| 
         
          
 Краткая справка  
             
          
  
            История появления   
белорусов 
          на территории Крыма начинается с конца XVIII в. После присоединения 
          Крыма к России в числе первых восточнославянских поселенцев были "частию 
          белорусы", как свидетельствует епископ Гермоген в "Таврической епархии...". 
          Отдельные белорусские поселения этого периода выделить очень сложно, 
          так как по спискам поселян они проходили как "русские". Есть архивные 
          данные 1788 г. о переводе крепостных крестьян Могилевского наместничества 
          в деревню Азамат Феодосийского уезда (ныне с. Васильевка, Белогорского 
          района). К этому же периоду относятся скудные сведения о поселении в 
          Крыму белорусских "панцирных бояр", проживавших еще со времен существования 
          польско-литовского государства Речи Посполитой на землях Витебской губернии. 
          Это были вольные военные люди, приравненные в правах к "малорусскому" 
          казачеству и рассредоточившиеся на свободных землях Таврической губернии 
          (на основании правительственных указов 1786-88 гг.).  
          
  
По сообщению А. Скальковского, белорусским безземельным 
крестьянам (200 семьям) были дарованы земли в степных уездах Крыма, 
на основании правительственного указа от 1811 года. На протяжении XIX 
столетия в Крыму появились белорусские переселенцы из числа 
отпущенных на волю крестьян после отмены крепостного права, а также 
отставные солдаты, оставшиеся по окончании Крымской войны.
 
  
По переписи 1897 г. в графе "белорусы" числилось 2058 человек, что 
составляло 0,4% от общего населения Крыма (реально количество 
этнических белорусов было больше, что объясняется причислением их к 
"русским", как впрочем, и в последующих переписях 1921, 1926 гг.).
 
  
В первой половине XX века число белорусских жителей на Крымском 
полуострове увеличилось за счет переселенцев 20-30-х гг., и 
последующих. В 20-е годы это были сельскохозяйственные общины и 
артели Минской, Гомельской, Витебской губерний; позднее - прибывшие 
по программе переселения почти изо всех областей Белоруссии.
  
            Перепись 1989 г. дает нам цифру 
          50 054 белоруса, проживающих в Крыму, что составляло около 2% всего 
          населения полуострова. Очевидно, что основная масса крымского белорусского 
          населения сформировалась за счет переселенцев 50-х годов (для сравнения, 
          по состоянию на 1939 г. в Крыму проживало 4 900 белорусов, или 0,55%) 
          Местами компактного проживания последних можно назвать ряд сел Симферопольского 
          (с. Широкое), Красногвардейского (с. Марьяновка), Красноперекопского 
          (с. Ишунь, Воинка) районов, Ялтинского горсовета. Отдельные семьи проживают 
          почти во всех районах и городах Крыма.  
           
           
           
           
 Экспозиция 
             
          
 
  
В экспозиционном комплексе представлен обряд, известный у 
белорусов под названием "женитьба камина". "Камином" белорусы 
называли печь, а также различные приспособления для освещения - 
"лушник", "каганец". В потолке жилища просверливали небольшое 
отверстие, куда вставляли специально выдолбленный древесный ствол, 
более тонкий конец которого выступал над крышей, как печная труба. К 
нижнему концу прикрепляли решетку, где жгли лучину.
Обычно 1-го сентября "камин" (т.е. ту часть дымохода, которая 
выступала над крышей) белили и украшали зеленью и полотенцами. 
Бросая в огонь камина маленькие кусочки жира и масла, приговаривали, 
что это - угощение камину.
 
  
Обряд "женитьба камина" был первоначально приурочен к встрече 
Нового года, который все восточные славяне до реформ Петра I 
встречали 1-го сентября. Позднее обрядность сохранилась не за 
событием (встречей Нового года), а за датой. Большую роль в развитии и 
распространении этого обряда играли цеховые объединения. Этнографы, 
наблюдавшие его исполнение (в XIX в.), отмечали, что в основе этого 
обряда лежит психологический момент, а именно - придать бодрость 
рабочим и слугам для работы при искусственном освещении (П.В.Шейн, 
1889 г.).
 
  
Для экспозиционного показа использованы экспонаты, собранные 
сотрудниками музея в процессе экспедиционных исследований, а также 
переданные в дар крымским белорусским культурно-просветительским 
обществом и жителями с.Широкое, Красногвардейского района.
  
           |