|
Краткая справка
Крымчаки
- экзоэтноним (этноним - "кърымчахлар", "кърымчах") небольшой группы
крымского юродского населения. Этноним известен с 1859 г.
Формирование общности завершилось в позднесредневековый период
истории Крыма (XVI в.), когда в единые общины (Кафинскую и
Карасубазарскую) были объединены представители разноэтничных
иудейских групп, проживающих на территории средневековой Таврики.
Разговорный язык крымчаков (самоназвание - чагадай) относится к
кыпчакской группе тюркских языков. В настоящее время разговорным
языком владеют лишь несколько десятков пожилых крымчаков.
Относительно этногенеза (происхождения) крымчаков, в современной
научной литературе существую различные точки зрения.
Точка зрения украинских этнологов высказана доктором
исторических наук А.П. Пономаревым в 1944 г.: "Крымчаки - небольшая
этническая группа тюркской ветви крымского населения, которая
проживает в основном в Симферополе, Севастополе, Керчи и Феодосии.
Их происхождение не выяснено до конца".
До середины XX в. верующие крымчаки исповедовали иудаизм по
особому ритуалу, выработанному в начале XVI в. в Кафе (Феодосии),
имели свои храмы - Къаал в других городах Крыма.
Сохранились сведения о крымчакских общинах с XIII столетия -
Золотоордынского периода (до 30-х гг. XV в.), генуэзских колоний (ХШ
в. - 1475 г.), Крымского ханства (30-е гг. XV в. - 1783 г.), Российской
империи (1763-1920гг.) и СССР (1920-1991 гг.). В документах Крымского
ханства крымчаки называются по конфессиональной принадлежности -
"Яхудилер" - иудеи.
Большая часть этих источников сообщает о крымчаках, как о
ремесленниках, в основном, связанных с кожевенным производством.
Произведенное нередко продавалось в ремесленных мастерских,
служивших одновременно и лавками Небольшое количество крымчаков
занимались крупной торговлей на вывоз. В период Крымского ханства
отдельные крымчакские семьи получили "Тарханные грамоты" (Ярлыки)
от различных ханов с дарованными привилегиями, освобождавшими их
от налогов.
В различные эпохи крымчаки занимались и подсобными видами
сельского хозяйства, обычно, для своих нужд. Исключением является
организация российской администрацией крымчакской земледельческой
колонии Роатлы-Кой в 1843-1853 гг., в Евпаторийском уезде у озера
Донузлав и двух крымчакских колхозов "Крымчак" и "Енги Крымчак" в
районе г. Карасубазар в начале 30-х гг. нынешнего столетия.
В годы Второй мировой войны немецкими фашистами был
осуществлен геноцид крымчаков - оккупантами в конце 1941 - начале 1942
гг. было уничтожено до 80% этого небольшого народа, предки которого
исповедовали иудаизм.
По переписи СССР 1989 г. на территории СССР проживало 1448
крымчаков, из которых в Крыму отмечено 604 человека. Современные
крымчаки в культурном и бытовом плане, образованности и
профессиональной принадлежности почти не отличаются от
окружающего городского населения Крыма.
С 1989 г. крымчаки СССР объединились
в
культурно- просветительское общество крымчаков "Кърымчахлар".
Экспозиция
Представленный экспозиционный комплекс включает коллекцию
подлинных предметов традиционной материальной культуры крымчаков,
в которую вошли медная кухонная утварь, кованый сундук конца XIX в.,
ударные музыкальные инструменты "Дарья-бубны", полотенца -
"Юзбез" и "Пешкер" с вышивкой и вензелем владельцев.
Интересна коллекция культовых принадлежностей: "Талит" -
ритуальная накладка мужчин-иудеев (использовался при исполнении
религиозных обрядов и отправлении молитв); "Тифиллин" - культовая
принадлежность, привязывающаяся особым способом на руки и лоб
мужчин-иудеев перед отправлением молитв; два молитвенника на
древнееврейском языке и "Талет-тора" - сумочка для хранения талета и
Торы.
В центральной части выставочного комплекса экпонируются: таз
"лекен", 7 старых ключей и два кувшина "кугум". Данные предметы
являются составляющей частью обряда, являющегося отголоском
языческих культов, почитавшихся предками крымчаков, с которыми
безуспешно боролись религиозные руководители крымчакской общины.
Обряд назывался "Семь ключей из семи колодцев" - "Еды анахтар, еды
кую су", и применялся при лечении тяжело больных. Из семи колодцев
брали воду. За водой ходили молча, ни с кем не заговаривая. Вода из
каждого колодца помещалась в отдельную посуду, и в каждую из них
бросался ключ. Затем, по прошествии определенного времени, эту воду
разогревали, смешивали, и в ней купали больного.
Последний комплекс отражает ремесленную
деятельность крымчаков. Традиционным занятием мужчин в XIX в. - 60-х
гг. XX в. являлось ремесло холодного сапожника.
|