|
В фондах
Крымского республиканского краеведческого музея хранится большое количество
изделий из египетского фаянса. Это бусы, фигурки божеств и изображения человека,
маски и лица, зооаморфные и растительные формы, имитации сосудов, апотропеи
и символы. Значительное их число происходит из столицы позднескифского государства
Неаполя Скифского. Встречаются отдельные фигурные формы, бусы среди находок
из могильника Дружное, 1990-1991 гг. раскопок.
Есть большая группа
довольно интересных вещей из коллекции ТУАК, но, к сожалению, история их
поступления в коллекцию неизвестна. На них и стоит обратить внимание прежде
всего потому, что в книгах Е.М. Алексеевой "Античные бусы Северного Причерноморья"
[1, 2, 3], в которые включены коллекции 19 музеев бывшего СССР, многие из
предметов нашего музея не находят аналогий, что позволяет сделать вывод
об их уникальности.
Наибольший интерес представляют шесть из
них: фаянсовые фигурки египетских божеств Сехмет (КП-803). Шу (КП-785),
Анубиса (КП-772, 783), Гора (КП-796) и Тота (КП-799). Название "египетский
фаянс" условно. У предметов этой группы нет глинистого черепка, определяющего
категорию фаянса. Первоначально основой для глазуровки служил мягкий и устойчивый
к высоким температурам минерал стеатит, являющийся твердой разновидностью
талька. Вырезанное из стеатита изделие покрывалось глазурью. Первая глазурь
еще не являлась стеклом. Это был так называемый шликер - толченая смесь
силиката натрия, кальция и какого-нибудь красителя, разведенная в воде.
Изделие покрывалось шликером перед обжигом. При обжиге смесь плавилась,
превращалась в стекловидную массу и растекалась по поверхности. Со временем
научились делать жидкую глазурь, являющуюся легкоплавким стеклом. Основу
для глазуровки приготовляли и искусственно, используя для этого натрон -
химическое соединение, встречающееся на дне озер, и кварц [1, с. 23].
В Северное Причерноморье изделия из египетского
фаянса поступают в VI в. до н. э. После некоторого перерыва, вызванного
прекращением производства фаянсов в Навкратисе, начиная с III в. до н. э.,
новые предметы, отличающиеся от ранних, вновь проникают в Северное Причерноморье,
но еще в незначительном количестве. Особенно широко они распространяются
здесь во второй половине I в. до н. э. - II в. н. э., но встречаются и позже.
Некоторые формы доживают до IV в. н. э. Существенных различий между фаянсовыми
предметами позднегреческой и римской эпох нет [1, с. 28]. В античную эпоху
подвески из египетского фаянса использовались как украшения и в то же время
как амулеты, обладающие магической силой.
В археологической коллекции музея хранится
фаянсовая подвеска, изображающая богиню Сехмет (женщину с головой львицы),
сидящую на ажурном кресле. Расположение рук и ног симметричное. В руках
держала какой-то предмет, но он утрачен; нет и кистей рук. Сделана из плотной
массы светло-серого цвета и имеет стекловидное бирюзовое покрытие. Сзади
на шее петелька для подвешивания. Высота фигурки 6,1 см.
Сехмет ("могучая")
- в египетской мифологии богиня войны и палящего солнца. Священное животное
Сехмет - львица. Обладая магической силой, может убить человека, напустить
на него болезнь. Вместе с тем, Сехмет - богиня-целительница, покровительница
врачей [4, с. 75,82; 5, с. 22].
Не меньший интерес вызывает и фаянсовая
подвеска, изображающая Шу - бога воздуха, разделяющего небо и землю. Представляет
собой человека, стоящего на одном колене, с поднятыми руками, которыми поддерживает
плоский круг - символ неба [5, с. 63]. Фигурка изготовлена из плотной
мелкозернистой массы и имеет стекловидное покрытие голубого цвета. На спине,
петелька для подвешивания. Высота 5,3 см. К сожалению, кисти рук отбиты.
Две фигурки Анубиса
- египетского божества, покровителя умерших, хранителя некрополя и защитника
Осириса в посвященных ему мистериях, изображающегося в виде человека с головой
шакала или собаки, есть в фондах нашего музея [5, с. 23]. Они также не имеют
аналогий в уже упомянутой книге Е.М. Алексеевой. Изображение Анубиса
на одной из подвесок дано в анфас. Голова шакала выполнена реалистично,
однако туловище, руки, держащие посох, довольно схематичны. Изделие изготовлено
из плотной мелкозернистой массы голубого цвета и имеет сверху стекловидное
покрытие, тоже голубое, но более густого оттенка. Высота 7,8 см. Моделирована
с одной стороны, сзади - три поперечных отверстия для подвешивания, расположенные
в области головы, середины туловища, ступней ног.
Другая фигурка Анубиса плоскостная, изображение
дано в профиль Божество стоит и держит в руках посох. Подвеска изготовлена
из серовато-зеленой египетской пасты, не имеет стекловидного покрытия. В
области головы и ступней ног два отверстия для подвешивания. Оборотная сторона
- гладкая. Высота подвески 4,9 см.
Аналогичны описанной
по манере исполнения, материалу и технике две фигурки, изображающие богов
Гора и Тота.
Гор - в египетской мифологии борющийся
с силами мрака бог света воплощенный в соколе. Его символ - солнечный диск
с распростертыми крыльями. На подвеске Гор изображен в виде человека с головой
сокола, в руках держит посох [4, с. 84; 5, с. 20]. Высота
фигурки 4,7 см.
Тот почитался у египтян как бог мудрости,
счета и письма. Помимо этого, Тот выступает как защитник каждого покойного
и проводник его в царство мертвых. Священное животное этого божества - павиан,
священная птица - ибис [5, с. 20, 27]. На подвеске Тот изображен
в виде человека с головой павиана, фаянс серо-зеленого цвета, без стекловидного
покрытия, с остатками белой краски.
Подвески из египетского фаянса являются
ценным археологическим источником для изучения религиозных верований, торговых
и культурных связей населения Северного Причерноморья и других областей
в античную эпоху. Эти предметы могут содержать важную информацию для археологов
и исследователей истории Крыма.
Е.Е. Таратухина
младший научный сотрудник КРКМ
ЛИТЕРАТУРА
[1] Алексеева Е.М. Античные бусы Северного Причерноморья. САИ, ГI - 12.
М., 1978.
[2] Алексеева Е.М. Античные бусы Северного Причерноморья. САИ, ГI - 12.
М., 1980.
[3] Алексеева Е.М. Античные бусы Северного Причерноморья. САИ, ГI - 12.
М., 1982.
[4] История Древнего Востока / Под ред. В. И. Кузищина - М., Высшая школа,
1979.
[5] Коростовцев М.А. Религия древнего Египта - М., Наука, 1976.
|