Главная страница сайта Сервер Таврического Национального университета

Евреи


Интерьер жилого дома, 36к, фото: С. Гамаюнов
Стенды выставки


©1999 Таврический Национальный Университет им. Вернадского. Предыдущая страница Информация о сайте


Краткая справка



Основная часть еврейских памятников в Крыму относится к эпохе эллинистической культуры. Еврейские диаспоры находились в Пантикапее и Херсонесе. В средневековом Крыму Херсонесская еврейская диаспора была самая многочисленная. В XVII в. Мартин Броневский писал, что евреи жили во многих районах Тавриды: Инкермане (Инкерманце), Балаклаве (Ямбольце), Мангупе (Майкопе), Феодосии (Каффе), где занимались ремеслом, садоводством, торговлей.

В 1791 г. Крым был включен в область, где евреям разрешалось селиться ("черта оседлости"). Проживание евреев было запрещено в Севастополе и Ялте.

Крымская война явилась поворотным пунктом в истории евреев Крыма. Новоприбывшие евреи, среди которых было немало отставных солдат, занимались в основном ремеслом и в меньшей степени торговлей. По переписи 1897 г. В Крыму проживало 24 203 человека. Подавляющее большинство евреев Крыма проживало в городах: Симферополе, Керчи, Севастополе, Карасу-Базаре, Феодосии, Евпатории, Ялте. В начале 1-й мировой войны еврейское население увеличилось за счет беженцев и к 1917 г. достигло более 50 тыс. чел.

В 1941 г. большая часть еврейского населения была уничтожена. По переписи 1992 г. в Крыму проживало 18 666 человек.

В 1997 г. с целью возрождения национальной культуры образован Благотворительный центр-хесед "Яд-Эзра - рука помощи".



Экспозиционный комплекс "Песах" (Пасха)



Праздник Песах отмечается весной - Дарование Богом евреям свободы. Совершился исход народа из страны рабства - Египта. В Песах вся семья собирается вместе на праздничный ужин. Называется он "седер" - порядок. На праздничном столе в особой пасхальной тарелке - пять предметов:
  • Косточка напоминает об овцах, которых предки евреев дарили Иерусалимскому Храму;
  • Горькие травы - о горечи рабства;
  • Хоросет - своим видом напоминает глину, из которой евреи делали кирпичи для фараона;
  • Яйцо и зелень символизируют новую жизнь и весну, (зелень окунают в соленую воду, в память о слезах, пролитых израильтянами в египетском рабстве).


Во время седера выпивается четыре бокала вина, из каждого бокала отливается десять капель, в память о страдании египтян - "разве можно радоваться чужому несчастью?"

На столе стоит бокал, из которого никто не пьет. Он называется бокал пророка Элиягу.

На пасхальном столе стоит тарелка с мацой.

Собираясь покинуть Египет, израильтяне пекли хлеб на дорогу; но они не могли ждать пока тесто взойдет, поэтому пекли его на камнях под солнцем. Хлеб получился жесткий и плоский.

© 1999 Таврический Национальный Университет им. Вернадского. Предыдущая страница Информация о сайте