|
|||||
|
Стенды выставки
|
||||
|
|||||
|
Краткая справкаСвязи украинцев с территорией Крыма насчитывают длительную историю. Однако развитие материальной и духовной культуры украинцев Крыма во многом определяется особенностями формирования всего восточнославянского населения региона. На протяжении последних двух столетий на Крымский полуостров прибывали представители восточнославянских этносов из разных губерний (областей), входящих в настоящее время в состав Российской Федерации, Украины и Беларуси. Условная периодизация этого процесса предполагает выделение определенных исторических промежутков, связанных с прибытием украинцев на территорию Крыма. По своему составу это были выходцы из различных этнографических зон, в числе которых выделялись:
Хозяйственная и промысловая деятельность украинского населения в основном зависела от типа местности, куда шло прибытие. В степном Крыму украинцы занимались хлебопашеством, местами скотоводством; в Перекопском уезде - выволочкой соли и извозом; в предгорье - табаководством, садоводством; в Симферопольском уезде - рубкой леса и выжиганием древесного угля. На побережье прибыльным был рыболовный промысел. В местах, где занимались разведением овец, практиковали изготовление ковров (килимов) и войлоков (шерсть шла также на изготовление одежды). Женщины занимались прядением и ткачеством, особое место в рукоделии занимала вышивка сорочек, рушников. Среди промыслов по обработке животных продуктов выделялись скорняжный (выделка шкур), кожевенный, шорный (изготовление сбруи, ремней), сапожный. Гончарство и кирпичный промысел развивались в местах залежей глины. По Крыму славились изделия гончаров деревни Саблы (ныне с. Партизанское, Симферопольского района), секреты мастерства которых прибыли с переселенцами начала XIX в. из Киевщины. Прибытие украинцев из различных губерний (областей) продолжалось и на протяжении XX века. В 20 - 30-е гг. причиной переселения были голод, нестабильность политической и экономической жизни и, как следствие, ухудшение жизненных условий. С 1897 по 1922 гг. численность украинцев в Крыму увеличилась на 14,5 тыс. и составляла 79,2 тыс. человек, или 13,1% от общей численности населения Крыма. Однако к 1923 г число украинских жителей (особенно сельских) сократилась до 61,2 тыс. человек (в связи с голодом и гражданской войной); к 1933 г. украинское население опять достигло увеличения и составило 95 тыс. человек, в основном за счет механического прироста. Начиная с осени 1944 г., украинцы (параллельно с русскими и белорусами) прибывали в Крым на восстановление разрушенного войной хозяйства. Расселение происходило в Судакском, Алуштинском, Ялтинском, Балаклавском, Старо-Крымском, Белогорском, Куйбышевском, Бахчисарайском районах. К 50 - м гг. XX в. относится еще одна волна прибытия украинцев в Крым, связанная с правительственными "Планами по вселению и перемещению населения в колхозы Крымской области". По архивным данным в 1950 - 54 гг. жители сел Винницкой области были направлены в Евпаторийский, Раздольненский, Красноперекопский, Симферопольский р-ны; Сумской - в Первомайский и Симферопольский р-н; из Черниговской - в Октябрьский и Черноморский и т.д. После изменения статуса Республики Крым и перехода ее в подчинение Украине (1954 г.), в Крым стали прибывать новоселы из западных украинских областей: Львовской, Ивано-Франковской, Ровенской, Тернопольской, Волынской и др. По переписи 1989 г. в Крыму проживало 625,9 тыс. украинцев, или 21,6% от общей численности Крыма. ЭкспозицияВ экспозиционном комплексе "Щедрий вечiр" показан один из святочных праздников - встреча Нового года, который связывал цепочку христианских торжеств, посвященных Рождеству Христову и Крещению. Под Новый год готовили "щедру кутю" - накрывали стол из всевозможных яств, а в красном углу (на покутті) ставили на возвышение (на стол, сундук) горшок с кутьей (пшеничной кашей), заправленной медом, молоком или смальцем. Садясь за семейный стол ("до вечерi"), каждый надевал свой лучший наряд. Перед началом трапезы хозяйка просила всех выйти из хаты, а возле хозяина ставила сноп (или множество пирогов, покрытых рушником), чтобы его не было видно. После этого всех приглашали "до свтлицi". Этот обычай был предзнаменованием большого урожая в новом году. Девушки под Новый год гадали на замужество: вызывали в зеркальном отражении образ "суженого-ряженого"; гадали на зерне, воде, домашней птице. Молодежь рядилась в различные маски (козы, черта, зверей) - это был своеобразный прием, позволяющий "запутать нечистую силу", которая, по поверью, в святочные дни получала разгул. Новый год был самым желанным праздником в каждой семье. С ним связывали большие, чем в старом, надежды, желали щедрого урожая, приплода живности в хозяйстве, здоровья всем членам семьи. Поэтому были распространены новогодние песни-пожелания - "щедрiвки": "Щедрий вечiр, добрий вечiр, добрим людям на здоров'я!". |
© 1999 Таврический Национальный Университет им. Вернадского. |