии, центра научно-технологической информации, ботанического сада, центра гуманитарных исследований;

  • создать современное издательство университета.

5. Институционное развитие университета

Место университета, новые задачи, стоящие перед ним, требуют институционных, структурных изменений, а также повышения эффективности управления. При этом необходимо:

  • открывать новые специальности, которые отвечают нуждам государства, личности и общества;

  • всесторонне развивать Институт последипломного образования как региональный центр подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

  • организовать Институт украиноведения, Институт физической культуры, Институт археологии и другие, факультеты журналистики, славянской филологии, украинской филологии и украиноведения;

  • создать факультет довузовской подготовки, а также его филиалы в городах и поселках Крыма; привлекать все кафедры к работе с учащимися школ для предоставления им помощи в выборе будущей профессии;

  • организовать факультет заочного и дистанционного образования, создать банк аттестованных дистанционных курсов системы дистанционного обучения;

  • создавать учебные научно-производственные комплексы как ячейки формирования профессионально-практической подготовки студентов, стажировки преподавателей, исполнения на принципах кооперации научно-исследовательских заданий;

  • создать отдел перспективного планирования и отдел капитального строительства;

  • организовать музей истории университета;

  • утвердить в установленном порядке Положения, регламентирующих деятельность всех структурных подразделений университета, а также функциональные обязанности сотрудников университета;

  • объединить коллегиальность с персональной ответственностью за порученное дело, повысить эффективность работы Ученых Советов, ректоратов, деканатов, всесторонне развивать самоуправление;

  • интенсифицировать управленческую работу, ввести штатные должности деканов и заместителей деканов факультетов;

  • внедрять (где это возможно и целесообразно) принципы хозрасчетной деятельности структурных подразделений;

  • применять системы материального и морального поощрения за отличные показатели в работе;

  • внедрять современные технологии управленческой работы (компьютеризация, информатизация, современные средства связи, электронная почта и электронный документооборот в университете);

  • упорядочить функционирование структурных подразделений (режим работы, время приема посетителей, дизайн рабочих мест);

  • внедрить систематическую отчетность о работе и контроле по принятым решениям на уровне ректората и деканатов, регулярные отчеты руководителей структурных подразделений о своей работе на ректоратах и Ученом Совете;

  • усовершенствовать вертикальную управленческую структуру (ректорат - деканат - кафедры);

  • обеспечить планомерность структурной перестройки управления, создание новых структурных подразделений (факультетов, институтов, кафедр);

  • организовать Институт последипломного образования;

  • всесторонне развивать Севастопольский, Керченский, Судакский и Мелитопольский факультеты экономики и управления, а также учебно-консультационные центры в городах Крыма;

  • шире использовать возможности автономного статуса университета:

  • повысить роль кафедр, активизировать их инновационную учебную и научную работу;

  • открывать новые кафедры, отвечающие новым специальностям. Увеличить процент заведующих кафедрами из числа докторов наук, профессоров, которые являются основателями собственных научных школ;

  • усилить взаимодействие между факультетами с целью кооперации в подготовке специалистов;

  • расширять права и полномочия факультетов во всех сферах их практической деятельности.

6. Международное сотрудничество

Важным направлением деятельности университета должно быть международное сотрудничество, обеспечивающее международную интеграцию национального образования и науки. Основными задачами такого сотрудничества является:

  • всестороннее изучение зарубежного опыта развития образования и науки, в том числе реализация Болонского процесса;

  • участие преподавателей и сотрудников университета в международных проектах университетов разных стран, которые финансируются международными фондами;

  • расширение договорных связей с ведущими университетами Европы, Америки, Китая и других регионов мира;

  • привлечение иностранных специалистов к работе в университете и участие ведущих преподавателей и научных работников в учебной и научной деятельности заграничных университетов и научных учреждений;

  • активизация мобильности студентов университета, расширение их обучения, стажировок, учебных практик в заграничных университетах;

  • увеличение количества иностранных студентов, обучающихся в университете; усовершенствование методики обучения иностранных студентов, подготовка университетских преподавателей, способных излагать свои учебные курсы на английском языке;

  • создание регионального Центра изучения русского и украинского языков при университете абитуриентами зарубежных стран, которые после окончания подготовительного отделения имели бы возможность продолжить обучение в разных высших учебных заведениях Украины и Крыма;

  • организация в университетах Франции и Германии обучения студентов факультетов экономики и управления с получением соответствующих сертификатов, а также диплома университета-партнера;

  • обеспечение прохождения учебных практик по иностранным языкам в Египте, Турции, Греции, Германии;

  • подготовка специалистов китайского языка совместно с университетом г. Циндао (КНР);

  • содействие подготовке и защите диссертаций в университете ученым зарубежных стран;

  • активное участие в деятельности консорциума пограничных университетов Украины, России и Белоруссии.

7. Университет как региональный центр культуры, науки и образования

Университет должен всесторонне содействовать устойчивому развитию Крыма, его становлению как политического, экономического и культурного феномена на основе совместных усилий и консолидации всего общества. Для этого необходимо:

  • выступать в роли интеллектуального катализатора общественных процессов, выпуская образованных высококвалифицированных специалистов для народного хозяйства, формируя кадры для всех ветвей власти и средств массовой информации;

  • стать источником содержательной информации, чтобы занять свое место в цепи коммуникаций, формировать проект сосуществования и транслировать его всему сообществу в целом;

  • предоставлять широкий спектр образовательных и сопутствующих услуг региону и непосредственно местному сообществу;

  • оказывать содействие созданию при университете центров региональных исследований по направлениям: экономики и рыночного хозяйства, экологии, политологии, конфликтологии и т.п.. Организовывать эффективное взаимодействие таких центров и отдельных факультетов с соответствующими министерствами, ведомствами Автономной Республики Крым;

  • создать информационно-аналитический центр, в функции которого входила бы также связь со средствами массовой информации, реклама образовательных услуг университета и т.п., для выявления потребности народного хозяйства в специалистах соответствующей квалификации, и обеспечение целевых заказов на их подготовку;

  • с целью гармонизации национальных отношений содействовать проведению круглых столов, общих культурных мероприятий, созданию факультативных курсов по различным профессиональным дисциплинам на украинском и крымскотатарском языках, подготовке учебников для школ и вузов на языках народов Крыма;

  • стать центром психологического и юридического консалтинга для руководителей бизнеса и социальной сферы;

  • активнее исполнять роль центра научной экспертизы широкого спектра управленческих решений и проектов;

  • стать центром переподготовки и тестирования специалистов;

  • для формирования интеллектуальной элиты Крыма способствовать работе школ “Молодого лидера”, “Молодежного парламента”, Совета молодых ученых Крыма, Молодежной академии наук, Малой академии наук школьников Крыма;

  • принимать активное участие в проведении научно-практических конференций по разным направлениям региональной политики.

Университету необходимо активно инициировать свое участие в решении экономических, политико-правовых, культурных и межнациональных проблем региона. Беречь разнообразие культур, экосистем, языков, этносов, способов хозяйствования, отвечающих эколого-ресурсному потенциалу различных частей полуострова и всего близлежащего региона. Необходимо развивать в ТНУ научные подразделения, задача которых состояла бы в разработке концепций и программ устойчивого развития Крыма усилиями ученых разнообразнейших специальностей.

Нужно инициировать и вместе с государственными органами разработать и утвердить долгосрочную Программу развития образования и науки в Крыму согласно национальной доктрине образования Украины в ХХ столетии.

ТНУ должен способствовать созданию в Крыму университета регионального типа, интеграции вузов региона, объединению их усилий в подготовке современных специалистов и развитию общих научных исследований.

8. Развитие материально-технической базы

Материально-техническая база университета должна постоянно пополняться для улучшения обеспечения нужд учебного, научного, воспитательного и социально-культурного развития. Для этого необходимо:

  • привлекать внебюджетные средства, полученные от предоставления платных образовательных, научных и других услуг наравне с государственным финансированием;

  • построить новый главный учебный корпус, оснащенное помещение для фундаментальной библиотеки, спортивный манеж, спортивно-культурный комплекс;

  • постепенно модернизировать лабораторную базу естественных факультетов;

  • развивать Центр компьютерных технологий, обеспечить компьютерами студентов и преподавателей в соответствии с нормативами;

  • модернизировать фундаментальную библиотеку как главный учебно-научный цех соответственно перспективной программе ее развития, обеспечить внедрение новых информационных технологий;

  • организовать материально-техническое обеспечение созданного на базе парка “Салгирка” университетского ботанического сада;

  • модернизировать университетскую базу учебных и производственных практик в с. Куйбышево и с. Краснолесье, обеспечить финансовые и материально-технические нужды учебных и производственных практик;

  • постепенно провести капитальный ремонт всех общежитий университета, а также аудиторного и лабораторного фонда;

  • провести реконструкцию помещения Центра научно-технической информации;

  • обеспечить дальнейшее развитие студенческой столовой, буфетов, профилактория, спортивно-оздоровительного лагеря в г. Алуште;

  • оказывать содействие материально-техническому обеспечению профилактория и медпункта.

9. Формирование культурных традиций

Университет осуществляет благородную миссию регионального центра культуры и воспитания высокодуховного поколения молодых специалистов, удовлетворяет духовные нужды человека.

Университет способствует формированию студенческой молодежи как патриотов своей страны, воспитывает уважение к национальным, историческим, культурным ценностям Украины, готовит студентов к сознательной жизни в духе взаимопонимания, мира, согласия между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами.

Университет должен обеспечить гуманизацию и демократизацию всего процесса обучения и воспитания. Необходимо добиваться, чтобы каждый студент активно участвовал в жизни университета, которая будет способствовать воспитанию личности с активной жизненной позицией, способной к самореализации и усвоению общечеловеческого опыта.

В университете развивается художественная самодеятельность студентов и разнообразная спортивная работа.

Необходимо воспитывать у студентов любовь к своему вузу, желание делать все для его процветания. Целесообразно разработать специальную программу постоянных связей с выпускниками университета, привлекать их к общению, обмену опытом, помощи университету.

Необходимо воспитывать уважение к культурным традициям университета, к его символике: флагу, гимну, гербу, которые являются атрибутами университета в студенческом сообществе, написать слова для гимна университета.

Придерживаясь и преумножая традиции, университет ежегодно торжественно отмечает дату своего основания, чтит память В.И. Вернадского, именем которого назван и обязуется построить памятник выдающемуся ученому ХХ столетия.

Необходимо создать музей истории университета и кинохронику к 90-летнему юбилею, опубликовать новую книгу, посвященную истории вуза, переиздать биографический справочник профессоров, которые работали в университете, регулярно отмечать юбилеи выдающихся ученых, занесенных на памятную доску.

Необходимо продолжать и развивать установленную традицию посвящения первокурсников в студенты, проведение балов выпускников, которым надлежит выдавать символический значок ТНУ.

На каждом факультете необходимо организовать общественные Советы выпускников, проводить встречи в университете в традиционный День выпускников ТНУ, создать компьютерный банк данных об их деятельности, который постоянно будет обновляться.

Университет передает свою высокую духовность, свои знания населению Крыма, всесторонне помогает его культурному развитию.

Необходимо всесторонне способствовать тому, чтобы университет укреплял свои позиции как культурный феномен, необходимый городу, Крыму, Украине и миру.

Alma Mater должна быть не пустой метафорой, а символом культурных традиций.

Концепция деятельности Таврического национального университета утверждена Ученым Советом университета 27 января 2005 года.