Облако тегов

Архивы


Новинки


Полезное

AdSense block #1

Про взаимопонимание. Между создателями курса и слушателями

В эти выходные листала замечательную книгу по дизайну учебных материалов, Instructional message design, изданной аж в 1978 году, но совершенно не потерявшей актуальность. Она ориентирована на тех, кто занимается графическим и визуальным оформлением учебных материалов. С самого начала книги разговор идет о том, что при дизайне учебного материала нужно основываться на принципах восприятия человеком информации. Обоснование того, почему стоит обращать внимание на особенности восприятия, простое:

  1. Чем лучше человек что-то воспринимает и ощущает, тем лучше он это запоминает. (а нам ведь очень важно, чтобы слушатель запомнил то, что было в курсе)
  2. Важно, чтобы не произошло восприятие ошибочное, когда в материалах говорится про одно, а слушатель, в силу особенностей восприятия и основных принципов этого процесса, воспримет все совсем иначе. 
  3. Там, где в процессе обучения нам нужно показать реальный мир с помощью картинки, фото или видео, важно, чтобы изображение отражало реальность, доступную для восприятия слушателем. 
В целом, получается, что при разработке курса мы обязательно и многократно должны подумать о том, как будет воспринято то, что в нем представлено. Разницу в восприятии мира можно очень легко понаблюдать на отзывах к фильмам. Вот пример: мне безумно понравился фильм «Король говорит!». Я была не просто довольна, я была в восторге, который меня не отпускал пару дней точно. Аналогичная реакция была у моего друга, с которым я фильм посмотрела первый раз. Мой второй друг сказал, что фильм хороший, но без восторга. Моя лучшая подруга назвала фильм глубоким, а еще двум знакомым фильм не понравился совсем (местами даже вызвал отвращение). Все восприняли фильм по-своему. 
1. Восприятие относительно. Любое событие, стимул из внешнего мира воспринимается в зависимости от условий на момент восприятия. Возможно, если бы я смотрела это фильм дома и с плохим переводом, то у меня никаких эмоций бы он не вызвал. При этом восприятие зависит и от нашего прошлого опыта, и от текущего состояния. 
2. Наше восприятие очень выборочно. Из всех звуков, слов, изображений и прочего мы выберем только несколько (потому что мозг — штука ограниченная). При этом выборка у каждого человека будет уникальная. 
3. Восприятие организовано. Все кучей мы воспринять не можем. У нас есть организация по цветам, по звукам, есть буквы, слога, слова и так далее. И чем лучше у нас организация той или иной информации, тем быстрее мы ее воспринимаем. И опять же — организация зависит от нашего прошлого и нашего опыта. 
4. Еще восприятие очень сильно зависит от наших ожиданий. Опять же про фильм: одному из друзей фильм посоветовала я, с восторгом в глазах и кучей позитивных слов. И он ожидал чего-то «Wow!», но «Wow!» в его понимании. И он был разочарован — «Wow!» не сошлись. 
Итак, наше восприятие относительно, выборочно и организовано, а еще зависит от множества факторов. То есть, чтобы оформить учебный материал так, чтобы он был воспринят нужным образом, нам нужно постараться. Мы работаем с большими целевыми аудиториями, там все разные и мы должны сделать две вещи: максимально учесть особенности каждого и помочь восприятию. 
Чтобы учесть особенности нужен анализ целевой аудитории. В очередной раз понимаю, что без него вообще никуда. Потому что он везде нужен — и для проектирования материала, и для его оформления, и для практики и для тестов и для всего-всего. 
Понимая с кем мы работаем мы можем и помочь восприятию: 
1. Сделать организацию информации в курсе и на каждом слайде максимально простой и понятно, чтобы быстро укладывалась в голове слушателя; 
2. Снабдить контент «якорями», которые свяжут восприятие нового со старым. Например, учить считать на яблоках. 
3. Максимально сократить количество информации и оставить только самое важное, потому что слушатель все равно не воспримет все. Очень хорошо использовать указатели, они упрощают процесс выделения главного из всей массы представленной информации. 
4. Какие-то сложные концепции стоит делить на небольшие части и представлять по частям. Причем я считаю, что лучше всего показывать сначала части, давать слушателю возможность их освоить и только потом собирать во что-то сложное, иначе человек может напугаться комплексности явления. 
И, конечно, очень важно помнить про то, что мы все воспринимаем по-своему, у каждого свои особенности. Учесть все невозможно, а потому стоит быть в нейтральной зоне, то есть подбирать такие изображения и иллюстрации, такие цвета и звуки, которые нравятся большинству. Тогда у вас меньше шансов, что ваш курс будет воспринят и воссторжено и в полном негативе. Есть ведь фильмы, которые нравятся всем 😉
4. 

Эта статья была опубликована в Образование и наука и помечена , , . Постоянная ссылка.
AdSense block #2

Comments are closed.