На главную страницу сайта Сервер Таврического Национального университета

Фаянсовые изображения египетских божеств

В фондах Крымского республиканского краеведческого музея хранится большое количество изделий из египетского фаянса. Это бусы, фигурки божеств и изображения человека, маски и лица, зооаморфные и растительные формы, имитации сосудов, апотропеи и символы. Значительное их число происходит из столицы позднескифского государства Неаполя Скифского. Встречаются отдельные фигурные формы, бусы среди находок из могильника Дружное, 1990-1991 гг. раскопок.

Есть большая группа довольно интересных вещей из коллекции ТУАК, но, к сожалению, история их поступления в коллекцию неизвестна. На них и стоит обратить внимание прежде всего потому, что в книгах Е.М. Алексеевой "Античные бусы Северного Причерноморья" [1, 2, 3], в которые включены коллекции 19 музеев бывшего СССР, многие из предметов нашего музея не находят аналогий, что позволяет сделать вывод об их уникальности.

Наибольший интерес представляют шесть из них: фаянсовые фигурки египетских божеств Сехмет (КП-803). Шу (КП-785), Анубиса (КП-772, 783), Гора (КП-796) и Тота (КП-799). Название "египетский фаянс" условно. У предметов этой группы нет глинистого черепка, определяющего категорию фаянса. Первоначально основой для глазуровки служил мягкий и устойчивый к высоким температурам минерал стеатит, являющийся твердой разновидностью талька. Вырезанное из стеатита изделие покрывалось глазурью. Первая глазурь еще не являлась стеклом. Это был так называемый шликер - толченая смесь силиката натрия, кальция и какого-нибудь красителя, разведенная в воде. Изделие покрывалось шликером перед обжигом. При обжиге смесь плавилась, превращалась в стекловидную массу и растекалась по поверхности. Со временем научились делать жидкую глазурь, являющуюся легкоплавким стеклом. Основу для глазуровки приготовляли и искусственно, используя для этого натрон - химическое соединение, встречающееся на дне озер, и кварц [1, с. 23].

В Северное Причерноморье изделия из египетского фаянса поступают в VI в. до н. э. После некоторого перерыва, вызванного прекращением производства фаянсов в Навкратисе, начиная с III в. до н. э., новые предметы, отличающиеся от ранних, вновь проникают в Северное Причерноморье, но еще в незначительном количестве. Особенно широко они распространяются здесь во второй половине I в. до н. э. - II в. н. э., но встречаются и позже. Некоторые формы доживают до IV в. н. э. Существенных различий между фаянсовыми предметами позднегреческой и римской эпох нет [1, с. 28]. В античную эпоху подвески из египетского фаянса использовались как украшения и в то же время как амулеты, обладающие магической силой.

В археологической коллекции музея хранится фаянсовая подвеска, изображающая богиню Сехмет (женщину с головой львицы), сидящую на ажурном кресле. Расположение рук и ног симметричное. В руках держала какой-то предмет, но он утрачен; нет и кистей рук. Сделана из плотной массы светло-серого цвета и имеет стекловидное бирюзовое покрытие. Сзади на шее петелька для подвешивания. Высота фигурки 6,1 см.

Сехмет ("могучая") - в египетской мифологии богиня войны и палящего солнца. Священное животное Сехмет - львица. Обладая магической силой, может убить человека, напустить на него болезнь. Вместе с тем, Сехмет - богиня-целительница, покровительница врачей [4, с. 75,82; 5, с. 22].

Не меньший интерес вызывает и фаянсовая подвеска, изображающая Шу - бога воздуха, разделяющего небо и землю. Представляет собой человека, стоящего на одном колене, с поднятыми руками, которыми поддерживает плоский круг - символ неба [5, с. 63]. Фигурка изготовлена из плотной мелкозернистой массы и имеет стекловидное покрытие голубого цвета. На спине, петелька для подвешивания. Высота 5,3 см. К сожалению, кисти рук отбиты.

Две фигурки Анубиса - египетского божества, покровителя умерших, хранителя некрополя и защитника Осириса в посвященных ему мистериях, изображающегося в виде человека с головой шакала или собаки, есть в фондах нашего музея [5, с. 23]. Они также не имеют аналогий в уже упомянутой книге Е.М. Алексеевой. Изображение Анубиса на одной из подвесок дано в анфас. Голова шакала выполнена реалистично, однако туловище, руки, держащие посох, довольно схематичны. Изделие изготовлено из плотной мелкозернистой массы голубого цвета и имеет сверху стекловидное покрытие, тоже голубое, но более густого оттенка. Высота 7,8 см. Моделирована с одной стороны, сзади - три поперечных отверстия для подвешивания, расположенные в области головы, середины туловища, ступней ног.

Другая фигурка Анубиса плоскостная, изображение дано в профиль Божество стоит и держит в руках посох. Подвеска изготовлена из серовато-зеленой египетской пасты, не имеет стекловидного покрытия. В области головы и ступней ног два отверстия для подвешивания. Оборотная сторона - гладкая. Высота подвески 4,9 см.

Аналогичны описанной по манере исполнения, материалу и технике две фигурки, изображающие богов Гора и Тота.

Гор - в египетской мифологии борющийся с силами мрака бог света воплощенный в соколе. Его символ - солнечный диск с распростертыми крыльями. На подвеске Гор изображен в виде человека с головой сокола, в руках держит посох [4, с. 84; 5, с. 20]. Высота фигурки 4,7 см.

Тот почитался у египтян как бог мудрости, счета и письма. Помимо этого, Тот выступает как защитник каждого покойного и проводник его в царство мертвых. Священное животное этого божества - павиан, священная птица - ибис [5, с. 20, 27]. На подвеске Тот изображен в виде человека с головой павиана, фаянс серо-зеленого цвета, без стекловидного покрытия, с остатками белой краски.

Подвески из египетского фаянса являются ценным археологическим источником для изучения религиозных верований, торговых и культурных связей населения Северного Причерноморья и других областей в античную эпоху. Эти предметы могут содержать важную информацию для археологов и исследователей истории Крыма.

Е.Е. Таратухина
младший научный сотрудник КРКМ


ЛИТЕРАТУРА
[1] Алексеева Е.М. Античные бусы Северного Причерноморья. САИ, ГI - 12. М., 1978.
[2] Алексеева Е.М. Античные бусы Северного Причерноморья. САИ, ГI - 12. М., 1980.
[3] Алексеева Е.М. Античные бусы Северного Причерноморья. САИ, ГI - 12. М., 1982.
[4] История Древнего Востока / Под ред. В. И. Кузищина - М., Высшая школа, 1979.
[5] Коростовцев М.А. Религия древнего Египта - М., Наука, 1976.

© 2003 Таврический Национальный Университет им. Вернадского. Предыдущая страница Информация о сайте