Это интересно


Факультеты и институты

 
 

Общевузовские кафедры

 
 

Кафедра иностранных языков факультетов гуманитарного профиля

 
   
 
  Заведующий кафедрой  
     
  ХЛЫБОВА Наталья Александровна  
     
  Телефон: +38 (0652) 60-83-95
E-mail: creativity@crimea.edu
 
       
  О кафедре  
 

Кафедра создана в 2008 году.

Кафедра осуществляет преподавание профессионально – ориентированного курса иностранного языка (по английскому, немецкому, французскому, испанскому языкам.)

 
 

Формы обучения

  • очная;
  • заочная

Степени подготовки

  • бакалавры
  • дипломированные специалисты
  • магистранты

Лаборант кафедры: Олексив Татьяна Ярославовна

 
 

Преподавательский состав

   
 

На данный момент в штатном составе кафедры 24 преподавателя, из них 4 кандидата наук, 2 аспиранта, 2 соискателя, 5 старших преподавателей. Многие из преподавателей кафедры проходили повышение языковой квалификации за границей.

 
 
 
 
Хлыбова Наталья Александровна, к.ф.н., доцент, зав. кафедрой Кислухина Марина Викторовна, старший преподаватель
Алиева Зульфия Фазиловна, к.п.н., доцент Кравинская Юлия Юрьевна, преподаватель
Аникееева Елена Александровна, преподаватель Марцовенко София Игоревна, преподаватель
Аникушкина Мария Викторовна, преподаватель Нагаева Эльмаз Нуридинновна, преподаватель
Валеева Любовь Каримовна, старший преподаватель Никейцева Ольга Николаевна, старший преподаватель
Вечканова Эллина Юрьевна, к.ф.н. Посохова Екатерина Васильевна, преподаватель
Горбунова Ольга Юрьевна, преподаватель Родина Ольга Станиславовна, преподаватель
Дегтяренко Ирина Сергеевна, преподаватель Санкина Раиса Николаевна, преподаватель
Деремедведь Елена Николаевна, к.ф.н. доцент Соболевская-Петрова Татьяна Евгеньевна, преподаватель
Доминенко Наталья Викторовна, старший преподаватель Солоха Геннадий Владимирович, старший преподаватель
Ершова Ирина Ивановна, преподаватель Терещенко Ольга Борисовна, преподаватель
Кириллова Виктория Борисовна, преподаватель Чиковани Татьяна Владимировна, преподаватель
 
 

Преподаваемые дисциплины

   
 
  • Практический курс английского языка;
  • Практический курс немецкого языка
  • Практический курс французского языка
  • Практический курс испанского языка
  • Деловой немецкий язык
  • Практика перевода
  • Методика и техника перевода
  • Научное общение на иностранном языке
 
 

Основные задачи

   
 

Со дня основания кафедры в ее задачи входило поставить обучение иностранному языку на высокий уровень и реализовать в процессе обучения бифункциональность в использовании языка, т. е. научить языку как средству общения и не меньшее внимание уделить изучению английского языка как средству познания  науки  - ибо, в условиях глобализации, эта задача приобретает особое значение. Подобная постановка главной цели предопределила целесообразность использования кредитно-модульной системы как систему критериев контроля результатов обучения. В практике преподавания модули обрели свою конкретную ценностно-содержательную наполненность. Важнейшим видом самостоятельной работы является подготовка и написание аннотаций к текстам по специальности.

Большое значение при организации преподавания иностранных языков в группах всех специальностей отводится четкой организации учебного процесса. Новизна поставленных задач требует усиления методической работы с преподавателями. Особое внимание уделяется материально-техническому оснащению кафедры, прежде всего наличию качественной аудио-видеотехники. Методические задачи кафедры определяются из конечных программных требований, которые заключаются в формировании высокого уровня коммуникативной компетенции, необходимой для квалифицированной информационной и творческой деятельности в различных сферах и ситуациях делового партнерства, совместной производственной и научной работы.

Также важнейшими кафедральными задачами являются: активизация работы преподавателей по созданию новых учебно-методических пособий, максимально учитывающих интересы и потребности кафедры. Особое внимание кафедра продолжает уделять проведению научных студенческих конференций, защите дипломов на иностранном языке, способствовать повышению уровня владения иностранным языком преподавателей специализированных кафедр.

 
 

Цели и задачи обучения иностранным языкам

   
 

Подготовка современного специалиста требует владения хотя бы одним иностранным языком в степени, обеспечивающей возможность практического использования его в будущей профессиональной деятельности. Обучение иностранному языку является одним из приоритетов плана кафедры и имеет ярко выраженную прагматическую направленность. Цель обучения иностранному языку состоит в обеспечении возможности эффективной коммуникации в сфере профессиональной деятельности.

Поэтому для достижения поставленных целей концепция преподавания иностранных языков должна быть скорректирована в сторону увеличения количества аудиторных учебных часов на младших курсах, что позволит вывести студентов на необходимый уровень.

Концепция предусматривает обучение всем видам речевой деятельности в комплексе, необходимом для:

  • устного общения в сфере профессиональной деятельности;
  • чтения специальной литературы и материалов периодической печати с извлечением профессионально релевантной информации;
  • деловой переписки и ведения документации с применением современных средств коммуникации;
  • перевода информации по специальности с  иностранного языка на русский и с русского на  иностранный;
  • написания различного рода письменных работ в профессионально-ориентированной сфере (резюме, доклада, реферата, эссе) в результате творческого осмысления и содержательно-стилистического анализа аутентичных материалов.
 
 

Принципы обучения иностранным языкам

   
 

Главным принципом обучения иностранным языкам является комплексное профессионально-ориентированное изучение иностранного языка на основе кредитно-модульной системы как технологии обучения, на базе которой осуществляется обучение коммуникации в различных сферах и ситуациях общения с целью решения профессиональных задач.

В целом кафедра иностранных языков использует следующие принципы обучения:

  • Профессиональная направленность
  • Развитие навыков самостоятельной работы
  • Использование современных методик
  • Гибкость в обучении

В процессе преподавания применяются современные методики. Особый интерес у студентов вызывают коммуникативные и интерактивные занятия в виде дискуссий, презентаций и ролевых игр. Темами таких занятий становятся насущные проблемы современного мира.

 
 

Учебно-методическая работа

   
 

Направлена на развитие личности студента, владения иностранным языком достаточным для понимания информации в области гуманитарных наук.

Преподаватели кафедры нацелены на:

  1. составление методических указаний и пособий по базовому курсу иностранного языка;
  2. составление методических указаний для обеспечения преподавателя в группах углубленного изучения языка;
  3. составление учебных пособий для профессионально-ориентированного обучения иностранному языку;
  4. составление методических указаний для аспирантов, сдающих кандидатский минимум по иностранному языку;
  5. разработку и обновление дидактических концепций обучения иностранному языку в условиях имеющейся сетки часов;
  6. повышение научного ценза - подготовку диссертационных исследований, связанных с тематикой исследования и научными разработками кафедры;
  7. подготовку и издание пособий по курсам и специализациям;
  8. подбор оригинального аутентичного материала, что позволит изучать иностранный язык по разным уровням подготовленности студентов;
  9. подготовку студентов к защите дипломов на иностранном языке;
  10. составление планов проведения олимпиады;
  11. углубленное изучение иностранного языка на студенческих курсах.

Совершенствование учебного процесса осуществляется путем внедрения новых форм обучения, при сохранении хорошо зарекомендовавших себя традиционных форм обучения. Это:

  • Активные методы обучения иностранному языку;
  • Интенсивные формы обучения;
  • Использование ролевых и деловых игр;
  • Применение метода проектов;
  • Составление компьютерных программ;
  • Организация учебного материала в виде модулей;
  • Применение мультимедиа технологий обучения.

Интересна практика широкого привлечения аудио- и видеоматериалов (программы новостей, документальные и художественные фильмы). Преподаватели кафедры часто ведут аудио- и видеозапись студенческих дискуссий, что дает учащимся возможность «посмотреть на себя со стороны», проанализировать свои ошибки и развить навыки свободного общения с аудиторией. При подготовке к подобным дискуссиям студенты пользуются разнообразными источниками информации, включая Интернет.

Преподавателями кафедры были разработаны следующие спецкурсы и спецсеминары:

  • «Анализ художественного текста на примере произведений американских писателей (с показом видеофильмов)»,
  • «Английский язык философии религии и религиоведения»,
  • «Лингвистические и коммуникативные особенности публичной речи»,
  • «Современная политическая риторика: трудности перевода»,
  • «British Theatre, History and Psychology»,
  • «PR в правовом поле»,
  • "Psychology of Communication",
  • "Psychology of Culture" и т.д.

Интересна практика широкого привлечения аудио - и видеоматериалов (программы новостей, учебные, документальные и художественные фильмы, pp презентации). При подготовке к семинарским занятиям студенты пользуются разнообразными источниками информации - международную компьютерную сеть Интернет.

На кафедре ведется научно-исследовательская работа по следующим направлениям:

  • когнитивная лингвистика,
  • культурологические проблемы перевода,
  • межкультурная коммуникация,
  • психолингвистика,
  • функционирование языка в сфере массовой коммуникации,
  • Интернет-коммуникация,
  • междисциплинарность в вопросах изучения языка.

На кафедре ежегодно проводятся Ломоносовские чтения. Организуются стажировки преподавателей кафедры в английских и американских университетах.

 
 

Научная работа

   
 

Доценты и преподаватели кафедры разрабатывают комплексную научную тему: "Проблемы современной филологии. Разработка современных лингвометодических и литературоведческих аспектов"

Научный руководитель: к.ф.н., доцент Хлыбова Н.А.

ст. преподаватели: Солоха Г.В., Валеева Л.К.,

аспиранты и соискатели: ст. преподаватель Кислухина М.В., ст. преподаватель Доминенко Н.В., ст. преподаватель Никейцева О.Н., Посохова Е.В., Аникушкина М.В.

 
 

Участие в конференциях

   
 
ФИО
Название конференции
Сроки и место про ведения
Название доклада
Хлыбова Н.А. Международная научная конференция “Проблемы современного зарубежного литературоведения и искусствознания” 12-15 сентября 2001
Сев. СГТУ
Женевская школа “критиков сознания”
  Международная научная конференция “Проблемы современного зарубежного литературоведения и искусствознания” 9-13 сентября 2003
Сев.СНТУ
Английская классика в оценках Дж. Х. Миллера
  Всеукраїнська наукова конференцiя “Функццiонування лiтератури в культурному контекстi епохи” 5-6 лютого 2004, ДНУ, Днiпропетровськ Дж. Х. Мiллер i феноменологiчне лiтературознавство в США
  Научная конференция “Проблемы современного зарубежного литературоведения и искусствознания” 20-23 сентября 2004
Сев.СНТУ
Дж. Х. Миллер как деконструктивист
  Всеукраїнська наукова конференцiя “Лiтература в контекстi культури” 12-13 травня 2005, ДНУ, Днiпропетровськ Проблемы эволюции исследовательской методологии Джозефа Хиллиса Миллера
  7-я научная конференция “Проблемы современного зарубежного литературоведения и искусствознания” 21-23 сентября 2005
Сев.СНТУ
Дж. Х. Миллер в оценках отечественной зарубежной критики
  8-я научная конференция “Проблемы современного зарубежного литературоведения и искусствознания” 13-15 сентября 2006
Сев.СНТУ
Дж. Х. Миллер: от европейской феноменологии к американскому деконструктивизму
Доминенко Н.В. Всеукраинская научная конференция «Поэтика художественного текста» 18-19 декабря 2002г. Днепропетровск Особенности эпистолярия военной интеллигенции викторианской Англии
  Всеукраинская научная конференция «Литература в контексте культуры» 11-12 мая 2006г. Днепропетровск Эпистолярная проза П.Б.Шелли и Дж.Китса как синтез элементов различных функциональных стилей
  Международный украинский научный конгресс исследователей зарубежной литературы и культуры 23-24 февраля Эстетика романтизма в эпистолярном наследии П.Б.Шелли и Дж. Китса
Никейцева О.Н. Международная научная конференция «Межкультурные коммуникации: Диалог и сотрудничество» 26-30 мая 2003г. Алушта Современные методы преподавания иностранного языка как единство обучения языку и культуре
  Міжнародна науково-практична конференція  „Розвиток міжнародного співробітництва в галузі освіти у контексті Болонського процесу” 6-8 марта 2008г. Ялта New educational standards: about correspondence between national and international standards for foreign languages
 
 

Публикации

   
 
  1. Кислухина М.В. Интеллектуализация языка: аспекты ретерминолоизации и межотраслевой полисемии ( на материале английских субстантивных терминов сельскохозяйственной и почвенной микробиологии) Ученые записки ТНУ 2006
  2. Кислухина М.В. Функціонально-семантичний аспект субстантивных термінів (на матеріалі сільскогосподарської та грунтової мікробіології англійської мови)Мовознавство, Киев 2003 №5, с. 77-9.
  3. Кислухина М.В.. Англо-русско-украинский словообразовательный словарь сельскохозяйственной и почвенной микробиологии: его цель и задачи. Міжнародна Наукова Конференція, Партеніт 2006 С.145-147
  4. Никейцева О.Н. Интенсификация процесса обучения иностранному языку как педагогическая проблема, Збірник наукових праць. МатеріалиII міжнародної науково-практичної конференції. Луганськ2004г., С.134-139
  5. Никейцева О.Н. Использование активных методов при обучении иностранным языкам, Матеріали всеукраїнської науково-практичної конференцїі „Прогрес педагога”. Ялта, 2003г., С.212-221
  6. Хлибова Н.О. Літературна критика Дж.Х. Міллера: трансформація західноєвропейських теорій. 2008 Автореферат канд. диссертации. Днепропетровск
  7. Хлибова Н.О. Лiтературна критика Дж. Х. Мiллера: трансформація західноєвропейських теорій Автореферат Днепропетровск 2008
  8. Хлыбова Н.А. Дж.Х. Миллер как деконструктивист Культура народов Причерноморья
  9. Хлыбова Н.А. Женевская школа “критиков сознания” Культура народов Причерноморья Ноябрь 2004
  10. Хлыбова Н.А. История вопроса: Дж. Х. Миллер в оценках отечественной зарубежной критики Культура народов Причерноморья 2005 66,
  11. Посохова Е.В. «Актуальные проблемы изучения творчества Орхана Памука» (Культура народов Причерноморья. – Симферополь, 2008 г. – № 135 – С. 107-111).
  12. Посохова Е.В. «Интертекстуальность романов Орхана Памука» (Литературоведческий сборник ДНУ. – Донецк, 2008. – Выпуск 33-34. – С. 180-188).
  13. Посохова Е.В. «Феномен творчості Орхана Памука у контексті світового літературного процесу» (Наукові записки ХНПУ. Серія літературознавство – Харків, 2009. – Випуск 3 (59) – С. 145-154).
  14. Посохова Е.В. «Новаторство Орхана Памука в романе «Белая крепость»» (Культура народов Причерноморья. – Симферополь, 2009. – № 158 – С. 135-138).
  15. Посохова Е.В. «Образ Стамбула в диалоге Востока с Западом» (Актуальні проблеми слов’янської філології. Серія: Лінгвістика і літературознавство: міжвуз. зб. наук. ст. / відп. ред. В.А.Зарва.– Бердянськ : БДПУ, 2009. – Вип. XXII. – С. 189-197)
  16. Посохова Е.В.  «Черно-белый образ Стамбула Орхана Памука» (Ученые записки ТНУ им. В.И. Вернадского. Серия: Филология. Социальные коммуникации: научный журнал. – Симферополь, 2009. – том 22 (61). - №3 – С. 164-171)            
  17. Посохова Е.В. «Биографические истоки диалогического мировоззрения Орхана Памука» (Вестник СевНТУ: Филология : сб. науч. тр. / Редкол. : А. С. Козлов и др. — Севастополь : Изд-во СевНТУ, 2010. — Вып. 102. — С. 71-77).