| 
         
          
 Краткая справка  
             
          
           
           
            Переселение
 
           немцев 
          в Крым началось с конца XVIII - начала XIX вв., но официально зарегистрированные 
          колонии появились в 1805 году: в Симферопольском уезде - Нейзац, Фриденталь 
          и Розенталь, и Феодосийском - Судак, Гейльбрун, Гереценберг и Цюрихталь. 
          В 1811 г. в Симферопольском уезде основана колония Кроненталь. Переселение 
          шло из различных земель Германии (Вюртенберга, Бадена, Нассау, Швабии, 
          Эльзаса, Баварии), а также Швейцарии и Австрии. По данным на 1824 г. 
          в этих колониях проживало 1630 человек. Это были так называемые "материнские 
          колонии" выходцы из которых впоследствии стали переселяться в другие 
          населенные пункты или основывать новые, так называемые "дочерние колонии". 
          К 1860 г. на полуострове уже было 45 населенных пунктов с немецким населением. 
           
           
            В 60-70-е гг. XIX в. правительство 
          вновь решило пригласить колонистов для освоения земель, которые покинули 
          крымские татары в 1856-1862 г. С этого времени начинается второй этап 
          переселения немцев, главным образом из материковой части Таврической 
          губернии и частично из Германии.  
           
            По данным первой Всероссийской 
          переписи 1897 г. в Крыму проживало 31590 немцев (5,8% от общего числа 
          населения), из них 30027 человек являлись сельскими жителями. Приблизительно 
          80% являлись середняками и зажиточными крестьянами-собственниками, 17% 
          - безземельными крестьянами и около 3% - крупными землевладельцами. 
          К концу XIX в. во владении немцев находилось 22% территории полуострова. 
           
           
            По вероисповеданию немцы Крыма 
          являлись представителями христианской религии двух крупных течений - 
          католицизма и протестантизма, также были меннониты, сепаратисты, а среди 
          городских жителей встречались люди, принявшие православие.  
           
            Основной отраслью хозяйства и 
          занятием немцев было земледелие, которое делилось на три основных отрасли: 
          хлебопашество (основное занятие), огородничество и садоводство (подсобные 
          традиционные занятия).  
           
            При преобладании земледелия достаточно 
          распространено было скотоводство и свиноводство, определенное место 
          занимало и птицеводство.  
           
            Особое место занимали дополнительные 
          виды хозяйственной деятельности: деревообрабатывающие промыслы и ремесла, 
          кузнечное дело.  
           
            С 1897 по 1941 гг. численность 
          немецкого населения увеличивалась, например, в 1921 г. - 42 547 человек 
          и в 1939 г. - 51 299 человек.  
           
            В августе-сентябре 1941 г. из 
          Крыма было выселено около 60 тысяч немцев, а с учетом смешанных браков 
          эта цифра увеличивается до 61,2 тыс. человек. В 1944 г. последовала 
          вторая волна выселения.  
           
            По данным переписи 1989 г. в Крыму 
          проживало 3 265 немцев. В 1990 г. на полуострове было организовано общественное 
          объединение советских немцев, перерегистрированное в 1993 г. как
 
           республиканское  общество немцев Крыма "Видергебурт". В 1995 г. в Крыму 
          зарегистрировано и начало работу 
          Землячество  депортированных немцев Крыма "Ландсманншафт".  
           
            По данным ЦСУ Крыма в середине 
          90-х годов на полуострове проживало 2593 немца.  
           
           
           
           
 Экспозиция
           
           
            В данном экспозиционном комплексе 
          представлены интерьеры (фрагменты) кухни ("кухня-столовая") и зала ("хорошая", 
          или "жилая комната"). Для немецких домов конца XIX - 40-х гг. XX века 
          были характерны несколько черт, одна их них - наличие всевозможной мебели, 
          как фабричного производства, так и местных мастеров, а также - множество 
          различных вышивок, надписей в рамках ("настенные надписи") с различными 
          фразами, цитатами из Библии, которые постоянно указывали на смысл жизни 
          и напоминали о библейских заповедях.  
           
            В интерьере зала представлена 
          мебель; посуда конца XIX - начала XX вв., произведенная на заводах России 
          и Германии; статуэтки, выставлявшиеся в домах немцев не комоде; различные 
          вышивки (салфетки, дорожки, "настенный коврик" с вышивкой в 2 строки 
          надписи "Любить и быть любимым есть настоящее счастье на Земле"); надпись 
          в раме "Христианский путь дому", а также настенные открытки или "картинки". 
           
           
            В интерьере кухни центральное 
          место занимает печь (реконструкция), в которой можно увидеть взаимовлияние 
          культур - т.е. украинская печь и "голландка", соединенные в одно сооружение. 
          Печь могла украшаться незатейливым сюжетом - ваза с фруктами или дом 
          хозяина. Примечательно, что в домах немцев Крыма бросалось в глаза многообразие 
          печных сооружений.  
           
            В посудном шкафу выставлена посуда 
          для повседневного пользования, на печи и подиумах показан различный 
          кухонный инвентарь, изготовленный немецкими мастерами. Необходимая принадлежность 
          кухни - настенные часы, а также вышивка и настенные надписи.  
           
         |