|
Краткая справка
Весной 1861 г. в Крым приехали
"доверенные лица"
эстонцев
для ознакомления с полуостровом. Ознакомившись с предложенными землями
(36 тысяч десятин) и деревнями, расположенными в 4-х уездах (Симферопольском,
Перекопском, Феодосийском, Евпаторийском), один из "доверенных" - Кустав
Мальтс - отправился в Эстонию.
Переселение на полуостров началось с 1861 г. Первая волна состояла
из двух групп: первая группа прибыла в августе 1861 г. (5-6 семей, во
главе Аабрам Норт) и поселилась в д. Актачи-Кият, которая позже стала
называться Абрамовка (Симферопольский уезд). Вторая группа (23
семьи, около 120 человек, во главе - Хендрик Сельбах и Кустав Мальтс), -
испытав в пути множество невзгод, прибыла в ноябре 1861 г. в д. Замрук
(в эстонском произношении Самрук, Симферопольского уезда; ныне с.
Береговое, Бахчисарайского района). Около 10 семей из второй группы
выбрали для своего места жительства д. Актачи-Кият. На этом
закончилась первая волна переселения.
Вскоре эстонцы поселились во всех четырех предложенных уездах:
несколько десятков семейств в Бурлюке (ныне с. Вилино,
Бахчисарайского района). Кара-Кият (ныне не существует), Ботке (ныне
не существует), Кият-Орка (с. Упорное), Учкую-Тархан (с. Колодезное),
Кончи-Шава (с. Краснодарка), Боз-Гоз (ныне не существует), Япунджа
(ныне не существует), Джурчи (пгт. Первомайское), Джага-Куши (с.
Охотниково).
В 1869 г. В Крым прибыла третья волна переселенцев, в которой было
несколько десятков семей. В 60-е - 70-е гг. XIX в. эстонцы из Крыма
переезжали на Кавказ и в Америку (Канада). Использование
прогрессивных методов сельскохозяйственного производства,
этнокультурные контакты с другим населением полуострова через
несколько десятилетий привели эстонцев Крыма к материальному
благополучию.
Эстонцы, прибывшие в Крым, были сектантами. Возглавлял секту
пророк Малтсвет (локальная секта). С ростом материального
благосостояния практически все вернулись в лоно лютеранства.
Основным видом хозяйственной деятельности эстонцев было
хлебопашество, садоводство и огородничество как подсобное,
приусадебное занятие. Распространено было и скотоводство в частности
овцеводство, а в подсобном хозяйстве держали коров, лошадей, свиней,
птицу. Были развиты ремесла. Женщины занимались ткачеством и
прядением.
В 1897 г. в Крыму проживало 2176 человек (0,4% от общего числа
населения); в 1921 г. - 2367 (0,3%); в 1926 г. - 2084 человека, из них 1852
указали родным языком эстонский, грамотных - 1864 человека; 276
человек проживало в Симферополе, 218 - в других городах и 494 человека
являлись сельскими жителями; в 1939 г. - 1900 человек (0,2%); в 1979 г. -
1048 человек, в 1989 г. - 898 человек. На Украине проживало в 1989 г. 4
тысячи человек.
В 1994 году было организовано
Землячество эстонцев на Украине.
Крымское эстонское общество культуры зарегистрировано 10 октября 1997 года.
Экспозиция
В экспозиционном комплексе представлена
часть интерьера сельского жилища: комод (Крым, начало XX в.). На комоде
традиционное убранство - кружевная дорожка, статуэтки, подсвечники из
коровьего рога и Библия.
Эстонские женщины в Крыму занимались
прядением шерсти и изготовлением вязаных изделий. В экспозиции представлены:
прялка (начало XX в.), шерстяные платки, элементы одежды, дорожки. Интерес
вызывает цепочка для часов, изготовленная из женских волос - подарок
невесты жениху. Ответный подарок - бархатный ковер (конец XIX в.).
Всевозможные кружевные кармашки,
накладки, салфетки - неотъемлемые атрибуты эстонского деревенского быта.
|