Облако тегов

Архивы


Новинки


Полезное

AdSense block #1

Извлечение из своей памяти необходимой информации

Память – это настолько сложный механизм, что порой сами себе удивляемся, насколько трудно (или удивительно легко) мы можем воспроизвести какой-то момент из жизни, какой- либо предмет. Об этом и пойдет речь. Как научится лучше запоминать и воспроизводить запомненное.
У каждого человека бывает такой момент, когда срочно нужно «найти» в своей памяти информацию, при этом этот процесс не должен затягиваться. Это занятие не простое, можно даже сказать — мучительное. Память очень сложный механизм, который практически всегда, без специальной подготовки, отказывается нам помочь.  
Степень легкости воспроизведения того участка в памяти, который нам понадобился, зависит от большого количества факторов. В первую очередь, в зависимости от того, как  этот материал запоминался. Многие слышали, что для того чтобы запомнить информацию, требуется ее классифицировать и обдумать, и только тогда она найдет свое место в памяти. Тогда создастся связь между имеющимися в памяти знаниями. И вот когда зацепок становиться довольно много, вспомнить материал становится гораздо проще.
Существуют шаблоны вопросов, к помощи которых следует обращаться для воспоминания какого то конкретного материала. Вот некоторые из них: «О чем мне напоминает эта ситуация?», «Относится ли данный материал к изучаемой дисциплине?», «Где я мог слышать об этом предмете?», «Обстоятельства, в которых происходило запоминание?», «Использовалась ли эта информация при непосредственной учебе, т.е. практические, лабораторные задачи?»
Самое первое воспоминание, возникшее во время напряжения памяти, следует подробно изучить, и сравнить с теми данными, которыми вы располагаете. Часто бывает, что первое воспоминание оказывается ложным, и тогда следует вспомнить «правило» при воспроизведении памяти: что воспоминание строится, а не всплывает. Как известно, память сложный и постоянно активный процесс.
Во время воспроизведения информации, человек использует ориентиры и ассоциации. Под ассоциацией подразумевают связь, возникшую между реальными ощущениями и переживаниями человека, а  также  увиденного в настоящем либо в прошлом.
В чем же проявляют себя ассоциации? Как вы думаете? Скорее всего, в том, что появление одного элемента в сознании влечет появление другого. Весь мир состоит из ассоциаций, потом что все всегда о чем-то, но напоминает. Существуют разные типы ассоциаций: смежность (например, порядковое перечисление…первый, второй, третий и у каждого в памяти возникнет «четвертый»). Существует сходность (например, при воспоминании одного анекдота, сразу же вспоминается другой, но на эту же тему).  Также существует различие или контраст. Например:  (черный – белый, толстый — худой, маленький — большой). Часто ассоциации возникают по принадлежности к единой группе (деньги- рубли)
Запоминание и воспроизведение — это процессы, в которых главную роль играют ассоциации. Они являются скрепляющими элементами, когда можно потянуть за один, и в памяти всплывет другой, более весомый.
Пример, когда пытаешься вспомнить песню, достаточно вспомнить несколько слов или звуков. Использование ассоциаций по образам особенно эффективно.
Осознанно можно управлять таким процессом в памяти как связь с ассоциациями. Думая об одном материале, в нашей памяти рождается другой, тем самым, способствуя развитию ассоциаций. Чем больше возникает ассоциаций связанных с каким-либо определенным предметом, тем быстрее будут протекать процессы  вспоминания. Ассоциации нуждаются в соединении, связях, потому как сами по себе они мало значимы.
Можно сказать еще об одном виде ассоциаций. Они никак не связываются с предметом запоминания. Имеется в виду обстоятельства извне, которые сопровождают работу над предметом. Этим может являться место, время дня, яркая деталь, погода  и т.п. Бывает, что достаточно вспомнить окружение, в котором запоминался предмет, и в памяти сразу возникнет полный его образ. Достижение канадских ученых — влияние запахов на запоминание слов. Для этого требуется, чтобы в процессе запоминания, т.е. обучения, и после, в процессе воспроизведения на испытуемого действовал один и тот же запах.
Любой человек пользуется различными ориентирами, благодаря которым, получается, найти в памяти необходимую информацию. Например, при воспоминании чьей-либо фамилии, при необходимости нужно пользоваться таким методом — при произношении букв по алфавиту, возникает образ, фамилия, отвечающего в памяти этой букве…и т.д. На какой-то букве нужная информация возникает в памяти.
Успех воспроизведения информации напрямую зависит и от эмоционального состояния. И вспоминать и запоминать помогают обычные чувства человека. Положительные качества гораздо более влияют на успех запоминания и воспроизведения, в отличие от отрицательных эмоций.
Психологи пришли к выводу, что еще более важным является то, в каком эмоциональном состоянии находился человек во время запоминания, ведь именно в таком же он должен находиться и во время воспроизведения. Это позволяет более успешно воспользоваться вашей памятью.

Эта статья была опубликована в Образование и наука и помечена , . Постоянная ссылка.
AdSense block #2

Comments are closed.