|
Краткая справка
История появления
белорусов
на территории Крыма начинается с конца XVIII в. После присоединения
Крыма к России в числе первых восточнославянских поселенцев были "частию
белорусы", как свидетельствует епископ Гермоген в "Таврической епархии...".
Отдельные белорусские поселения этого периода выделить очень сложно,
так как по спискам поселян они проходили как "русские". Есть архивные
данные 1788 г. о переводе крепостных крестьян Могилевского наместничества
в деревню Азамат Феодосийского уезда (ныне с. Васильевка, Белогорского
района). К этому же периоду относятся скудные сведения о поселении в
Крыму белорусских "панцирных бояр", проживавших еще со времен существования
польско-литовского государства Речи Посполитой на землях Витебской губернии.
Это были вольные военные люди, приравненные в правах к "малорусскому"
казачеству и рассредоточившиеся на свободных землях Таврической губернии
(на основании правительственных указов 1786-88 гг.).
По сообщению А. Скальковского, белорусским безземельным
крестьянам (200 семьям) были дарованы земли в степных уездах Крыма,
на основании правительственного указа от 1811 года. На протяжении XIX
столетия в Крыму появились белорусские переселенцы из числа
отпущенных на волю крестьян после отмены крепостного права, а также
отставные солдаты, оставшиеся по окончании Крымской войны.
По переписи 1897 г. в графе "белорусы" числилось 2058 человек, что
составляло 0,4% от общего населения Крыма (реально количество
этнических белорусов было больше, что объясняется причислением их к
"русским", как впрочем, и в последующих переписях 1921, 1926 гг.).
В первой половине XX века число белорусских жителей на Крымском
полуострове увеличилось за счет переселенцев 20-30-х гг., и
последующих. В 20-е годы это были сельскохозяйственные общины и
артели Минской, Гомельской, Витебской губерний; позднее - прибывшие
по программе переселения почти изо всех областей Белоруссии.
Перепись 1989 г. дает нам цифру
50 054 белоруса, проживающих в Крыму, что составляло около 2% всего
населения полуострова. Очевидно, что основная масса крымского белорусского
населения сформировалась за счет переселенцев 50-х годов (для сравнения,
по состоянию на 1939 г. в Крыму проживало 4 900 белорусов, или 0,55%)
Местами компактного проживания последних можно назвать ряд сел Симферопольского
(с. Широкое), Красногвардейского (с. Марьяновка), Красноперекопского
(с. Ишунь, Воинка) районов, Ялтинского горсовета. Отдельные семьи проживают
почти во всех районах и городах Крыма.
Экспозиция
В экспозиционном комплексе представлен обряд, известный у
белорусов под названием "женитьба камина". "Камином" белорусы
называли печь, а также различные приспособления для освещения -
"лушник", "каганец". В потолке жилища просверливали небольшое
отверстие, куда вставляли специально выдолбленный древесный ствол,
более тонкий конец которого выступал над крышей, как печная труба. К
нижнему концу прикрепляли решетку, где жгли лучину.
Обычно 1-го сентября "камин" (т.е. ту часть дымохода, которая
выступала над крышей) белили и украшали зеленью и полотенцами.
Бросая в огонь камина маленькие кусочки жира и масла, приговаривали,
что это - угощение камину.
Обряд "женитьба камина" был первоначально приурочен к встрече
Нового года, который все восточные славяне до реформ Петра I
встречали 1-го сентября. Позднее обрядность сохранилась не за
событием (встречей Нового года), а за датой. Большую роль в развитии и
распространении этого обряда играли цеховые объединения. Этнографы,
наблюдавшие его исполнение (в XIX в.), отмечали, что в основе этого
обряда лежит психологический момент, а именно - придать бодрость
рабочим и слугам для работы при искусственном освещении (П.В.Шейн,
1889 г.).
Для экспозиционного показа использованы экспонаты, собранные
сотрудниками музея в процессе экспедиционных исследований, а также
переданные в дар крымским белорусским культурно-просветительским
обществом и жителями с.Широкое, Красногвардейского района.
|