| 
         
          
 Краткая справка  
             
          
           
           
            Основная часть еврейских памятников 
          в Крыму относится к эпохе эллинистической культуры. Еврейские диаспоры 
          находились в Пантикапее и Херсонесе. В средневековом Крыму Херсонесская 
          еврейская диаспора была самая многочисленная. В XVII в. Мартин Броневский 
          писал, что 
          евреи жили  во многих районах Тавриды: Инкермане (Инкерманце), Балаклаве (Ямбольце), 
          Мангупе (Майкопе), Феодосии (Каффе), где занимались ремеслом, садоводством, торговлей.  
           
            В 1791 г. Крым был включен в область, 
          где евреям разрешалось селиться ("черта оседлости"). Проживание евреев 
          было запрещено в Севастополе и Ялте.  
           
            Крымская война явилась поворотным 
          пунктом в истории евреев Крыма. Новоприбывшие евреи, среди которых было 
          немало отставных солдат, занимались в основном ремеслом и в меньшей 
          степени торговлей. По переписи 1897 г. В Крыму проживало 24 203 человека. 
          Подавляющее большинство евреев Крыма проживало в городах: Симферополе, 
          Керчи, Севастополе, Карасу-Базаре, Феодосии, Евпатории, Ялте. В начале 
          1-й мировой войны еврейское население увеличилось за счет беженцев и 
          к 1917 г. достигло более 50 тыс. чел.  
           
            В 1941 г. большая часть еврейского 
          населения была уничтожена. По переписи 1992 г. в Крыму проживало 18 
          666 человек.  
           
            В 1997 г. с целью возрождения 
          национальной культуры образован 
           Благотворительный центр-хесед "Яд-Эзра - рука помощи".  
           
           
           
           
 Экспозиционный  комплекс "Песах" (Пасха)
           
           
            Праздник Песах отмечается весной 
          - Дарование Богом евреям свободы. Совершился исход народа из страны 
          рабства - Египта. В Песах вся семья собирается вместе на праздничный 
          ужин. Называется он "седер" - порядок. На праздничном столе в особой 
          пасхальной тарелке - пять предметов: 
          
            - Косточка напоминает об овцах, которых предки евреев дарили Иерусалимскому 
              Храму; 
            
 - Горькие травы - о горечи рабства; 
            
 - Хоросет - своим видом напоминает глину, из которой евреи делали 
              кирпичи для фараона; 
            
 - Яйцо и зелень символизируют новую жизнь и весну, (зелень окунают 
              в соленую воду, в память о слезах, пролитых израильтянами в египетском 
              рабстве). 
          
  
           
           
            Во время седера выпивается четыре 
          бокала вина, из каждого бокала отливается десять капель, в память о 
          страдании египтян - "разве можно радоваться чужому несчастью?"  
           
            На столе стоит бокал, из которого 
          никто не пьет. Он называется бокал пророка Элиягу.  
           
            На пасхальном столе стоит тарелка 
          с мацой.  
           
            Собираясь покинуть Египет, израильтяне 
          пекли хлеб на дорогу; но они не могли ждать пока тесто взойдет, поэтому 
          пекли его на камнях под солнцем. Хлеб получился жесткий и плоский.  
           
         |