На главную страницу сайта Сервер Таврического Национального университета

Крымские татары


Крымская татарка, 36к, фото: С. Гамаюнов Общий вид комплекса, 36к, фото: С. Гамаюнов Обряд крещения новорожденного, 36к, фото: С. Гамаюнов
Стенды выставки


© 1999 Таврический Национальный Университет им. Вернадского. Предыдущая страница Информация о сайте


Краткая справка



Крымские татары - кырым татарлар (самоназвание; в русских источниках XVI - XVII вв. - крымцы, крымские татары, в XVIII - XIX вв. - татары, в XX в. - крымские татары) - народ, который сформировался в период средневековья на территории Крыма.

В этом долгом и сложном процессе приняли участие:
  1. нетюркские предки: тавры, киммерийцы, скифы, античные греки, сарматы, аланы, византийские готы;
  2. тюркоязычные племена - гунны, тюрко-булгары, хазары, печенеги (IV-XI вв.), половцы (кыпчаки) и золотоордынские племена (XI -XVI вв.).
Эта этническая неоднородность отразилась на особенностях языка, материальной и духовной культуры населения отдельных районов Крыма.

По диалектным различиям языка, особенностям антропологического типа, материальной и духовной культуры крымских татар можно подразделить на три общепризнанных группы:
  1. Крымские татары Южного берега Крыма "ялы бойло". Язык их относится к огузо-сельджуксой группе (Ялта, Судак, Балаклава). Антропологический тип европеоидный, отсутствие признаков монголоидности.
  2. Крымскотатарское население между Первой и Второй грядами Крымских гор, средней полосы "орта елах" (Бахчисарай, Карасубазар), так называемые "таты". Язык относится к кыпчакско-половецкой группе, сильно огузирован. В 1928 году этот язык был принят общекрымскотатарским (литературным). Антропологический тип - европеоидный, монголоидность отсутствует.
  3. Степные крымские татары - "ногаи" (самоназвание "мангыт"). Язык кыпчакской группы. Признаки монголоидности 10% (по Н.В. Теребинской - Шенгер). Занимались животноводством, виноградарством, виноделием, садоводством, огородничеством, выращиванием бахчевых культур, шелководством, табаководством, морским промыслом, коневодством, разведением верблюдов.

Бахчисарай, Карасубазар, Старый Крым, Феодосия считались старинными ремесленными центрами. Высоко ценилось ювелирное искусство, искусство золотошвеев, оружейников, изделия которых неоднократно занимали ведущие места на международных выставках. Наряду с этим развивались и другие ремесла: ковроткачество, изготовление и лужение медной посуды, позднее гончарной посуды, резьба по дереву и металлу, ремесло по обработке и изготовлению изделий из кожи и сафьяна.

Верующие крымские татары мусульмане - сунниты.

В результате поголовного выселения со своей Родины в мае 1944 г. на территории России, Узбекистана, Казахстана, Киргизстана, Таджикистана только за первые два года от голода, перемены климата и болезней погибло около половины крымских татар.

С конца 1980 г. началось массовое переселение крымских татар в Крым.

В настоящее время по официальным данным на территории СНГ проживает приблизительно 600 тыс. крымских татар. В Крым вернулось около 300 тыс. человек.

Таким образом, народ расколот, что усиливает ассимиляционные процессы. Сегодня происходит сглаживание между перечисленными региональными группами в языке, быту культуре. Это объясняется употреблением общекрымскотатарского языка в печати, на радио, телевидении, в учебных заведениях, смешанным расселением, более частыми и тесными контактами в повседневной жизни, а также увеличивающемся количестве браков между отдельными группами.



Экспозиция



Экспозиционный комплекс показывает фрагмент интерьера комнаты южнобережного крымского татарина среднего сословия (конец XIX - начало XX вв.).

Из крытой веранды одна или две двери выходили обычно в комнаты с глиняным полом, который застилали войлоком - кийиз и килимами. На кухне - аш-хана или балабан-эв - обращали на себя внимание огромный очаг в виде широкого камина с трубой и раструбом. Внутри очага обычно висел казан на цепи.

На деревянной или каменной лавке "бардах-тахта" выстраивают кувшины для воды - гугумы и медную посуду. Вдоль стен делали невысокие глиняные возвышения для сидения - сет, которые застилали мягкими матрацами - миндер и пристенными подушками - дувар ястыкъ.

Полочки по стенам - раф, ниши - долаф застилали домоткаными и вышитыми полотенцами - эвджияр, къыбрыз и выстраивали на них до блеска начищенную посуду. На стены обычно вешали ковры вышитые или тканые - "хал" или килимы и узорные настенные полотенца - дувар без.

На выставке представлены элементы обряда наречения новорожденного, который проходил, согласно религиозным обрядам крымских татар, на 3-й день после рождения ребенка. В этот день в дом приходил мулла и совершал ритуальное наречение, сопровождавшееся чтением определенных молитв, после которого ребенок начинал осознавать себя живущим среди людей.

Рождение детей в семье крымских татар считается очень важным, большим событием, ему придается огромное значение и надежды.

©1999 Таврический Национальный Университет им. Вернадского. Предыдущая страница Информация о сайте