Главная страница сайта Сервер Таврического Национального университета

Русские


Предметы сельского быта, 36к, фото: С. Гамаюнов Русские национальные костюмы, 36к, фото: С. Гамаюнов
Стенды выставки


© 1999 Таврический Национальный Университет им. Вернадского. Предыдущая страница Информация о сайте


Краткая справка



Эпизодическое пребывание представителей русского этноса на территории Крыма в различные исторические промежутки прослеживается в арабских и византийских летописных источниках, начиная с VIII - IX вв. Но формирование русского населения Крыма ведет отсчет с конца XVIII в. Этот процесс продолжался на протяжении двух столетий и отличался неоднократными миграционными потоками представителей различного звания и состояния из разных регионов, входящих в состав Российской империи, РСФСР, Российской Федерации.

По архивным документам в 1784 году было уволено в отставку более 500 человек нижних чинов различных полков и корпусов русской армии и направлено для поселения в Крыму. По имеющимся спискам почти все солдаты были родом из российских наместничеств (Пензенского, Ярославского, Нижегородского, Владимирского, Орловского, Чигиринского уездов). Женатым солдатам были привезены семьи, а холостым - "выписаны девушки и вдовы" из различных губерний. В списках поселянок на 1786 год числились крестьянки Тамбовского, Орловского, Воронежского, Тульского, Рязанского, Курского, Смоленского и др. наместничеств. Часть из них были выданы замуж за русских солдат, некоторые поселились "на холостом положении".

В результате переселения отставных солдат и прибытия нескольких партий женщин положено начало русским селениям в Крыму: в Симферопольском уезде - слободам Подгородней и Петровской, Санкт- Петербургским мазанкам (ныне с. Мазанка), Зуе, Курцам; в Феодосийском уезде - Изюмской слободе и Петровской. Отставные матросы и донские казаки обжили опустевшие (после вывода из Крыма христианского населения, 1778-79 гг.) деревушки Салы (ныне с. Грушевка, Судакского горсовета), Мангуши (с. Прохладное, Бахчисарайского р-на). Кроме того, русские поселенцы формировались небольшими группами в крымскотатарских деревнях и имениях русских помещиков.

В конце XVIII - начале ХIХ вв. в степном Крыму появляются поселения раскольников (одно из них с. Курортное, Ленинского р-на - бывш. Мама Русская - существует и в настоящее время). Помимо этой категории поселенцев, в нач. - сер. XIX в., государственными крестьянами из российских губерний были заселены территории Перекопского, Евпаторийского, Феодосийского уездов, Керчь- Еникальского градоначальства. В крымские имения переводят своих крепостных из южных и центральных губерний русские помещики.

Во второй половине XIX в. на территории Крымского полуострова получили земли отставные солдаты (по окончании крымской войны) и освободившиеся от крепостной зависимости крестьяне. Возникло множество поселений, основанных совместно русскими и украинскими крестьянами (Марфовка, Марьевка. Митрофановка - на Керченском п-ве; Ново-Ивановка, Ново-Покровка. Ново-Васильевка в Перекопском уезде и др.).

По данным Всероссийской переписи населения (1897 г.) русских в Крыму проживало 181 тыс. человек, или 45,3% от общей численности населения Крыма. Преобладающим русское население было в Керчь- Еникальском градоначальстве (более 60%); в Симферопольском уезде русские составляли более 30%; в Перекопском и Евпаторийском - более 20%; в Ялтинском - 27%.

На этапе переселения представители русского крестьянства отражали особенности жизненного уклада того региона, откуда они прибывали. Сохраняя язык, веру, этническое самосознание, отдельные особенности традиционной культуры, русские жители многое усваивали на новом месте, оказавшись в культурном взаимодействии с иноэтничным окружением. В то же время, будучи издревле земледельцами-пахарями, они распространяли среди местного населения традиционные для них сельскохозяйственные навыки и приемы, и, естественно, участвовали в формировании местной (крымской) бытовой культуры.

Помимо хлебопашества, русские крестьяне занимались в Крыму табаководством, виноградарством, садоводством, льноводством (в местах произрастания соответствующих культур), а также огородничеством и полеводством. Преимущественно подсобный, тесно связанный с земледелием, характер носило животноводство (разведение крупного рогатого скота, лошадей, овец, коз, свиней, птицы).

Немалую роль в жизни русского населения (как и всех восточных славян) в XIX - начале ХХ вв. играли промыслы и ремесла. Во многих селах Симферопольского и Феодосийского уездов занимались рубкой дров, ломкой камня, извозом, выжиганием древесного угля. Деревообрабатывающий промысел был развит как в качестве основного занятия, так и приработка (из древесины делали возы, лавки, полки для мисок, ведра, бочки, сундуки, корыта, ложки, коромысла и пр.).

Существовали русские артельные объединения по изготовлению черепицы. Повсеместно в Крыму имелись русские мастера кузнечного, колесного дела, изготавливающие орудия труда и транспортные средства. Шорники обеспечивали односельчан конской сбруей и кожаными лаптями (постолами).

Приток в Крым русского населения наблюдался и на протяжении всего XX столетия. В 1902-1903 гг. наблюдалась новая волна эмиграции крымских татар, что повлекло переселение крестьян из густозаселенных российских губерний и уездов материковой Тавриды.

В 20-30-е гг. в Крыму возникло ряд сел, основанных рабочими пригородных слободок. Примером является село Новоандреевка, получившее начало в 1927г. с прибывшими рабочими Инкерманского карьероуправления и каменщиками поселка Ана-Эли (под Симферополем). Начиная с осени 1944 г. русские (параллельно с украинцами и белорусами) прибывали в Крым на восстановление разрушенного войной хозяйства. Переселение шло из Московской обл. (в Балаклавский р-н); Пензенской (в Куйбышевский и Бахчисарайский р-ны); Ставрополя (в Нижнегорский); Владимирской (в Старокрымский); Курской (в Нижнегорский и Красногвардейский); Воронежской (в Кировский и Нижнегорский) и т.д. Жители России (как Украины и Белоруссии) были вызваны в Крым также правительственными "Планами по вселению и переселению населения в колхозы Крымской области" (1950 г.). Прибытие шло (порой "добровольно-принудительно") почти со всех областей Российской Федерации - на жительство в переселенческих селах (зачастую совместно с прибывшими украинскими и белорусскими переселенцами). По переписи 1989 г. в Крыму проживало русских 1.688.200 человек, что составляло 68,7% от численности всего населения Крыма. В настоящее время численность несколько сократилась, изменилось и процентное соотношение, в связи с возвращением депортированного крымского населения.



Экспозиция



В экспозиционном комплексе представлены экспонаты, раскрывающие тему семейных обрядов, связанных с рождением ребенка и приемом его в семью и общину, исполнявшихся в Крыму в XIX - начале XX века.

Если в семье рождалась девочка, то ее заворачивали в юбку матери; мальчика укутывали в рубаху отца. В крестьянских семьях роды обычно принимала повитуха, она перерезала пуповину девочке на веретене или прялке, а мальчику - на топоре или книге (в знак того, чтобы новорожденная или новорожденный были хозяйственными и грамотными). Младенца помещали в люльку (зыбку), висевшую обычно над полатями (настилом из досок) у печи.

Повитуха, приняв ребенка, брала коромысло и бежала за водой ("по воду"), чтобы новорожденный быстрее начал ходить.

Когда таинственная процедура родов заканчивалась, шло оповещение окружающих о появлении нового человека. Выставляли шест с рубахой роженицы и распахивали окна. Это служило сигналом для соседок - наведать роженицу. "Наведы" предполагали нести угощение. В доме накрывался стол, роженицу поили чаем, а отцу давали "пересол" - большую ложку пересоленной каши (в знак очищения и причастности к страданиям жены).

Повитухе роженица дарила платок в знак благодарности.

© 1999 Таврический Национальный Университет им. Вернадского. Предыдущая страница Информация о сайте