Святилища острова Тира
Многочисленные туристы, отправляющиеся в путешествие на Крит, чтобы прикоснуться к одной из самых ярких и, увы, молчаливых (минойское письмо до сих пор не расшифровано) цивилизаций древности, не всегда знают о существовании совсем рядом, на острове Санторини, еще одного очага поэтической морской культуры.
Прежде круглый, как диск луны, островок именовался Тирой. Вулканический взрыв в середине II тысячелетия до н.э. разрушил его: сердцевина ушла под воду, оставив узкий, убывающий серпик полумесяца. Сохранившаяся часть оказалась засыпана пеплом, который, как в Помпеях, погрёб под собой древний город. Улицы же и особняки остались почти нетронутыми рукой времени. Правда, изучая их, археологи встретили еще больше загадок, чем им удалось раскрыть.
В 1968 – 1976 гг. экспедиция греческого археолога С. Маринатоса провела раскопки города Акротири. Учёных поразил уровень открывшейся цивилизации. Не рыбачья деревенька, а роскошный жилой квартал с двух- и трёхэтажными домами, расположенными вдоль мощеной улицы, снабжённой водостоками. Эта улица, названная дорогой Тельхинов – древних кузнецов-чародеев их греческих мифов, — шла с севера на юг, к морю. Вероятно, после извержения уцелела примерно половина города. Во время его расцвета здесь проживало до 30 тыс. человек. Обнаруженные здания сложены из камня, скрепленного деревянными балками. В верхних этажах проделаны огромные окна, позволявшие освещать всю постройку.
Дома здесь не похожи на дворцы Крита, которые описывают книги по архитектуре. У них нет ни колонн, ни световых двориков. Это скорее особняки. С улицы в них вели мощные каменные лестницы. Еще одна лестница, по которой жильцы поднимались на верхние этажи, находилась внутри. В настоящий момент очищено от пепла и исследовано семь зданий с покоями, великолепно расписанными красками. Сюжеты некоторых фресок натолкнули ученых на мысль, что перед ними домашние святилища, где обитатели особняков молились своим богам. Каждая из таких комнаток-«часовен» соединена с кухней, это позволяет предположить, что в святилищах совершались ритуальные трапезы. При раскопках найдено множество культовой посуды: кубки и сосуды для возлияний, расписные вазы, коробочки, где хранились притирания для жриц.
На фресках Тиры дома окрашивались в два основных цвета – синий и оранжевый (желтый). Видимо, внешние стены особняков когда-то тоже ярко расписывались. Это имело сакральный смысл и было непосредственно связано с назначением домашнего святилища. В минойской культуре синий – цвет богини-владычицы. Оранжевый или желтый – цвет солнца и царя. Так, по цветовому признаку, разделялись, вероятно, мужские и женские святилища, если не мужские и женские дома. Стены отдельных помещений окрашивались в зависимости от их функции. Цветом же выделялись деревянные балки, рамы дверных и оконных проемов. В целом особняки в эпоху расцвета Акротири выглядели пёстро и радостно.
Обращает на себя внимание сходство персонажей фресок с изображениями изящных минойских девушек из дворца в Кноссе (архитектура крито-микенского периода). Элегантность, грация, осознание собственной красоты сквозит в них. Движения дам плавны, рассчитаны на восприятие священного действа со стороны, глазами зрителей. Изображения сделаны в натуральный рост, отчего у участников ритуала должно было создаваться ощущение присутствия богини и ее служанок на домашнем празднике.
Стена разделена на зоны, ограниченные сверху и снизу широкими прямыми цветными полосами: красно-желтыми, сине-голубыми, белыми. Три горизонтальных уровня – это три мира: подземный, земной и небесный.
Ближе к морю находится так называемый Западный дом – здание, стоящее углом к дороге Тельхинов. Благодаря его расположению образовывалась треугольная площадь. Как и в Святилище дам, под ритуальное действо отводились две смежные комнаты на втором этаже, богато украшенные фресками. Тема моря выступала на них столь отчетливо, что сначала особняк даже звали Домом капитана. Однако назначение святилища явно женское: здесь совершался обряд возрождения богини, выходившей из водной пучины. (Много позже греческая богиня Афродита также вышла из пены морской). В стене комнаты меньшего размера имелась расселина, похожая на трещину в скале, из которой выходила богиня. Во время ритуала её представляла молодая жрица, как бы появлявшаяся из подводного мира, где пережила смерть. У минойцев прекращение жизни символизировали срезанные цветы. Растение богини — сорванные белые лилии – видны в простенках окон.
Одна из самых замечательных фресок в Западном доме условно называется «Морская экспедиция». Фриз, на котором она помещена, почти 6-метровой длины. Это цельная композиция, выполненная на глухой стене, нигде не разрываемая ни окнами, ни нишами для шкафов. Перед зрителями разворачивается напряжённое действо: по морю от одного города к другому плывут корабли и лодки. Первоначально считалось, что на фреске показаны реальные события: возвращение флота Акротири из его ливийской колонии города Кирены. Однако помещение росписи указывает на сакральное содержание сюжета. «Морская экспедиция» имеет важное ритуальное, а не бытовое значение. Более того, содержание, как и на других картинах, должно быть связано с идеей гибели и возрождения.
По концам фриза изображены два города. Небольшой, низинный или равнинный, населенный мужчинами. И высокий, обширный, возведенный на горе. За его стенами изящно одетые женщины застыли в ожидании. Полагают, что перед нами «город смерти» и «город жизни». Другие трактуют это как ритуал священного брака. Малый город выстроен на острове, среди болот и трясин. Вдалеке за его стенами видны холмы, на фоне которых лев преследует лань. Так на картине возникает сюжет охоты: события из мира природы перетекают в мир людей.
Ещё одна мистерия совершалась в Святилище крокусов, самом юном особняке, близ моря. Возможно, священная процессия, воспроизводившая ход солнца, двигаясь по улице, здесь заканчивала свой путь. В минойской культуре цветы служили воплощением божеств. В Святилище дам одна из смежных комнат покрыта стеблями цветущего папируса, символизировавшего неприкосновенность богов. В Святилище крокусов некоторые рельефы расположены в два этажа. Почти на всех росписях изображено срывание крокусов – ритуал, в котором участвовали только девушки, достигшие брачного возраста. Здесь проходило их посвящение. Они расставались с детством, как бы умирали и обретали жизнь в новой роли.