|
Краткая справка
Связи
украинцев
с территорией Крыма насчитывают длительную историю. Однако развитие
материальной и духовной культуры украинцев Крыма во многом определяется
особенностями формирования всего восточнославянского населения региона.
На протяжении последних двух столетий на Крымский полуостров прибывали
представители восточнославянских этносов из разных губерний (областей),
входящих в настоящее время в состав Российской Федерации, Украины и
Беларуси.
Условная периодизация этого процесса предполагает выделение
определенных исторических промежутков, связанных с прибытием
украинцев на территорию Крыма. По своему составу это были выходцы
из различных этнографических зон, в числе которых выделялись:
- запорожские казаки, осевшие на территории Керченского
полуострова после заключения Кючук -Кайнарджийского мира (1774 г.),
потомки которых по сей день проживают в Крыму (особо выделяются
продолжатели знаменитых казачьих родов: Нечаев, Вишневецких,
Дорошенко);
- помещичьи и государственные крестьяне Киевской, Черниговской,
Полтавской, Екатеринославской, Харьковской губерний, - расселенные на
землях Симферопольского, Перекопского, Евпаторийского уездов, -
заселявшие Крым с конца XVIII до середины XIX вв.;
- отставные солдаты, оставшиеся в Крыму по окончании Крымской
войны, а также получившие, после отмены крепостною права,
экономическую свободу крестьяне густонаселенных украинских
губерний (на карте Крыма появились села Николаевка, в
Симферопольском уезде; Воинка, в Перекопском; Емельяновка,
Марьевка, Новониколаевка, Новоалександровка - в Феодосийском и др.).
По данным первой Всероссийской переписи населения 1897 г., в Крыму
проживало 64,7 тыс. украинцев, или 11,8% от общей численности
населения. Наибольший процент украинцев приходился на
Евпаторийский (21,1%) и Перекопский (около 20%) уезды.
Хозяйственная и промысловая деятельность украинского населения в
основном зависела от типа местности, куда шло прибытие. В степном
Крыму украинцы занимались хлебопашеством, местами скотоводством; в
Перекопском уезде - выволочкой соли и извозом; в предгорье -
табаководством, садоводством; в Симферопольском уезде - рубкой леса
и выжиганием древесного угля. На побережье прибыльным был
рыболовный промысел. В местах, где занимались разведением овец,
практиковали изготовление ковров (килимов) и войлоков (шерсть шла
также на изготовление одежды). Женщины занимались прядением и
ткачеством, особое место в рукоделии занимала вышивка сорочек,
рушников. Среди промыслов по обработке животных продуктов
выделялись скорняжный (выделка шкур), кожевенный, шорный
(изготовление сбруи, ремней), сапожный. Гончарство и кирпичный
промысел развивались в местах залежей глины. По Крыму славились
изделия гончаров деревни Саблы (ныне с. Партизанское,
Симферопольского района), секреты мастерства которых прибыли с
переселенцами начала XIX в. из Киевщины.
Прибытие украинцев из различных губерний (областей) продолжалось
и на протяжении XX века. В 20 - 30-е гг. причиной переселения были
голод, нестабильность политической и экономической жизни и, как
следствие, ухудшение жизненных условий.
С 1897 по 1922 гг. численность украинцев в Крыму увеличилась на
14,5 тыс. и составляла 79,2 тыс. человек, или 13,1% от общей численности
населения Крыма. Однако к 1923 г число украинских жителей (особенно
сельских) сократилась до 61,2 тыс. человек (в связи с голодом и
гражданской войной); к 1933 г. украинское население опять достигло
увеличения и составило 95 тыс. человек, в основном за счет
механического прироста.
Начиная с осени 1944 г., украинцы
(параллельно с русскими и белорусами) прибывали в Крым на восстановление
разрушенного войной хозяйства. Расселение происходило в Судакском, Алуштинском,
Ялтинском, Балаклавском, Старо-Крымском, Белогорском, Куйбышевском,
Бахчисарайском районах. К 50 - м гг. XX в. относится еще одна волна
прибытия украинцев в Крым, связанная с правительственными "Планами по
вселению и перемещению населения в колхозы Крымской области". По архивным
данным в 1950 - 54 гг. жители сел Винницкой области были направлены
в Евпаторийский, Раздольненский, Красноперекопский, Симферопольский
р-ны; Сумской - в Первомайский и Симферопольский р-н; из Черниговской
- в Октябрьский и Черноморский и т.д. После изменения статуса Республики
Крым и перехода ее в подчинение Украине (1954 г.), в Крым стали прибывать
новоселы из западных украинских областей: Львовской, Ивано-Франковской,
Ровенской, Тернопольской, Волынской и др. По переписи 1989 г. в Крыму
проживало 625,9 тыс. украинцев, или 21,6% от общей численности Крыма.
Экспозиция
В экспозиционном комплексе "Щедрий вечiр" показан один из
святочных праздников - встреча Нового года, который связывал цепочку
христианских торжеств, посвященных Рождеству Христову и Крещению.
Под Новый год готовили "щедру
кутю" - накрывали стол из всевозможных яств, а в красном углу (на
покутті) ставили на возвышение (на стол, сундук) горшок с кутьей (пшеничной
кашей), заправленной медом, молоком или смальцем.
Садясь за семейный стол ("до вечерi"), каждый надевал свой лучший
наряд. Перед началом трапезы хозяйка просила всех выйти из хаты, а
возле хозяина ставила сноп (или множество пирогов, покрытых
рушником), чтобы его не было видно. После этого всех приглашали "до
свтлицi". Этот обычай был предзнаменованием большого урожая в
новом году.
Девушки под Новый год гадали на замужество: вызывали в
зеркальном отражении образ "суженого-ряженого"; гадали на зерне,
воде, домашней птице.
Молодежь рядилась в различные маски (козы, черта, зверей) - это
был своеобразный прием, позволяющий "запутать нечистую силу",
которая, по поверью, в святочные дни получала разгул.
Новый год был самым желанным праздником
в каждой семье. С ним связывали большие, чем в старом, надежды, желали
щедрого урожая, приплода живности в хозяйстве, здоровья всем членам
семьи. Поэтому были распространены новогодние песни-пожелания - "щедрiвки":
"Щедрий вечiр, добрий вечiр, добрим людям на здоров'я!".
|