Главная страница сайта Сервер Таврического Национального университета

Эстонцы


Интерьер сельского дома, 36к, фото: С. Гамаюнов
Стенды выставки

 
© 1999 Таврический Национальный Университет им. Вернадского. Предыдущая страница Информация о сайте


Краткая справка



Весной 1861 г. в Крым приехали "доверенные лица" эстонцев для ознакомления с полуостровом. Ознакомившись с предложенными землями (36 тысяч десятин) и деревнями, расположенными в 4-х уездах (Симферопольском, Перекопском, Феодосийском, Евпаторийском), один из "доверенных" - Кустав Мальтс - отправился в Эстонию.

Переселение на полуостров началось с 1861 г. Первая волна состояла из двух групп: первая группа прибыла в августе 1861 г. (5-6 семей, во главе Аабрам Норт) и поселилась в д. Актачи-Кият, которая позже стала называться Абрамовка (Симферопольский уезд). Вторая группа (23 семьи, около 120 человек, во главе - Хендрик Сельбах и Кустав Мальтс), - испытав в пути множество невзгод, прибыла в ноябре 1861 г. в д. Замрук (в эстонском произношении Самрук, Симферопольского уезда; ныне с. Береговое, Бахчисарайского района). Около 10 семей из второй группы выбрали для своего места жительства д. Актачи-Кият. На этом закончилась первая волна переселения.

Вскоре эстонцы поселились во всех четырех предложенных уездах: несколько десятков семейств в Бурлюке (ныне с. Вилино, Бахчисарайского района). Кара-Кият (ныне не существует), Ботке (ныне не существует), Кият-Орка (с. Упорное), Учкую-Тархан (с. Колодезное), Кончи-Шава (с. Краснодарка), Боз-Гоз (ныне не существует), Япунджа (ныне не существует), Джурчи (пгт. Первомайское), Джага-Куши (с. Охотниково).

В 1869 г. В Крым прибыла третья волна переселенцев, в которой было несколько десятков семей. В 60-е - 70-е гг. XIX в. эстонцы из Крыма переезжали на Кавказ и в Америку (Канада). Использование прогрессивных методов сельскохозяйственного производства, этнокультурные контакты с другим населением полуострова через несколько десятилетий привели эстонцев Крыма к материальному благополучию.

Эстонцы, прибывшие в Крым, были сектантами. Возглавлял секту пророк Малтсвет (локальная секта). С ростом материального благосостояния практически все вернулись в лоно лютеранства.

Основным видом хозяйственной деятельности эстонцев было хлебопашество, садоводство и огородничество как подсобное, приусадебное занятие. Распространено было и скотоводство в частности овцеводство, а в подсобном хозяйстве держали коров, лошадей, свиней, птицу. Были развиты ремесла. Женщины занимались ткачеством и прядением.

В 1897 г. в Крыму проживало 2176 человек (0,4% от общего числа населения); в 1921 г. - 2367 (0,3%); в 1926 г. - 2084 человека, из них 1852 указали родным языком эстонский, грамотных - 1864 человека; 276 человек проживало в Симферополе, 218 - в других городах и 494 человека являлись сельскими жителями; в 1939 г. - 1900 человек (0,2%); в 1979 г. - 1048 человек, в 1989 г. - 898 человек. На Украине проживало в 1989 г. 4 тысячи человек.

В 1994 году было организовано Землячество эстонцев на Украине. Крымское эстонское общество культуры зарегистрировано 10 октября 1997 года.



Экспозиция



В экспозиционном комплексе представлена часть интерьера сельского жилища: комод (Крым, начало XX в.). На комоде традиционное убранство - кружевная дорожка, статуэтки, подсвечники из коровьего рога и Библия.

Эстонские женщины в Крыму занимались прядением шерсти и изготовлением вязаных изделий. В экспозиции представлены: прялка (начало XX в.), шерстяные платки, элементы одежды, дорожки. Интерес вызывает цепочка для часов, изготовленная из женских волос - подарок невесты жениху. Ответный подарок - бархатный ковер (конец XIX в.).

Всевозможные кружевные кармашки, накладки, салфетки - неотъемлемые атрибуты эстонского деревенского быта.

© 1999 Таврический Национальный Университет им. Вернадского. Предыдущая страница Информация о сайте