Облако тегов

Архивы


Новинки


Полезное

AdSense block #1

Тренировка памяти

Совершенство памяти происходит в процессах тренировки. Как и всякий орган, без тренировки память атрофируется, т.е. она есть, но пользовать ей получается все меньше. Марк Квинтилиан —  оратор и теоретик Древнего Рима говорил вот такие слова: «Если спросят меня, есть ли лучшее лекарство для улучшения памяти, я отвечу, что нет ничего лучше, чем упражнение и труд. Много размышлять, много учить каждый день… Ничто так не укрепляется трудом и не слабеет от невнимания, как память».  Даже, вполне вероятно, следует их внимательно про себя перечесть несколько раз.
При этом следует обратить внимание, что знаменитейший оратор советует и много размышлять и много учить. Главнейшая и важнейшая часть интеллекта человека- это память. Она участвует  во всякого рода умственной деятельности человека. Поэтому при разговоре о памяти, не следует забывать и об интеллекте человека, о его личностных качествах.
Главнее стоит тренировать память смысловую, а не механическую. Для этого нужно запоминание смысла. Т.е. различных правил, теорем, аксиом, т.е. таких выводов, в которых шаг за шагом следуют дополнения и выводы.
Получается, что чем большими знаниями владеет человек, тем тренированнее у него память. Чем больше знаний, тем более качественные воспоминания, возникающие при ассоциативном мышлении. Это действие положительной обратной связи: знаний больше — память лучше, память лучше — проще усвоить вновь поступающие знания. Т.е., нужно только начать воспроизводить этот процесс и поддерживать его, и в результате запоминание будет происходить гораздо легче, чем ранее.
Изучение конкретных дисциплин дает студентам максимум возможностей для развития смысловой памяти. Есть тренировки и для механической памяти. Например, фамилии ученых и известных деятелей политики, искусства.  Также можно использовать для запоминания формулы, теоремы, константы. Названия химических веществ, труднопроизносимые и иностранные слова, грамматика и т.п.
Важно помнить важные для вас номера телефонов, адреса, маршруты городского транспорта, фамилии, имена, а если надо, то и отчества людей, с которыми вы, хотя бы иногда, общаетесь.
Очень полезно иногда освежать в памяти такие сведения, которые не нужны сегодня, но могут понадобится завтра с большим значением.
Для начала это тренирует память, а в дальнейшем способствует скорейшему воспроизведению нужных данных. И действительно, нам гораздо легче вспомнить то, что мы чаще вспоминаем .
Не зря в школьные программы входит изучение стихов на память, так как это очень хорошо тренирует память. Так же хорошо тренирует память, если учить наизусть прозу. Но студентам советую, совмещать полезное с необходимым, т.е. тренироваться на учебном материале.
Если же хочется потренировать память и одновременно отдохнуть от учебы, работы, можно воспользоваться упражнениями разного типа. Вспоминать имена на каждую букву алфавита, мужские, потом женские. В варианте, который сложнее этого упражнения вместо имен берут названия деревьев, растений и животных, фруктов и овощей, фильмов, музыкальных групп, фамилии – все, что желает вспомнить ваша фантазия. Если за 15–20 секунд слово не припомнилось, переходите к следующей букве.
Так как  важную роль в работе памяти играют образы и ассоциации, полезно и важно тренироваться в создании образов и связей по ассоциациям. Психологи рекомендуют для этого большое количество упражнений. Например, составить краткий очерк из 10-15 слов, а затем, пользуясь ими, написать краткую историю и зрительно представить ее себе.
Второе упражнение. Открыть любимую книгу, выписать несколько слов (10-15) и к каждому написать по ассоциации из  нескольких слов. Старайтесь, чтобы были среди них неожиданные, а не только очевидные ассоциации. Пример: к слову «маленький», кроме лежащего на поверхности «большой», еще «децл», «ребенок», «рабочий день».
При просмотре рекламы по телевизору, обязательно пытайтесь вызвать в памяти ассоциации, и обратите внимание, какие ассоциации использованы непосредственно в ней. Придумайте, как и что вы бы изменили в этом ролике. Во время чтения художественной литературы время от времени делайте паузу и пытайтесь представить описанную обстановку, внешний вид героев, продуктов, мебели и т.п. Попытайтесь представить себя в роли одного из героев. Каждый человек в праве придумать и воплотить в жизнь свою методику и уникальные упражнения для развития памяти по образам. Бытует мнение, что именно с таким развитием, прежде всего, связаны резервы в нашей памяти.
И в заключение можно сказать, что человек, обладающий хорошей памятью – это человек, научившийся думать над смыслом своего существования, а так же судить о жизни других людей.  Он обладает большими возможностями в нашей жизни, он более успешен в работе и в общении.

Эта статья была опубликована в Образование и наука и помечена , , , . Постоянная ссылка.
AdSense block #2

Comments are closed.