Облако тегов

Архивы


Новинки


Полезное

AdSense block #1

Какие бывают учебные тексты

Их существует совсем небольшое количество. Мы рассмотрим только главные их разновидности:

1) когда текст объясняет понятия, классификацию изучаемых объектов, терминов. Мы будем его называть текст-понятие, типа «П»;
2) если в нем указывается обоснование или доказательство какой-либо теоремы, гипотезы или теории, он называется текст-теория, типа «Т»;
3) если текст показывает предметы, явления или процессы, то он является текстом-описанием, типа «О»;
4) если он назначает порядок действий, чтобы добиться какого-то результата, это будет текст-метод, типа «М».
М рассмотрим их немного позднее, а сейчас мы поговорим о том, какую же автор получает пользу, оттого, что он будет подразделять тексты на определенные их типы.
Узнав, какой это тип текста, вы определите, для чего он нужен. От этого будет зависеть ваш подход к работе над ним.
Если текст нужно понимать не в форме полного потока слов, а как некую систему, которая делится на части, которые логически связаны между собой. Системный текст создает у читателя полную, а не мозаичную картину. Это очень необходимо для хорошей учебы. Когда имеется полная картина в вашем сознании, все ее части быстро находят свои места. Уяснив логику его создания, очень просто, если вы знаете к какому типу он относится, поскольку для любого текста имеется своя определенная структура. Есть возможность не согласиться с тем, что в отличной книге все разделы уже сгруппированы за счет разделения ее текста на параграфы, главы и так далее. Да, таким делением нужно обязательно пользоваться. Но, не часто учебные тексты сгруппированы в правильном порядке. Почти всегда читателю нужно самому его разбирать, в частности, внутри параграфа.
Все ваши мысли о типах текста и о его структуре дадут вам возможность уяснить и запомнить его, выделив в нем самое основное.
Если вы понимаете то, как устроены тексты определенных типов, то тогда вы сможете выполнить курсовую работу.
Поговорим немного о типах различных текстов.
Разговор про любой вид знаний, всегда начинается с терминов и понятий. И потому, тексты вида «П» являются основной обязательной частью учебников. Великий философ Пифагор говорил: «Сначала научитесь называть любую вещь свои именем: это самая первая и важная из всех наук».
Тексты вида «П» обычно начинаются с ввода понятий, а затем уже идут их определения. Например, на курсах теории вероятности сначала дают понятие «случайные явления», а уже потом и терминов, таких как «вероятность» и «частота».
Как только у вас появятся понятия и термины, будет возможным разделять предметы, явления или процессы, которые мы сейчас изучаем. Разделение нужно вести только по определенным признакам. К примеру, науки, по изучению, подразделяются на технические – связанные с производством, социальные – общество и человек и естественные – о природе.
Почти всегда одинаковые объекты подразделяют по разным признакам. В технических науках делят оборудования и процессы. Например, сушилки разделяют по способу подведения тепла к предмету (конвекционные, радиационные и так далее), по давлению в их камере (вакуумные или атмосферные) и по конструкции (туннельные, шахтные и другие).
В итоге работы с текстом вида «П» вы получили хорошую наглядность о смысле главных терминов и понятий, поскольку без них вы очень трудно будете продвигаться вперед.
А сейчас о их классификации. Здесь нужно не просто запомнить, какими для этого пользуются признаками, но и знать, какие виды их  классификация нужно использовать.
В учебниках тексты «Т» занимают очень большое место. Это – законы физики, химии, биологии, математики и других дисциплин, теория технических предметов и представление в социальных науках. Структура текстов «Т» образуются из таких элементов, как понимание значения этой теории для практики и науки, изложение фактов, объясняемых данной теорией.
К примеру, теория электролитической диссоциации С. Аррениуса необходима для того, чтобы объяснить ненормальное поведение оснований, солей и кислот;
— объяснение о том, как изменялся теоритический взгляд во время развивающейся теории, объединение всевозможных теорий;
— первоначальные допущения и положения, использующиеся при возникновении теории. Они образуют границы ее применения. К примеру, теория конструкции атома Н.Бора опиралась на два документа о рабочих состояниях электронов в атоме. Она верна для всех микрочастиц;
— логика и соединения математических знаний, приводят к появлению новых уравнений, положений и законов. Чтобы перейти из собственных случаев к обобщению, применяются различные методы дедукции и индукции;
— следствия, прогнозы, происходящие от этой теории и объединение их с фактами. Как из одного так и из второго законов термодинамики является недоступность вечного двигателя, которое хорошо сходится с реальностью.
Чаще тексты учебника типа «Т» имеют всего какую-то часть из данных элементов. Их объединенное положение бывает разным. Наиболее часто раздел начинают пересказывать в таком порядке: факты – начальные положения и допущения — вывод теории — его проверка и прогноз.
Тексты «О» уже имеют представление о различных предметах, явлениях и фактах. Правила, с помощью которых делается представление могут быть разными, но и в это же время в любом отличном тексте применяется только одно правило. Раздел может пересказываться в заданном порядке, например о строении веществ, начиная от древнего мира и заканчивая сегодняшним днем. При других обстоятельствах они делятся на группы, в зависимости от методов их получения. Кроме этого, есть еще одно правило – иерархическое – сначала текста предоставляется самая нужная информация. Причины, указываемые в тексте, распределяют в зависимости от силы их воздействия. Поначалу предоставляется лишь характеристика объекта, а уже потом его составляющие. Но может быть и наоборот – описание происходит от собственных случаев к выводу, или же из простого к сложному. Оно может выстраиваться на противоположных мнениях или фактах. Только этими видами формы создания текстов-описаний не ограничиваются. Замечательно, если логика создания описания хорошо сказана в тексте. А то читателю нужно будет самостоятельно разбирать его структуры или более того строить данную структуру. Тексты «М» имеют определенное описание, что и как нужно делать, чтобы достичь свою цель. К примеру, они рассказывают о методах контроля качества продукции, процессах производства, способах очистки, алгоритмах расчетов и так далее. Во время работы с данными текстами нужно хорошо усвоить главную идею метода, его особенности. Не следует тут же учить различные высказывания, когда они будут нужны, их можно найти в тексте. Конечно, когда вы очень часто пользуетесь этим методом, в этом случае вам необходимо все помнить и знать, а также уникальность метода и его детали. По опыту можно сказать, что только в уникальности обычно скрываются неудачи и секреты успеха.
В учебниках текст определенного типа может иметь свой параграф или главы. Но может быть и так, что различные типы текстов меняют себя внутри единственного материала. Наименьший объем, занимаемый текстом одного вида, называется абзац.
Чаще всего алгоритм текстов является следующим: «П» — «Т» — «Щ». В технической литературе обычно используется следующий вид: «П» — «Т» — «О» — «М». Итак, раздел «Прогрессирование металлов» в институтском учебнике имеет следующие параграфы: первый – в нем имеется ассортимент продукции;
второй – в нем раскрываются основы теории;
третий: в нем имеется описание использования определенного оборудования;
четвертый – изучает определенный процесс прессования.

Эта статья была опубликована в Образование и наука и помечена , , , . Постоянная ссылка.
AdSense block #2

Comments are closed.