Оказывается, традиционные жилища народов Крайнего Севера согласно Жилищному Кодексу не могут быть признаны жильем. Такая же парадоксальная ситуация может сложиться во всех 29 субъектах Российской Федерации, в которых проживают кочевые народы. Чумы, яранги, юрты и еще около 40 разновидностей — это только северные жилища. Жилищный кодекс не признает помещения с такими характеристиками жильем. Председатель комитета по социальной политике и ЖКХ Законодательного Собрания республики Соха Елена Зеленко рассказала о проблемах, вызванных таким положением дел, и пообещала, что будет оказана юридическая помощь в решении всех спорных вопросах. Если жилище не признано жильем, то соответственно оно не имеет адреса. А что же тогда писать в паспорте в графе место регистрации — тундра? К сожалению, человек с такой отметкой вряд ли сможет получить загранпаспорт и съездить на отдых заграницу, оформить субсидии на содержание жилья или взять под опеку ребенка, умершего родственника. Выходит, что коренные народы Севера из-за своего традиционного образа жизни, ущемлены в конституционных правах.
Была предпринята попытка найти решение этой проблемы на региональном уровне. Республика Саха и Красноярский Край пытались ввести нормативные документы, регулирующие статус кочевого жилья, но они были признаны несоответствующими федеральному законодательству.
Изданный в прошлом году приказ ФМС также не решал проблемы. По нему выходило, что детей кочевников нужно регистрировать по месту жителей родителей — в тундре, а по достижении ими совершеннолетия при отсутствии постоянного жилья регистрацию не ставить совсем. Сейчас инициирована поправка в ФЗ «О праве граждан на свободу передвижения, выборе места жительства в пределах РФ», которая вводит определенный порядок регистрации граждан, ведущих образ жизни кочевников. 1 ноября Госдума приняла законопроект в первом чтении. Можно надеяться, что прописка в тундре будет узаконена.
Дата публикации: 6 марта 2012