Главная страница сайта Сервер Таврического Национального университета

Немцы


Интерьер кухни,36 к. Фото: С. Гамаюнов Традиционные фарфоровые статуэтки,36 к. Фото: С. Гамаюнов Интерьер жилой комнаты,36 к. Фото: С. Гамаюнов
Стенды выставки

© 1999 Таврический Национальный Университет им. Вернадского. Предыдущая страница Информация о сайте


Краткая справка



Переселение немцев в Крым началось с конца XVIII - начала XIX вв., но официально зарегистрированные колонии появились в 1805 году: в Симферопольском уезде - Нейзац, Фриденталь и Розенталь, и Феодосийском - Судак, Гейльбрун, Гереценберг и Цюрихталь. В 1811 г. в Симферопольском уезде основана колония Кроненталь. Переселение шло из различных земель Германии (Вюртенберга, Бадена, Нассау, Швабии, Эльзаса, Баварии), а также Швейцарии и Австрии. По данным на 1824 г. в этих колониях проживало 1630 человек. Это были так называемые "материнские колонии" выходцы из которых впоследствии стали переселяться в другие населенные пункты или основывать новые, так называемые "дочерние колонии". К 1860 г. на полуострове уже было 45 населенных пунктов с немецким населением.

В 60-70-е гг. XIX в. правительство вновь решило пригласить колонистов для освоения земель, которые покинули крымские татары в 1856-1862 г. С этого времени начинается второй этап переселения немцев, главным образом из материковой части Таврической губернии и частично из Германии.

По данным первой Всероссийской переписи 1897 г. в Крыму проживало 31590 немцев (5,8% от общего числа населения), из них 30027 человек являлись сельскими жителями. Приблизительно 80% являлись середняками и зажиточными крестьянами-собственниками, 17% - безземельными крестьянами и около 3% - крупными землевладельцами. К концу XIX в. во владении немцев находилось 22% территории полуострова.

По вероисповеданию немцы Крыма являлись представителями христианской религии двух крупных течений - католицизма и протестантизма, также были меннониты, сепаратисты, а среди городских жителей встречались люди, принявшие православие.

Основной отраслью хозяйства и занятием немцев было земледелие, которое делилось на три основных отрасли: хлебопашество (основное занятие), огородничество и садоводство (подсобные традиционные занятия).

При преобладании земледелия достаточно распространено было скотоводство и свиноводство, определенное место занимало и птицеводство.

Особое место занимали дополнительные виды хозяйственной деятельности: деревообрабатывающие промыслы и ремесла, кузнечное дело.

С 1897 по 1941 гг. численность немецкого населения увеличивалась, например, в 1921 г. - 42 547 человек и в 1939 г. - 51 299 человек.

В августе-сентябре 1941 г. из Крыма было выселено около 60 тысяч немцев, а с учетом смешанных браков эта цифра увеличивается до 61,2 тыс. человек. В 1944 г. последовала вторая волна выселения.

По данным переписи 1989 г. в Крыму проживало 3 265 немцев. В 1990 г. на полуострове было организовано общественное объединение советских немцев, перерегистрированное в 1993 г. как республиканское общество немцев Крыма "Видергебурт". В 1995 г. в Крыму зарегистрировано и начало работу Землячество депортированных немцев Крыма "Ландсманншафт".

По данным ЦСУ Крыма в середине 90-х годов на полуострове проживало 2593 немца.



Экспозиция



В данном экспозиционном комплексе представлены интерьеры (фрагменты) кухни ("кухня-столовая") и зала ("хорошая", или "жилая комната"). Для немецких домов конца XIX - 40-х гг. XX века были характерны несколько черт, одна их них - наличие всевозможной мебели, как фабричного производства, так и местных мастеров, а также - множество различных вышивок, надписей в рамках ("настенные надписи") с различными фразами, цитатами из Библии, которые постоянно указывали на смысл жизни и напоминали о библейских заповедях.

В интерьере зала представлена мебель; посуда конца XIX - начала XX вв., произведенная на заводах России и Германии; статуэтки, выставлявшиеся в домах немцев не комоде; различные вышивки (салфетки, дорожки, "настенный коврик" с вышивкой в 2 строки надписи "Любить и быть любимым есть настоящее счастье на Земле"); надпись в раме "Христианский путь дому", а также настенные открытки или "картинки".

В интерьере кухни центральное место занимает печь (реконструкция), в которой можно увидеть взаимовлияние культур - т.е. украинская печь и "голландка", соединенные в одно сооружение. Печь могла украшаться незатейливым сюжетом - ваза с фруктами или дом хозяина. Примечательно, что в домах немцев Крыма бросалось в глаза многообразие печных сооружений.

В посудном шкафу выставлена посуда для повседневного пользования, на печи и подиумах показан различный кухонный инвентарь, изготовленный немецкими мастерами. Необходимая принадлежность кухни - настенные часы, а также вышивка и настенные надписи.

© 1999 Таврический Национальный Университет им. Вернадского. Предыдущая страница Информация о сайте