На главную страницу сайта Сервер Таврического Национального университета

Белорусы


Предметы сельского быта, 36к, фото: С. Гамаюнов
Стенды выставки


© 1999 Таврический Национальный Университет им. Вернадского. Предыдущая страница Информация о сайте


Краткая справка



История появления белорусов на территории Крыма начинается с конца XVIII в. После присоединения Крыма к России в числе первых восточнославянских поселенцев были "частию белорусы", как свидетельствует епископ Гермоген в "Таврической епархии...". Отдельные белорусские поселения этого периода выделить очень сложно, так как по спискам поселян они проходили как "русские". Есть архивные данные 1788 г. о переводе крепостных крестьян Могилевского наместничества в деревню Азамат Феодосийского уезда (ныне с. Васильевка, Белогорского района). К этому же периоду относятся скудные сведения о поселении в Крыму белорусских "панцирных бояр", проживавших еще со времен существования польско-литовского государства Речи Посполитой на землях Витебской губернии. Это были вольные военные люди, приравненные в правах к "малорусскому" казачеству и рассредоточившиеся на свободных землях Таврической губернии (на основании правительственных указов 1786-88 гг.).

По сообщению А. Скальковского, белорусским безземельным крестьянам (200 семьям) были дарованы земли в степных уездах Крыма, на основании правительственного указа от 1811 года. На протяжении XIX столетия в Крыму появились белорусские переселенцы из числа отпущенных на волю крестьян после отмены крепостного права, а также отставные солдаты, оставшиеся по окончании Крымской войны.

По переписи 1897 г. в графе "белорусы" числилось 2058 человек, что составляло 0,4% от общего населения Крыма (реально количество этнических белорусов было больше, что объясняется причислением их к "русским", как впрочем, и в последующих переписях 1921, 1926 гг.).

В первой половине XX века число белорусских жителей на Крымском полуострове увеличилось за счет переселенцев 20-30-х гг., и последующих. В 20-е годы это были сельскохозяйственные общины и артели Минской, Гомельской, Витебской губерний; позднее - прибывшие по программе переселения почти изо всех областей Белоруссии.

Перепись 1989 г. дает нам цифру 50 054 белоруса, проживающих в Крыму, что составляло около 2% всего населения полуострова. Очевидно, что основная масса крымского белорусского населения сформировалась за счет переселенцев 50-х годов (для сравнения, по состоянию на 1939 г. в Крыму проживало 4 900 белорусов, или 0,55%) Местами компактного проживания последних можно назвать ряд сел Симферопольского (с. Широкое), Красногвардейского (с. Марьяновка), Красноперекопского (с. Ишунь, Воинка) районов, Ялтинского горсовета. Отдельные семьи проживают почти во всех районах и городах Крыма.



Экспозиция



В экспозиционном комплексе представлен обряд, известный у белорусов под названием "женитьба камина". "Камином" белорусы называли печь, а также различные приспособления для освещения - "лушник", "каганец". В потолке жилища просверливали небольшое отверстие, куда вставляли специально выдолбленный древесный ствол, более тонкий конец которого выступал над крышей, как печная труба. К нижнему концу прикрепляли решетку, где жгли лучину. Обычно 1-го сентября "камин" (т.е. ту часть дымохода, которая выступала над крышей) белили и украшали зеленью и полотенцами. Бросая в огонь камина маленькие кусочки жира и масла, приговаривали, что это - угощение камину.

Обряд "женитьба камина" был первоначально приурочен к встрече Нового года, который все восточные славяне до реформ Петра I встречали 1-го сентября. Позднее обрядность сохранилась не за событием (встречей Нового года), а за датой. Большую роль в развитии и распространении этого обряда играли цеховые объединения. Этнографы, наблюдавшие его исполнение (в XIX в.), отмечали, что в основе этого обряда лежит психологический момент, а именно - придать бодрость рабочим и слугам для работы при искусственном освещении (П.В.Шейн, 1889 г.).

Для экспозиционного показа использованы экспонаты, собранные сотрудниками музея в процессе экспедиционных исследований, а также переданные в дар крымским белорусским культурно-просветительским обществом и жителями с.Широкое, Красногвардейского района.

© 1999 Таврический Национальный Университет им. Вернадского. Предыдущая страница Информация о сайте