| 
         
          
 Краткая справка  
             
          
  
            
           Крымчаки 
          - экзоэтноним (этноним - "кърымчахлар", "кърымчах") небольшой группы 
          крымского юродского населения. Этноним известен с 1859 г.  
          
  
Формирование общности завершилось в позднесредневековый период 
истории Крыма (XVI в.), когда в единые общины (Кафинскую и 
Карасубазарскую) были объединены представители разноэтничных 
иудейских групп, проживающих на территории средневековой Таврики. 
 
  
Разговорный язык крымчаков (самоназвание - чагадай) относится к 
кыпчакской группе тюркских языков. В настоящее время разговорным 
языком владеют лишь несколько десятков пожилых крымчаков.
 
  
Относительно этногенеза (происхождения) крымчаков, в современной 
научной литературе существую различные точки зрения.
 
  
Точка зрения украинских этнологов высказана доктором 
исторических наук А.П. Пономаревым в 1944 г.: "Крымчаки - небольшая 
этническая группа тюркской ветви крымского населения, которая 
проживает в основном в Симферополе, Севастополе, Керчи и Феодосии. 
Их происхождение не выяснено до конца".
 
  
До середины XX в. верующие крымчаки исповедовали иудаизм по 
особому ритуалу, выработанному в начале XVI в. в Кафе (Феодосии), 
имели свои храмы - Къаал в других городах Крыма.
 
  
Сохранились сведения о крымчакских общинах с XIII столетия - 
Золотоордынского периода (до 30-х гг. XV в.), генуэзских колоний (ХШ 
в. - 1475 г.), Крымского ханства (30-е гг. XV в. - 1783 г.), Российской 
империи (1763-1920гг.) и СССР (1920-1991 гг.). В документах Крымского 
ханства крымчаки называются по конфессиональной принадлежности - 
"Яхудилер" - иудеи.
 
  
Большая часть этих источников сообщает о крымчаках, как о 
ремесленниках, в основном, связанных с кожевенным производством. 
Произведенное нередко продавалось в ремесленных мастерских, 
служивших одновременно и лавками Небольшое количество крымчаков 
занимались крупной торговлей на вывоз. В период Крымского ханства 
отдельные крымчакские семьи получили "Тарханные грамоты" (Ярлыки) 
от различных ханов с дарованными привилегиями, освобождавшими их 
от налогов.
 
  
В различные эпохи крымчаки занимались и подсобными видами 
сельского хозяйства, обычно, для своих нужд. Исключением является 
организация российской администрацией крымчакской земледельческой 
колонии Роатлы-Кой в 1843-1853 гг., в Евпаторийском уезде у озера 
Донузлав и двух крымчакских колхозов "Крымчак" и "Енги Крымчак" в 
районе г. Карасубазар в начале 30-х гг. нынешнего столетия.
 
  
В годы Второй мировой войны немецкими фашистами был 
осуществлен геноцид крымчаков - оккупантами в конце 1941 - начале 1942 
гг. было уничтожено до 80% этого небольшого народа, предки которого 
исповедовали иудаизм.
 
  
По переписи СССР 1989 г. на территории СССР проживало 1448 
крымчаков, из которых в Крыму отмечено 604 человека. Современные 
крымчаки в культурном и бытовом плане, образованности и 
профессиональной принадлежности почти не отличаются от 
окружающего городского населения Крыма.
  
            С 1989 г. крымчаки СССР объединились 
          в 
          культурно- просветительское общество крымчаков "Кърымчахлар".  
           
           
           
           
 Экспозиция
         
 
  
Представленный экспозиционный комплекс включает коллекцию 
подлинных предметов традиционной материальной культуры крымчаков, 
в которую вошли медная кухонная утварь, кованый сундук конца XIX в., 
ударные музыкальные инструменты "Дарья-бубны", полотенца - 
"Юзбез" и "Пешкер" с вышивкой и вензелем владельцев.
 
  
Интересна коллекция культовых принадлежностей: "Талит" - 
ритуальная накладка мужчин-иудеев (использовался при исполнении 
религиозных обрядов и отправлении молитв); "Тифиллин" - культовая 
принадлежность, привязывающаяся особым способом на руки и лоб 
мужчин-иудеев перед отправлением молитв; два молитвенника на 
древнееврейском языке и "Талет-тора" - сумочка для хранения талета и 
Торы.
 
  
В центральной части выставочного комплекса экпонируются: таз 
"лекен", 7 старых ключей и два кувшина "кугум". Данные предметы 
являются составляющей частью обряда, являющегося отголоском 
языческих культов, почитавшихся предками крымчаков, с которыми 
безуспешно боролись религиозные руководители крымчакской общины. 
 
  
Обряд назывался "Семь ключей из семи колодцев" - "Еды анахтар, еды 
кую су", и применялся при лечении тяжело больных. Из семи колодцев 
брали воду. За водой ходили молча, ни с кем не заговаривая. Вода из 
каждого колодца помещалась в отдельную посуду, и в каждую из них 
бросался ключ. Затем, по прошествии определенного времени, эту воду 
разогревали, смешивали, и в ней купали больного.
  
            Последний комплекс отражает ремесленную 
          деятельность крымчаков. Традиционным занятием мужчин в XIX в. - 60-х 
          гг. XX в. являлось ремесло холодного сапожника.  
           
         |