Поиск по сайту    



Популярное за сегодня


Это интересно!


Интересное

Облако тегов


Новинки


Полезное

AdSense block #1

2 года Януковича у власти — прогресс или регресс

25 февраля исполнилась вторая годовщина со дня инаугурации Виктора Януковича на пост Президента. В любом случае эти годы врежутся в народную память. Вот только оценки деятельности главы государства диаметрально отличаются. От мысли Михаила Чечетова о том, что «Янукович спас страну от катастрофы», в промежуточных оценках независимых экспертов, которые считают, что Президент «осуществляет болезненные эксперименты над незащищенными слоями населения», и политической оппозиции, которая убеждена в том, что народ пережил «два года строгого режима». Два года – срок немалый и поздравления с днем рождения президент готов принимать.

Относительно высказывания Чечетова, то вспоминается «бородатый» анекдот: «Мы стояли на краю пропасти, но, развернувшись на триста шестьдесят градусов, сделали большой шаг вперед». Единственный вроде успех нынешней власти заключается в том, что все внутренние конфликты в ее среде приглушенные, почти не выходят на широкую общественность. А вот говорить про какой бы прорыв в экономике, социальной сфере, на международной арене не приходится. Наконец, не красноречивее всего это доказывает последнее правительственное заседание, на котором правительство Азарова постановило бороться с «замедлением темпов производства», а сам премьер (видимо, уже десятый раз) поставил задачу перед министрами по наработке действенной программы «эффективного замещения импортных товаров» отечественными. От «профессионалов-прагматиков», как они себя называли, четверть общества (такой победный результат Януковича на президентских выборах) и впрямь ожидала существенных экономических сдвигов. В действительности же все экономические новации свелись исключительно к перераспределению собственности в свою пользу и пополнения рядов олигархов старшим сыном Президента.

На днях социологи провели опрос относительно экономической ситуации в Украине. В его ходе выяснились интересные вещи: наш народ с благодарностью подарил бы Президенту еще одно Межгорье, если бы чувствовал справедливость его действий и чувствовал, что изменения пойдут на пользу большинству людей. А поскольку этого не произошло — народ на пороге социального взрыва, — пишет издание Актуальные новости.

В первый год президентства Януковича это было не так очевидно. По крайней мере теплилась надежда, что, сосредоточивая в своих руках все возможные и невозможные полномочия, Президент начнет действовать в интересах общества. А что получили? То, что Украина перестала быть правовым государством. Самый яркий доказательство — изнасилование Конституции органом, который должен стоять на его защите, — Конституционным судом. Это теперь учреждение «по вызову», которое, вопреки Основному Закону, признает конституционным неконституционные законы и постановления. Речь идет о предоставленной правительству Азарова возможности выполнять только те социально направленные законы, которые он хочет и имеет возможность.

Хотя какое там правительство Азарова? По нынешней Конституции глава правительства имеет право и обязанность подавать Президенту ту или иную кандидатуру министра или главы госкомитета как на утверждение, так и на снятие с должности. Зато о кадровых изменениях в Кабмине его руководитель узнает одновременно с рядовыми гражданами. То есть его никто ни о чем не спрашивает. Поэтому Николай Янович, очевидно, очень мало влияет на любые процессы в государстве.

И можно с уверенностью сказать, что сейчас правящая верхушка прошла пик своего взлета, за которым — только «кривая» падения. Хотя бы потому, что вместе с полномочиями исключительно на Президенте лежит и вся ответственность за состояние дел в стране. А то состояние не удовлетворяет ни общество, ни Президента. Даже Леонид Кучма имел громоотвод Верховную Раду, которая мешала ему воплотить некоторые замыслы. А у Виктора Федоровича оппонентов не осталось. Право на жизнь и достойное существование имеют только его апологеты.

Такая почти безоблачная ситуация, однако, породила значительные проблемы. Попытки применить «новые подходы в дипломатии» привели к тому, что Януковичу уже не рады ни в Брюсселе, ни в Вашингтоне, ни в Москве. И хотя МИД якобы разрабатывает какие-то новые азиатские и ближневосточные «векторы», эти усилия вряд ли увенчаются успехом. Перехитрить всех Виктору Януковичу так и не удалось. Поэтому позиции Украины на мировой арене еще более пошатнулись и скатились вниз.

Можно говорить и про другие начальные признаки деградации властной команды. В частности, о том, что в ней идет небывалая борьба за «доступ к телу». Об этом свидетельствуют, например, последние кадровые перетасовки, глубокого и реформаторского смысла в которых не найти. В последнее время воочию и усилия, которых Виктор Федорович прилагает для того, чтобы дистанцироваться от родной для себя Партии регионов. Он пытается дать понять, что находится над партийной борьбой. Поздно спохватился: понятие «Янукович — Партия регионов» стали неразделимыми. Мало того: ни один кандидат из этого провластного блока уже не сможет понравиться избирателям. Даже — как некий условный Виктор Ющенко после отставки в 2001 году с премьерского поста. Однако и теперь Янукович изыскивает возможности переизбраться на второй срок. И именно эту задачу, а не какие-то эфемерные реформы, «улучшения», — главный двигатель его действий. И единственный для себя путь он видит в усилении силового блока, личной преданности руководителей МВД, СБУ, Генеральной прокуратуры, над которыми теперь вроде осуществлять кураторство секретарь СНБО Андрей Клюев. Многие аналитики предполагают, что основная цель деятельности последнего в новой должности — подготовка силового противодействия массовым народным выступлениям, которые уже сейчас кажутся неизбежными. К его же спецзаданиям, судя по всему, относится и нужен Президенту результат парламентских выборов. Ведь без своего большинства переизбраться на второй срок Януковичу нечего и надеяться, — пишет издание Новости Украины.

Однако занятие руководящих кресел в перечисленных ведомствах преданными людьми отнюдь не гарантирует желаемого результата. Скажем, осенью-зимой 2004 года главные «силовики» были лично преданные тогдашнему президенту и премьеру. Вот только выполнять их приказы о применении оружия на Майдане никто не захотел…

Наконец, даже риторика президентских заявлений в последнее время стала слишком многозначительной. Про его юбилейную речь (по случаю второй годовщины пребывания в должности) будем считать выступление на вторничном Совете регионов. Виктор Янукович сосредоточил свое внимание на трех главных вещах: «справедливых» тарифах на коммунальные услуги, неотложном завершении земельной и медицинской реформ.

В чем, спросите, многозначность? Возьмем хотя бы «справедливые» тарифы. Правительственные структуры утверждают, что население платит лишь сорок процентов стоимости коммунальных платежей. Видимо, надо понимать, что должны платить все сто. И на этом, судя по последним заявлениям, настаивает Президент.

Далее. В.Янукович не только перед своим правительством, но и перед Верховной Радой ставит задачу в максимально сжатые сроки сделать землю товаром. Но даже некоторые его партийные соратники активно сопротивляются введению рынка земли. Наверное, хорошо осознают, что в современных условиях земля буквально выскользнет даже у них из рук, не говоря уже про крестьянские.

То же самое касается медицины. Реформа отрасли свелась бы к «оптимизации» учреждений здравоохранения и приватизации высвобожденных помещений. Этот опыт, приобретенный в четырех пилотных регионах, должен быстро распространиться по всей Украине. Вот счастье привалит больному, когда даже к универсальному, а не специализированному врачу, придется добираться за сотню километров!

Про эффективные реформы. Изменения в государстве так и не стали понятными, прогнозируемыми и желанными для людей. Нарекания же на «папередникав» уже так набили оскомину, что об этом нечего и говорить. Тем более, если внимательно прислушаться к нынешним государственным мужьям, то напрашивается вывод, что главный их враг — разношерстные «льготники». Они, мол, и является тем злом, что влечет Украины на дно. Но урезают бюджетные выплаты не чиновникам, а «чернобыльцам», «афганцам», ветеранам и детям войны…

И даже не скрывают, что на таком фоне приближенные к власти олигархи всего за два года удвоили, а то и утроили свои доходы! Разве такое возможно в по-настоящему справедливом государстве, во главе которого — мудрый и рассудительный руководитель?

Вот и имеем вроде нерешенную сегодня дилемму. То, что нужно стране, — высвобождение инициативы людей, честная конкуренция, которая оздоровит экономику и политику, является опасным для действующего главы государства. Он что? Для себя может считать, что его личная жизнь удалась: достиг высшей государственной должности. Однако тот общественный сдвиг, который произошел после его избрания и некоторым кадровым назначениям, еще долго будет давать о себе знать. Скажем, фаворитами Президента часто становятся люди, жизненный путь которых диаметрально противоречит устоявшимся понятиям о том, как надо добиваться успеха в нормальном государстве. Взять хотя бы нынешнего министра обороны, который прославился не созданием законов и чисто человеческими качествами, а дракой в парламенте, во время которой разбил стулом голову политическому оппоненту.

Эта статья была опубликована в Образование и наука. Постоянная ссылка.
AdSense block #2

Comments are closed.