| 
         
          
 Краткая справка 
            Связи 
          украинцев 
          с территорией Крыма насчитывают длительную историю. Однако развитие 
          материальной и духовной культуры украинцев Крыма во многом определяется 
          особенностями формирования всего восточнославянского населения региона. 
          На протяжении последних двух столетий на Крымский полуостров прибывали 
          представители восточнославянских этносов из разных губерний (областей), 
          входящих в настоящее время в состав Российской Федерации, Украины и 
          Беларуси. 
  
          
Условная периодизация этого процесса предполагает выделение 
определенных исторических промежутков, связанных с прибытием 
украинцев на территорию Крыма. По своему составу это были выходцы 
из различных этнографических зон, в числе которых выделялись:
- запорожские казаки, осевшие на территории Керченского 
полуострова после заключения Кючук -Кайнарджийского мира (1774 г.), 
потомки которых по сей день проживают в Крыму (особо выделяются 
продолжатели знаменитых казачьих родов: Нечаев, Вишневецких, 
Дорошенко);
 - помещичьи и государственные крестьяне Киевской, Черниговской, 
Полтавской, Екатеринославской, Харьковской губерний, - расселенные на 
землях Симферопольского, Перекопского, Евпаторийского уездов, - 
заселявшие Крым с конца XVIII до середины XIX вв.;
 - отставные солдаты, оставшиеся в Крыму по окончании Крымской 
войны, а также получившие, после отмены крепостною права, 
экономическую свободу крестьяне густонаселенных украинских 
губерний (на карте Крыма появились села Николаевка, в 
Симферопольском уезде; Воинка, в Перекопском; Емельяновка, 
Марьевка, Новониколаевка, Новоалександровка - в Феодосийском и др.). 
  
 
По данным первой Всероссийской переписи населения 1897 г., в Крыму 
проживало 64,7 тыс. украинцев, или 11,8%  от общей численности 
населения. Наибольший процент украинцев приходился на 
Евпаторийский (21,1%) и Перекопский (около 20%) уезды.
 
  
Хозяйственная и промысловая деятельность украинского населения в 
основном зависела от типа местности, куда шло прибытие. В степном 
Крыму украинцы занимались хлебопашеством, местами скотоводством; в 
Перекопском уезде - выволочкой соли и извозом; в предгорье - 
табаководством, садоводством; в Симферопольском уезде - рубкой леса 
и выжиганием древесного угля. На побережье прибыльным был 
рыболовный промысел. В местах, где занимались разведением овец, 
практиковали изготовление ковров (килимов) и войлоков (шерсть шла 
также на изготовление одежды). Женщины занимались прядением и 
ткачеством, особое место в рукоделии занимала вышивка сорочек, 
рушников. Среди промыслов по обработке животных продуктов 
выделялись скорняжный (выделка шкур), кожевенный, шорный 
(изготовление сбруи, ремней), сапожный. Гончарство и кирпичный 
промысел развивались в местах залежей глины. По Крыму славились 
изделия гончаров деревни Саблы (ныне с. Партизанское, 
Симферопольского района), секреты мастерства которых прибыли с 
переселенцами начала XIX в. из Киевщины.
 
  
Прибытие украинцев из различных губерний (областей) продолжалось 
и на протяжении XX века. В 20 - 30-е гг. причиной переселения были 
голод, нестабильность политической и экономической жизни и, как 
следствие, ухудшение жизненных условий.
 
  
С 1897 по 1922 гг. численность украинцев в Крыму увеличилась на 
14,5 тыс. и составляла 79,2 тыс. человек, или 13,1% от общей численности 
населения Крыма. Однако к 1923 г число украинских жителей (особенно 
сельских) сократилась до 61,2 тыс. человек (в связи с голодом и 
гражданской войной); к 1933 г. украинское население опять достигло 
увеличения и составило 95 тыс. человек, в основном за счет 
механического прироста.
  
            Начиная с осени 1944 г., украинцы 
          (параллельно с русскими и белорусами) прибывали в Крым на восстановление 
          разрушенного войной хозяйства. Расселение происходило в Судакском, Алуштинском, 
          Ялтинском, Балаклавском, Старо-Крымском, Белогорском, Куйбышевском, 
          Бахчисарайском районах. К 50 - м гг. XX в. относится еще одна волна 
          прибытия украинцев в Крым, связанная с правительственными "Планами по 
          вселению и перемещению населения в колхозы Крымской области". По архивным 
          данным в 1950 - 54 гг. жители сел Винницкой области были направлены 
          в Евпаторийский, Раздольненский, Красноперекопский, Симферопольский 
          р-ны; Сумской - в Первомайский и Симферопольский р-н; из Черниговской 
          - в Октябрьский и Черноморский и т.д. После изменения статуса Республики 
          Крым и перехода ее в подчинение Украине (1954 г.), в Крым стали прибывать 
          новоселы из западных украинских областей: Львовской, Ивано-Франковской, 
          Ровенской, Тернопольской, Волынской и др. По переписи 1989 г. в Крыму 
          проживало 625,9 тыс. украинцев, или 21,6% от общей численности Крыма. 
           
          
 
 
 
 
  
           
           
          
 Экспозиция 
 
В экспозиционном комплексе "Щедрий вечiр" показан один из 
святочных праздников - встреча Нового года, который связывал цепочку 
христианских торжеств, посвященных Рождеству Христову и Крещению. 
  
            Под Новый год готовили "щедру 
          кутю" - накрывали стол из всевозможных яств, а в красном углу (на 
          покутті) ставили на возвышение (на стол, сундук) горшок с кутьей (пшеничной 
          кашей), заправленной медом, молоком или смальцем.  
          
  
Садясь за семейный стол ("до вечерi"), каждый надевал свой лучший 
наряд. Перед началом трапезы хозяйка просила всех выйти из хаты, а 
возле хозяина ставила сноп (или множество пирогов, покрытых 
рушником), чтобы его не было видно. После этого всех приглашали "до 
свтлицi". Этот обычай был предзнаменованием большого урожая в 
новом году.
 
  
Девушки под Новый год гадали на замужество: вызывали в 
зеркальном отражении образ "суженого-ряженого"; гадали на зерне, 
воде, домашней птице.
 
  
Молодежь рядилась в различные маски (козы, черта, зверей) - это 
был своеобразный прием, позволяющий "запутать нечистую силу", 
которая, по поверью, в святочные дни получала разгул.
  
            Новый год был самым желанным праздником 
          в каждой семье. С ним связывали большие, чем в старом, надежды, желали 
          щедрого урожая, приплода живности в хозяйстве, здоровья всем членам 
          семьи. Поэтому были распространены новогодние песни-пожелания - "щедрiвки": 
          "Щедрий вечiр, добрий вечiр, добрим людям на здоров'я!".  
           
         |