Облако тегов

Архивы


Новинки


Полезное

AdSense block #1

Традиционное изложение?

Изложение – один из традиционных видов контрольной
письменной работы в школе, а в последние годы оно стало и самой
распространённой формой экзамена. Стоит отметить хотя бы тот факт, что в
структуре Государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9-м классе
изложение является первой частью экзаменационной работы. Однако, с нашей точки
зрения, изложение следует рассматривать не только как способ оценки
определённых навыков учащихся, но и как важный обучающий фактор.  Чему же должно
научить изложение? Какие умения мы развиваем, обучая детей воспроизведению
чужого текста?

Прежде чем дать более или менее обстоятельные ответы на эти
вопросы, приведём высказывания самих учеников о том, почему они предпочитают
сочинению изложение: «На изложении не надо думать. Дважды прослушал, запомнил и
записал. Главное – без ошибок». Глубочайшее заблуждение, которое приводит к
тому, что многие ученики, несмотря на кажущуюся лёгкость задания, терпят
неудачу из-за принципиально неверной установки на изложение. Казалось бы, обладая
хорошей памятью (что, к сожалению, встречается всё реже и реже), можно
запомнить и воспроизвести прослушанный текст. Тем более что сложившаяся
практика написания изложения – медленное чтение исходного текста, чаще
напоминающее диктовку, и разрешение делать записи при прослушивании –
определяет главную задачу школьника: записать как можно быстрее и больше.   На
самом деле такой подход к запоминанию информации ничем не отличается от
обыкновенной и ставшей, увы, привычной зубрёжки. Лишите ученика этой возможности
– и изложения не будет. И дело здесь не в нарушении логики или скудности
словарного запаса. Чаще всего проблема намного серьёзнее: текст просто не понят
или понят неверно.

Что можно сделать, чтобы изложение из «скучного» жанра,
каким оно чаще всего воспринимается учениками, стало эффек­тивным средством их
развития? Современные методы обучения написанию изложения, используемые в
Образовательном центре «Аристотель», направлены
на развитие творческих способностей ребёнка, в первую очередь на понимание
текста, что облегчит запоминание текста без привлечения значительных ресурсов
памяти, поможет обнаружить и отобразить в работе основную мысль исходного текста.

Немаловажное значение для достижения поставленной цели имеет
фактический материал, предлагаемый как исходный текст для изложения. Подбор
увлекательных, познавательных, проблемных текстов, отвечающих внутренним
потребностям ребёнка, вызывающих активный отклик в его сознании, способствует
поддержанию познавательного интереса ученика, создаёт благоприятный
психологический климат на занятии.

Методика учитывает и психологические механизмы, работающие в
процессе восприятия текста, такие, например, как воссоздающее воображение. Если
воображение во время прослушивания текста активно, то письменный пересказ будет
полным и точным. «Отключённое» воображение затрудняет понимание текста и
придаёт самому процессу обучения мучительный характер, вынуждая ребёнка
прибегать к механическому запоминанию текста, то есть всё к той же зубрёжке.

В структуре обучения не остаётся без внимания и такой важный
аспект, как актуализация прежних знаний: умение отличать изложения по типу
задания (подробное, краткое, сжатое); представление о типах текста и
функциональных стилях речи; умение определять основную тему текста и микротемы;
умелое использование приобретённых ранее грамматических навыков и т. д.

Систематическая, творческая, интересная работа по обучению
технологии написания изложения с использованием современных методик – путь к
формированию и развитию у школьника коммуникативных и речевых способностей и,
как следствие, к отличной оценке в школе.

Эта статья была опубликована в Образование и наука. Постоянная ссылка.
AdSense block #2

Comments are closed.