Главная страница сайта Сервер Таврического Национального университета

Крымчаки


Стенды выставки


© 1999 Таврический Национальный Университет им. Вернадского. Предыдущая страница Информация о сайте


Краткая справка



Крымчаки - экзоэтноним (этноним - "кърымчахлар", "кърымчах") небольшой группы крымского юродского населения. Этноним известен с 1859 г.

Формирование общности завершилось в позднесредневековый период истории Крыма (XVI в.), когда в единые общины (Кафинскую и Карасубазарскую) были объединены представители разноэтничных иудейских групп, проживающих на территории средневековой Таврики.

Разговорный язык крымчаков (самоназвание - чагадай) относится к кыпчакской группе тюркских языков. В настоящее время разговорным языком владеют лишь несколько десятков пожилых крымчаков.

Относительно этногенеза (происхождения) крымчаков, в современной научной литературе существую различные точки зрения.

Точка зрения украинских этнологов высказана доктором исторических наук А.П. Пономаревым в 1944 г.: "Крымчаки - небольшая этническая группа тюркской ветви крымского населения, которая проживает в основном в Симферополе, Севастополе, Керчи и Феодосии. Их происхождение не выяснено до конца".

До середины XX в. верующие крымчаки исповедовали иудаизм по особому ритуалу, выработанному в начале XVI в. в Кафе (Феодосии), имели свои храмы - Къаал в других городах Крыма.

Сохранились сведения о крымчакских общинах с XIII столетия - Золотоордынского периода (до 30-х гг. XV в.), генуэзских колоний (ХШ в. - 1475 г.), Крымского ханства (30-е гг. XV в. - 1783 г.), Российской империи (1763-1920гг.) и СССР (1920-1991 гг.). В документах Крымского ханства крымчаки называются по конфессиональной принадлежности - "Яхудилер" - иудеи.

Большая часть этих источников сообщает о крымчаках, как о ремесленниках, в основном, связанных с кожевенным производством. Произведенное нередко продавалось в ремесленных мастерских, служивших одновременно и лавками Небольшое количество крымчаков занимались крупной торговлей на вывоз. В период Крымского ханства отдельные крымчакские семьи получили "Тарханные грамоты" (Ярлыки) от различных ханов с дарованными привилегиями, освобождавшими их от налогов.

В различные эпохи крымчаки занимались и подсобными видами сельского хозяйства, обычно, для своих нужд. Исключением является организация российской администрацией крымчакской земледельческой колонии Роатлы-Кой в 1843-1853 гг., в Евпаторийском уезде у озера Донузлав и двух крымчакских колхозов "Крымчак" и "Енги Крымчак" в районе г. Карасубазар в начале 30-х гг. нынешнего столетия.

В годы Второй мировой войны немецкими фашистами был осуществлен геноцид крымчаков - оккупантами в конце 1941 - начале 1942 гг. было уничтожено до 80% этого небольшого народа, предки которого исповедовали иудаизм.

По переписи СССР 1989 г. на территории СССР проживало 1448 крымчаков, из которых в Крыму отмечено 604 человека. Современные крымчаки в культурном и бытовом плане, образованности и профессиональной принадлежности почти не отличаются от окружающего городского населения Крыма.

С 1989 г. крымчаки СССР объединились в культурно- просветительское общество крымчаков "Кърымчахлар".



Экспозиция



Представленный экспозиционный комплекс включает коллекцию подлинных предметов традиционной материальной культуры крымчаков, в которую вошли медная кухонная утварь, кованый сундук конца XIX в., ударные музыкальные инструменты "Дарья-бубны", полотенца - "Юзбез" и "Пешкер" с вышивкой и вензелем владельцев.

Интересна коллекция культовых принадлежностей: "Талит" - ритуальная накладка мужчин-иудеев (использовался при исполнении религиозных обрядов и отправлении молитв); "Тифиллин" - культовая принадлежность, привязывающаяся особым способом на руки и лоб мужчин-иудеев перед отправлением молитв; два молитвенника на древнееврейском языке и "Талет-тора" - сумочка для хранения талета и Торы.

В центральной части выставочного комплекса экпонируются: таз "лекен", 7 старых ключей и два кувшина "кугум". Данные предметы являются составляющей частью обряда, являющегося отголоском языческих культов, почитавшихся предками крымчаков, с которыми безуспешно боролись религиозные руководители крымчакской общины.

Обряд назывался "Семь ключей из семи колодцев" - "Еды анахтар, еды кую су", и применялся при лечении тяжело больных. Из семи колодцев брали воду. За водой ходили молча, ни с кем не заговаривая. Вода из каждого колодца помещалась в отдельную посуду, и в каждую из них бросался ключ. Затем, по прошествии определенного времени, эту воду разогревали, смешивали, и в ней купали больного.

Последний комплекс отражает ремесленную деятельность крымчаков. Традиционным занятием мужчин в XIX в. - 60-х гг. XX в. являлось ремесло холодного сапожника.

© 1999 Таврический Национальный Университет им. Вернадского. Предыдущая страница Информация о сайте