Важный критерий отрицания или анозогназии алкоголизма: а) понимание алкогольной болезни предполагает уровень развития пациента. Уровень этого понимания своего алкоголизма, косвенно характеризуя и анозогнозию, часто является одним из наиболее объективных источников информации о степени ее выраженности.
Среди них весьма распространены заблуждения относительно «целебных» свойств алкоголя — возможности лечения им различных заболеваний, начиная от простудных и до онкологических, снятия с его помощью напряжения при стрессовых психотравмирующих жизненных ситуациях и т. д. Неверно интерпретируются причины возникновения алкоголизма, злоупотребления алкоголем, которые обычно сводятся к экзогенным воздействиям: неблагоприятное социальное окружение, семейные конфликты, пьянство родителей, доступность алкогольных напитков и даже государственная торговля ими.
Широкое распространение имеет среди больных также неадекватная оценка поведения злоупотребляющих алкоголем — они воспринимаются, скорее, как мученики, хорошие, но «слабые» люди, к которым несправедливы судьба, общество, их близкие и которые нуждаются в понимании, сочувствии, опеке. Неоднократные попадания таких лиц в медвытрезвители зачастую не рассматриваются как признаки злоупотребления алкоголем и алкоголизма, сигналы о необходимости прекратить пьянство, пойти на прием к наркологу.
б) идентификация своего алкоголизма начинается обычно с признания больными того факта, что причины злоупотребления алкоголем скрыты в них самих, а внешние обстоятельства лишь повод для их проявления. Нередко алкоголизм прекращается при беременности, что четко представляется на видео родов. Больные нередко утверждают, что у них отсутствует болезненное влечение к спиртному, поскольку имели место «светлые» промежутки между запоями или потому, что они никогда не пили в одиночестве или без повода. Наиболее тяжелые алкогольные эксцессы находят, с их точки зрения, оправдание в сложном стечении жизненных обстоятельств, интра- и интерперсональных конфликтах.
Высокая толерантность объясняется ими как индивидуальная особенность организма, не имеющая существенного значения в диагностике алкоголизма. Наличие синдрома похмелья признается, как правило, лишь в случаях его тяжелых проявлений. Симптомы второго ранга — алкогольные выпадения памяти, нарушения сна, анорексия, раздражительность, психопатические заострения характера и т. д.— обычно не отрицаются больными, но значение их занижается.
Защитная функция анозогнозии наглядно проявляется и при объяснении больными причин алкогольных психозов: признать столь серьезные нарушения психики следствием неспособности контролировать влечение к алкоголю — значит, нанести себе сильный психотравмирующий удар.