|
Краткая справка
Самоназвание: карай (керай) - ед. число; карайлар, караит -
множественное число.
Термин употребляется в этническом и религиозном значении.
Составная часть этнонима "кара" входит в название многих тюркских
племен (карачаи, каракалпаки и др.). Религиозный термин "караим" - с
арамейского - "чтец", "читающие", "знатоки" Священного писания.
Существуют различные взгляды на
этногенез
караимов.
Одно из устоявшихся утверждений, что "караи" ветви древних караитов,
входящих в гуннский и хазарский племенные союзы, ассемблировавшихся
в Крыму сармато-алан, и частично готов. В их состав входили и представители
более поздних тюркских племен, например половцев.
По самосознанию караи - коренные жители края, они сознают
собственную этническую индивидуальность и родство с другими
тюркскими народами.
Другая версия берет начало из религиозного толкования термина
"караим", связывая его с возникшим в XVIII в. в Месопотамии
религиозно-богословским течением. Однако процесс этногенеза
достаточно сложен, и вопрос происхождения, нуждается в дальнейшем
исследовании.
Караимский язык относится к кыпчакской группе тюркских языков,
как близкие крымскотатарский, кумыкский, карачаево-балкарский, язык
ногайцев и каракалпакский. Язык представлен крымским, тракайским и
галицко-луцким диалектом. Большую ценность для языковедов
представляют архаизмы.
Религия - монотеистическая со своими догматами, духовной
иерархией, традициями. Восходит к первым векам н.э. Важную роль в
становлении вероучения и объединении верующих в прошлом сыграл
Анан бен Давид, Расцвет караизма пришелся на VIII - XII вв. Караизм
исповедовали иранцы, арабы, евреи, греки из общин на территории
нынешних Ирана, Ирака, Сирии, Египта, Израиля, Турции. Издавно
учение попало в Крым. В России, включая Крым, учение исповедовали
крымские караимы. В основе учения лежит Ветхий Завет в изначальной
чистоте и с главными принципами - любви к Богу и ближнему. Карай
свято чтят 10 заповедей.
Караимские храмы - кенаса.
Духовный и светский глава караимов - Гахам, и священники - газзаны
- выбирались.
Во избежание искажения слов Божьих изучали священный язык
Ветхого Завета. Основу литургии составляют псалмы Давида. Крымские
караимы не вели миссионерской деятельности.
Кроме Крыма местами компактного расселения караев издавна были
Запад Украины (Луцк, Галич) и Литва. В Крыму караи жили в горах и
предгорьях, в округе крепостей Кырк-Йер (Чуфт-Кале, Чуфут-Кале) и
Мангуп-Кале, в районах Бахчисарая, у Солхата (Старый Крым)., Гезлев
(Евпатория). В наше время большинство караев живут в Украине, Крыму.
Есть общины в Киеве, Харькове, Одессе.
Численность - в Крыму в 1800 г. было 4 тыс. караев, к 1914 г. их
количество возросло до 8 тыс. человек, а в России в целом приблизилось
к 14 тыс. человек. В Советском Союзе по переписям 1979 и 1989 гг. - 3
341 и 2 803 соответственно, в т.ч. в Крыму 1 200 и 898 человек. Сейчас в
Крыму осталось около 800 караев.
Традиционными занятиями были: садоводство, виноградарство,
скотоводство, военное дело, извоз, ремесла, мелкая торговля.
Традиционные занятия были отражены и в фамилиях караев. Это - чабан,
охотник, садовод, обрезчик деревьев, пчеловод, молочник, бузник,
пекарь, сыровар, кашевар, чеканщик монет, кочевник, вышивальщица по
коже, бондарь, дровосек, глашатай и др. Особое пристрастие испытывали
к лошадям. Большой известностью пользовались конники Бахчисарая.
В период Крымского ханства караимы сохраняли самоуправление.
Крымские ханы проводили в отношении караимов политику
веротерпимости, однако в целом много зависело от представителей
чиновников. В крепости Чуфут-Кале чеканили монету (1458-1551 гг.).
В конце XVIII в. после присоединения Крыма к России, Екатерина II
издает Указ "Караимов в Таврической губернии освободить от платежа
двойных податей взыскиваемых с еврейских купцов".
Руководству общин потребовалось духовное, историческое и
документальное обоснование, социально-экономического и религиозного
статуса. На зов времени откликнулся самобытный, талантливый человек,
караим - Авраам Самуилович Фиркович. После его смерти Россия стала
обладательницей уникального собрания рукописей, насчитывающего
около 15-16 тыс. экземпляров, и охватывающих период с Х по XVIII вв.
В середине Х1Хв. центр духовной жизни переместился в Евпаторию.
Жизнь в Кырк-Ере (Чуфут-Кале) не угасала. Караимы активно
участвовали в общественной жизни края. В 1918 г. в Крыму было 9
общин, 11 кенаса и 13 учебных заведений. В России было 40 общин и 20
действующих храмов. Национальные мероприятия проводились в Кырк-
Ере (Чуфут-Кале) до 1920г.
В первые годы Советской власти в Крыму еще действовали
караимские клубы и школы, но к началу 1940-х гг. национальные
организации ликвидировались. Последний храм в Крыму закрыт в 1959 г.
Здание кенаса сохранились в Симферополе,
Бахчисарае. Ныне идет процесс восстановления разрушенных храмов, забытых
традиций истории. В 1993 г., в мае в Кырк-Ере (Чуфут-Кале) отмечали
120-летие со дня рождения последнего выборного главы караимов профессора
Ходжи-Серая Хан Шапшала. Сейчас активно действует
Ассоциация крымских караимов "Крымкарайлар".
Экспозиция
В экспозиционном комплексе представлено сочетание предметов,
отражающих материальную и духовную культуру крымских караимов
(караев). В центральной части экспозиции находятся алтарная занавесь и
фрагмент Торы - пергаментный свиток XVIII в. из караимской кенасы
(храма) в Чуфут-Кале. Караимские храмы были ориентированы алтарем на
юг. В северной части здания находился зарешеченный балкон для
женщин с отдельным входом.
Ниже расположены две бархатные
сумочки для молитвенника, изготовленные с использованием золоченой нити,
ручного шитья. Внизу на постаменте представлены два уникальных караимских
молитвенника. Один из них выпущен в Вильне в 1892 г. Специальное издание
купца Якова Шишмана, на обертке указано, что книга была передана в дар
караимской кенасе от издателя. Своеобразным отражением материальной
культуры караимов является представленный комплекс медной посуды.
|